Платная доработка на тему Социально-экономическая безопасность России и ее регионов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
исследования социально-экономической безопасности государства и его регионов. 5
1.1 Понятие и сущность
социально-экономической безопасности государства и ее регионов. 5
1.2 Показатели и индикаторы
социально-экономической безопасности. 11
Глава 2 Оценка текущего состояния
социально-экономической безопасности России и ее регионов. 17
2.1 Анализ уровня
социально-экономической безопасности России и ее регионов 17
2.2 Выявление и оценка угроз
социально-экономической безопасности России и ее регионов. 23
Глава 3 Направление повышения уровня
социально-экономической безопасности России и ее регионов. 28
3.1 Стратегические направления
нейтрализации угроз социально-экономической безопасности России и ее регионов. 28
3.2 Пути повышения
социально-экономической безопасности России и ее регионов 31
Заключение. 33
Библиографический список. 35
Введение:
Актуальность
исследования. Главной задачей каждого современного государства является
обеспечение высокого уровня национальной безопасности страны, которая включает
различные составляющие, в т. ч. и социально-экономическую безопасность.
Особенно важной эта задача становится сегодня – в условиях снижения финансовых
результатов и падения объемов производства во многих странах в результате
негативного влияния пандемии коронавируса и других факторов. Основные их
последствия находят проявления, прежде всего, в социально-экономической сфере,
влияя, как на экономику государства в целом, так и на качество жизни граждан.
В такой ситуации
особенно важным становится контроль уровня социально-экономической безопасности
в стране и ее отдельных регионах, а также разработка действенных мер по
оптимизации показателей социально-экономической безопасности. Это и определяет
актуальность темы данной курсовой работы.
Цель и задачи
исследования. Целью исследования в курсовой работе стала разработка возможных
направлений повышения уровня социально-экономической безопасности России и ее
регионов. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи
исследования:
— определить понятие и сущность
социально-экономической безопасности государства и ее регионов;
— рассмотреть показатели и индикаторы
социально-экономической безопасности;
— провести анализ уровня социально-экономической безопасности
России и ее регионов;
— выявить и оценить угрозы социально-экономической
безопасности России и ее регионов;
— рассмотреть стратегические направления
нейтрализации угроз социально-экономической безопасности России и ее регионов;
— описать пути повышения социально-экономической
безопасности России и ее регионов.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступают показатели социально-экономической
безопасности. Объектом исследования выступает социально-экономическая
безопасность Российская Федерации и ее регионов.
Методы исследования. В
ходе выполнения теоретической части исследования были использованы методы
изучения научной литературы – анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и
детализация, систематизация и классификация. В практической части исследования
использованы специальные методы исследования – статистический анализ динамики и
структуры, методы аналитического сравнения. Информационная база
исследования. Основными источниками информации при написании данной курсовой
работы стали нормативно-правовые документы РФ, научная литература по теме
исследования (монографии, учебники, публикации в научных изданиях), а также
статистические данные Росстата, демонстрирующее показатели
социально-экономического развития РФ и ее регионов.
Структура исследования
включает введение, три главы, заключение и библиографический список. Первая
глава курсовой работы посвящена теоретическим аспектам темы. Вторая глава –
аналитическая и содержит результаты оценки социально-экономической безопасности
РФ и ее регионов. В третьей главе предложены направления укрепления социально-экономической
безопасности в стране и ее отдельных регионах, возможности ликвидации основных
выявленных в ходе исследования угроз.
Заключение:
Под социально-экономической безопасностью страны и ее
регионов целесообразно понимать такое состояние государства, которое
обеспечивает защищенность интересов граждан и других субъектов экономической
системы от возможных угроз и негативных воздействия в социальной и
экономической сфере.
Для оценки социально-экономической безопасности страны и
регионов наиболее важными являются общие объемы производства (ВВП) и в расчете
на душу населения, показатели развития производственной сферы (доля
обрабатывающей промышленности), инвестиционной активности (объем инвестиций по
отношению к ВВП), инновационной активности (доля новых видов продукции в общем
объеме выпуска), а также индикаторы социальной сферы (доля в населении граждан,
имеющих доходы ниже прожиточного минимума; средняя продолжительность жизни в
стране или регионе; разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых
низкодоходных групп населения; уровень безработицы).
Проведенное исследование показало, что социально-экономическое
развитие отдельных регионов РФ имеет разную интенсивность. Но при этом
положительной тенденцией является рост исследованных показателей в
динамике. Вместе с тем, в РФ есть угрозы социально-экономической
безопасности. Основные из них связаны с недостаточным развитием обрабатывающей
промышленности, низкой инвестиционной активностью, а также бедностью населения.
