Платная доработка на тему Социальная защита семей с детьми и граждан имеющих детей с учетом регионального аспекта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной защиты семей с детьми 6
1.1 Семья как объект социальной защиты 6
1.2 Определение понятия социальной защиты семей в России как реализация социальной функции государства 8
1.3 Виды социальной защиты семей в Российской Федерации 13
2 Анализ регионального аспекта социальной защиты семей с детьми на примере Свердловской области 21
2.1 Федеральное законодательство о социальной защите семей с детьми 21
2.2 Нормативно-правовая база социальной защиты семей с детьми в Свердловской области 24
2.2 Анализ эффективности социальной защиты семей с детьми в Свердловской области 32
3 Проблемы и перспективы социальной защиты семей в Свердловской области 39
Заключение 48
Список используемых источников 50
Введение:
Актуальность темы. Конституцией Российской Федерации закреплены основные цели и задачи социальной политики. Так в части 1 статьи 7 Конституции РФ [1] указано, что основной целью социальной политики России является создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь каждого человека и его свободное развитие. Государственная поддержка семьи, детства, материнства и отцовства – одно из направлений, реализация которого способствует достижению указанной цели.
Реализация государственной поддержки семьи осуществляется через систему социальной защиты, включающую и такие меры, как выплата пособий и компенсаций. Законодательство о социальном обеспечении в Российской Федерации постоянно развивается и изменяется. Проблемы и потребности современного общества приводят к появлению новых форм и видов социального обеспечения.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется, с одной стороны, значением социальной защиты в реализации политики государственной поддержки семей с детьми, с другой стороны, постоянным развитием законодательства, требующим изучения новелл и практики их правоприменения с целью дальнейшего совершенствования правового регулирования социального обеспечения граждан.
Вопросы социальной защиты семей, имеющих детей рассматривались различными авторами, среди которых можно выделить работы Т.В. Иванкиной, Е.Г. Азаровой, С.Ю. Головиной, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, К.Н. Гусова, М.В. Лушниковой, Е.Е. Мачульской, Л.Ю.Бугрова, С.В. Наймушина, Н.М. Саликовой, М.Ю. Федоровой, М.В. Молодцова, В.Ш. Шайхатдинова и Э.Г. Тучковой, посвященные правовым вопросам социальной защиты семей, имеющих детей. В работах В.А. Варывдина, И.П. Клемантовича, Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной, Г.И. Климантовой, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой нашли отражение вопросы системы социальной защиты семьи и детства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с социальной защитой семей с детьми в РФ.
Предметом исследования являются законодательные и подзаконные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Свердловской области, в сфере социальной защиты семей с детьми.
Цель исследования – изучить опыт реализации государственной политики в сфере социальной защиты многодетных семей в Свердловской области, выявить проблемы её реализации и предложить рекомендации по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические аспекты социальной защиты семей, имеющих детей.
2) Проанализировать реализацию государственной политики в сфере социальной защиты семей, имеющих детей с учетом регионального аспекта на примере Свердловской области.
3) Дать рекомендации по совершенствованию социальной защиты семей, имеющих детей в Свердловской области.
Теоретической основой работы послужили работы таких ученых, как В.П. Галаганов, М.Л. Захаров, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Е.Е. Мачульская, Э.Г. Тучкова, М.В. Филиппова, и других авторов.
Нормативно-правовой основой исследования послужила Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, нормативные акты Свердловской области, регулирующие социальную защиту семей с детьми.
Методологическую основу курсовой работы составил диалектический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему в развитии и взаимосвязи с другими правовыми институтами. При написании работы были использованы такие методы как анализ, синтез, дедукция, при помощи которых стало возможным обобщить данные научной литературы и судебной практики.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении существующей научной литературы и других источников о социальной защите семей с детьми в Российской Федерации с учетом регионального аспекта Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована обучающимися в процессе изучения дисциплин «Право социального обеспечения» и «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и ПФР», а рекомендации, данные в работе, могут быть использованы реализации политики социальной защиты семей с детьми в Свердловской области.
Структура работы определена задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражена актуальность выбранной темы; цель, задачи, предмет и объект исследования; теоретическая и нормативная основы; теоретическая и практическая значимость работы; методы исследования; структура дипломной работы .
В первой главе раскрываются теоретические аспекты социальной защиты семей с детьми.
Во второй главе анализируется опыт организации социальной защиты семей с детьми на примере Свердловской области.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию социальной защиты семей с детьми.
В заключении приводятся выводы по проведенной исследовательской работе.
В списке используемых источников содержится информация об основных документах и литературе, задействованных в ходе написания дипломной работы.
Заключение:
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере социальной защиты многодетных семей определены федеральными и региональными законодательными актами. Основной закон Российской Федерации гарантирует социальную защиту. Ответственность за развитие, воспитание ребенка несут родители или законные представители.
Рассмотрены нормативно-правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки для семей с детьми с учетом регионального аспекта.
Федеральным органом исполнительной власти, реализующим рассматриваемую государственную политику, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, на уровне субъекта РФ – Министерство социальной политики Свердловской области.
На территории Свердловской области Министерство социальной политики осуществляет деятельность через подведомственные учреждения, в том числе территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области – управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
Рассмотрены формы предоставления мер социальной поддержки органами социальной защиты Свердловской области. Органы власти системы социальной защиты населения Свердловской области реализуют и выявляют эффективность:
государственной семейной политики Свердловской области;
целевых программ Свердловской области;
подпрограмм, реализуемых в рамках Федеральных государственных программ;
национального проекта «Демография».