В отдельных регионах имеются и другие угрозы. Особенно резко они выражены в
СКФО, для которого характерен также высокий уровень безработицы населения,
сравнительно низкий уровень ВВП на душу населения. Исходя из этого, для оптимизации показателей
социально-экономического развития в РФ и ее регионах важно стимулировать
инновации и инвестиции, особенно в обрабатывающей промышленности. Для этого
важно использовать финансовые механизмы (льготы при налогообложении прибыли,
льготные каникулы на период инвестирования и т.п.), организационные механизмы
(система эффективной регистрации новых предприятий, изменения уставных
документов), информационные механизмы (разработка инвестиционных проектов,
паспорта регионов), коммуникационных (работа по поиску инвесторов).
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования
социально-экономической безопасности государства и его регионов 1.1 Понятие и сущность социально-экономической
безопасности государства и ее регионов Научные источники информации, рассматривая вопросы развития
национальной экономики и ее устойчивости в нестабильных политико-экономических
условиях, оперируют термином «национальная безопасность». Впервые этот термин
употребил 25-й президент США
Т. Рузвельт в 1904 году. С тех пор данный термин использовался как синоним
обороны до 1947 годы. В моровом политическом лексиконе понятие национальной
безопасности появилось во время Второй мировой войны, а безопасность страны
начала ассоциироваться именно с военной сферой[1].
В последние десятилетия понимания термина национальной
безопасности значительно расширилось. Его современное нормативное определение
дано в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации». В соответствии с данным документом
национальная безопасность РФ – это «состояние защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются
реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и
уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная
целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ»[2]. При
этом законодатель одной из составляющих национальной безопасности страны
называет ее экономическую безопасность.
Следует отметить, что понятие «экономическая безопасность»
вошло в научный оборот около 70 лет назад и использовалось европейскими и американскими
экономистами для характеристики состояния в разных сферах жизни. Детализация
исследуемого понятия произошла только в конце ХХ века. При этом исследователи
начали использовать данный термин преимущественно по отношению к состоянию
национальной экономики[3].
На современном этапе большинство исследователей под
экономической безопасностью государства понимают «обеспеченность требуемого
уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими ресурсами,
создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня
конкурентоспособности страны, защищенность жизненно важных интересов личности,
общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз»[4].
Такое определение касается общей экономической безопасности
– как внутренней, так и внешней, поскольку включает в себя внешние цели
(например, уровень конкурентоспособности страны), а также учитывает внешние
угрозы.
В.И. Орехов подчеркивает важную роль внутриэкономической
безопасности страны, но при этом не дает определения данного термина. Автор
считает, что «внутриэкономическая безопасность имеет решающее значение для
обеспечения экономической безопасности страны, так как от состояния
национальной экономики зависит уровень развития и устойчивость политики
государства, а слабое во внутриэкономическом смысле государство не имеет
возможности завоевать прочные позиции на внешнем рынке и оградить себя от
внешних угроз»[5].
Такие положения свидетельствуют о том, что автор описывает внутриэкономическую
безопасность через категорию «состояние национальной экономики». При этом
исследователь подчеркивает зависимость внутриэкономической и внешней
безопасности страны.
В целом, по мнению экспертов, различные подходы к
определению термина «экономическая безопасность» находятся на стыке разных
научных дисциплин – экономической науки и теории международных экономических
отношений[6].
В научной литературе среди компонентов, характеризующих
сущность экономической безопасности в целом, выделяют следующие:
— устойчивое, стабильное развитие и рост
экономики, выживание, обеспечение минимальных стандартов и потребностей,
независимость, самостоятельность, конкурентоспособность (как целевые установки);
— состояние экономики, защищённость, способность
защищать, отсутствие опасности (как непосредственно суть понятия «экономическая
безопасность»);
— угрозы, ущерб, неблагоприятные условия, кризис,
дестабилизирующие факторы (как факторы, потенциально препятствующие достижению
цели)[7].
Исходя из этого, рассмотрим основные научные положения,
которые должны быть положены в основу характеристики термина «экономическая
безопасность страны»:
1) цели. Так, целью экономической безопасности страны
является достижение экономического роста;
2) объекты. Объектом экономической безопасности страны
является ее экономическая система в комплексе: природные богатства,
производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы и
др.[8] При
этом следует учитывать, что все производственные ресурсы страны могут быть
систематизированы на природные, человеческие (трудовые), финансовые (капитал);
3) субъекты, включающие управляющие структуры на уровне
государства, региона, отдельных предприятий;
4) перечень угроз развитию экономики страны.
С учетом выделенных положений под
экономической безопасностью страны целесообразно понимать такое состояние
экономической системы государства – производственных ресурсов (природных,
трудовых, финансовых) и непроизводственных условий (система созданных
предпосылок развития на уровне страны, региона, отдельных организаций), –
которое обеспечивает возможности длительного экономического роста и
нивелирование угроз.
Таким образом, основными
факторами, которые способствуют достижению экономической безопасности страны,
являются:
— наличие производственных ресурсов;
— наличие непроизводственных условий, то есть,
созданная в государстве система управления экономикой: условия
предпринимательства, инвестирования, научно-технического развития и т.д. Все эти факторы могут быть систематизированы по разным
признакам: по характеру возникновения (социальные, природные, антропогенные);
по характеру реализации (стихийные, целенаправленные); по длительности
сформированности; по важности (по величине экономического эффекта возможных
последствий)[9].
Таким образом, становится понятным, что экономическая
безопасность страны формируется, с одной стороны, имеющимся потенциалом
государства (положительное влияние), а с другой стороны – возникающими угрозами
(негативное влияние). В результате соотношения выраженности этих составляющих и
процессов управления ими формируется
определенный уровень экономической безопасности в стране. То есть,
экономическая безопасность характеризуется с одной стороны – как совокупность
текущего состояния экономики и общества, а с другой – как процесс поддержания
(обеспечения) такого состояния экономики и общества[10].
Конечно же, категория
экономической безопасности страны является достаточно сложной, что требует
характеристики ее системы и отдельных элементов.
В соответствии с территориальным принципом можно выделить
безопасность в сфере экономики отдельных регионов страны. Согласно отраслевому
принципу можно оценивать безопасность отдельных отраслей экономики государства.
В соответствии с разными уровнями управления можно выделить безопасность
государственного, корпоративного и частного сектора экономики. Также исследователи выделяют отдельные виды экономической
безопасности, исходя из основных факторов, определяющих возможности
противостоять экономическим угрозам. При этом следует подчеркнуть, что на
сегодня нет четко выделенной системы экономической безопасности страны и ее
регионов. В различных научных источниках упоминаются разный перечень
составляющих экономической безопасности: демографическая;
социально-экономическая; экологическая; внешнеэкономическая; транспортная;
безопасность предприятий, промышленности, касающаяся отдельных отраслей;
энергетическая; продовольственная; инвестиционная и т.д.[11].
Таким образом, социально-экономическую безопасность страны и
регионов можно понимать, как составляющую более общего термина «экономическая
безопасность». В то же время, отдельные исследователи подчеркивают, что
социально-экономическая безопасность соединяет в себе признаки безопасности
разного уровня – личностного, общественного, государственного (рисунок 1). Рисунок
1 – Формирование социально-экономической безопасности[12] И. Караваева также подчеркивает, что социально-экономическая
безопасность существенно шире и объемней, чем процесс стабильного и устойчивого
развития национальной экономики. Базовым его условием становится включение в
качестве неотъемлемой и приоритетной составляющей социального фактора[13].
Таким образом, под социально-экономической безопасностью
страны и ее регионов целесообразно понимать такое состояние государства,
которое обеспечивает защищенность интересов граждан и других субъектов
экономической системы от возможных угроз и негативных воздействия в социальной
и экономической сфере. [1] Шободаева А.В. Теория
национальной безопасности Российской Федерации: учебник: в 2 ч. / А.В.
Шободаева. – Иркутск, Изд-во БГУ, 2017.
– С.14. [2] Указ Президента РФ от 31.12.2015
№ 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ [3] Шубина Н.В. Концептуальные
подходы к пониманию экономической безопасности региона: сущность, структура,
факторы и условия // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – 2017. Том
16. –№ 2. – С. 289. [4] Ускова Т.В. Ключевые угрозы
экономической безопасности России // Проблемы развития территории. – 2019. – №
1 (99). – С. 8. [5] Орехов В.И. Экономическая
безопасность РФ в условиях экономического криза: когнитивный подход.
Монография. – М.,2014. – 105 с. [6] Жанабергенова М.А., Азатбек Т.А.
Международный опыт обеспечения экономической безопасности [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://articlekz.com/article/21103 [7] Кораблева А. А. Экономическая
безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение
терминологии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. –
2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-v-sisteme-vidov-regionalnoy-bezopasnosti-utochnenie-terminologii [8] Матвеева Е. С. Понятие
экономической безопасности государства и ее место в системе национальной
безопасности // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 368. [9] Колесниченко Е.А., Спицына Е.В.
Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа //
Лесотехнический журнал. – 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionalnyy-uroven-analiza [10] Коновалова Т.М., Дюженкова Н.В. Сущность
экономической безопасности на региональном уровне [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
http://www.tstu.ru/science/seminar/konf6/pdf/054.pdf [11] Кораблева А. А. Экономическая
безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение
терминологии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. –
2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-v-sisteme-vidov-regionalnoy-bezopasnosti-utochnenie-terminologii [12] Швайба Д. Неотъемлемый элемент
защиты от вызовов и угроз // Беларуская думка. – 2018. – №2. – С.50. [13] Караваева И. Критерии
социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности
// Федерализм. 2020.– №2. – С. 147.