Реализуемые государственные программы и подпрограммы в рамках действующих программ для многодетных семей носят разносторонний и комплексный характер, затрагивающий жизненно важные аспекты семей (социальные выплаты, направленные на частичную компенсацию недополученных доходов женщин в связи с материнством, предоставление денежной выплаты на частичное погашение ипотечного кредита).
Разнообразие мер социальной поддержки многодетных семей Свердловской области помогает решать насущные и жизненно важные вопросы, например: приобретение жилья, трудоустройство, повышение уровня доходов в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Выплаты ежемесячных пособий позволяют поддержать семьи с невысокими доходами, а это, в свою очередь, создаст условия и возможности многим семьям реально задуматься о рождении первого и последующих детей.
В ходе работы автором проанализированы проблемы, которые возникают в ходе реализации государственной политики в сфере социальной защиты многодетных семей в Свердловской области, по мнению представителей профессионального сообщества. Отмечено более отчетливое формирование потребительского отношения многодетных семей по отношению к государству. Стоит отметить, разнообразие мер социальной поддержки, реализуемых на территории Свердловской области, позволяет отслеживать положительную динамику увеличения количества многодетных семей.
Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию реализации государственной политики. Совершенствование государственной политики возможно за счет повышения качества и доступности государственных услуг; размещенной актуальной информации на официальных сайтах органов власти; создание единой региональной платформы в сети «Интернет», аккумулирующей информацию о мерах социальной поддержки различных категорий граждан; привлечение средств благотворительного сектора для расширения спектра мер социальной поддержки семей с детьми.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты социальной защиты семей с детьми
1.1 Семья как объект социальной защиты
Семья выступает объектом комплексного изучения различных наук. Учеными предлагались определения «семья» с точки зрения социологии, истории, этнографии, социальной философии.
С точки зрения социологии семья рассматривается как социальный институт и социальное объединение, «члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [35]. А. В. Демирова дает определение семьи как объединения людей, которое связано браком или кровным родством, «общностью быта и взаимной ответственностью» [23].
Следует отметить, что особое внимание в определении семьи исследователи уделяют ответственности внутри семьи и взаимоотношениям семьи с обществом.
С точки зрения социальной работы семья рассматривается как первичный социальный институт для ребенка, основной функцией которого является рождение и воспитание детей. Некоторые авторы делают акцент на роли семьи в формировании личности ребенка, а также на основную функцию семьи – воспитательную. Авторы считают, что члены семьи обязательно связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, что особенно необходимо для воспроизведения населения и воспитания детей [29].
Р.М. Валиахметов дает развернутое определение семьи как общности людей, «основанной на единой общесемейной деятельности, узах супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей» [20].
В современных условиях изменения роли и ценности семьи самым актуальным. Семья является первичным институтом для ребенка, способствуя формированию у него образа семьи и модели поведения в семье.
Естественно, понятию семьи большое внимание уделяют и юристы.
Можно согласиться с теми авторами, кто рассматривает понятие «семья» как межотраслевое, так как оно может рассматриваться с точки зрения не только права социального обеспечения, но и семейного, жилищного, гражданского законодательства применительно к тому кругу правоотношений, который эти отрасли регулируют [30].
Действующее законодательство не содержит правового определения семьи. Специалисты в области права социального обеспечения и семейного права предлагают следующее понимание семьи. «Семья представляет собой сложную, автономную социальную структуру, предполагающую наличие специфических связей, не характерных для иных общественных явлений» [28].
Ю.П. Орловский определяет семью как объединение людей, которых связывает родство, супружеские, детско-родительские отношения, выполняющее роль связующего звена между отдельной личностью и обществом [26].
Следует отметить, что в социально-обеспечительном законодательстве понятие «семья» в различных нормативных правовых актах раскрывается различными способами. Е.А. Токарева отмечает, что «понятия чаще всего определяются при помощи обобщенной формулы (через род и видовое отличие), казуистического перечня или их комбинирования» [33].
Так, Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации [9] используется родовидовой способ закрепления понятия «семья».
В других нормативных правовых актах социально-обеспечительного законодательства, содержащих понятие «семья» [8,10] законодатель отошел от указанного подхода, избрав казуистический способ раскрытия данного понятия путем закрепления перечня лиц, входящих в ее состав.
Представляется, что выбор такого подхода обусловлен преимущественным использованием данной нормы в процедурных правоотношениях (в частности, при определении состава семьи для расчета среднедушевого дохода семьи).
Вместе с тем рассматриваемое понятие напрямую влияет и на определение права граждан посредством установления нуждаемости заявителя, которая в свою очередь определяется через величину среднедушевого дохода семьи.
Выбор законодателем такого приема раскрытия содержания понятия «семья» не вызывает каких-либо возражений, поскольку в социально-обеспечительном законодательстве казуистические определения встречаются достаточно часто. Однако использование двух разных способов (родовидового и казуистического) применительно к одному и тому же понятию, которое используется в однородных правоотношениях и применяется для сходных целей правового регулирования представляется не вполне оправданным. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает отсутствие единства понятийного аппарата и системности социально-обеспечительного законодательства.
Роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. И с точки зрения перспектив развития общества особую ценность представляет семья, имеющая детей. Обеспечение достойного уровня жизни через оказание материальной поддержки семьям с детьми влечет за собой ощутимые позитивные социальные эффекты. Это не только снижение числа семей с детьми, находящихся за чертой бедности, но и стабилизация демографической ситуации России, стимулирование воспроизводства населения Российской Федерации и как следствие всего вышеперечисленного повышение уровня доверия общества к государству.
1.2 Определение понятия социальной защиты семей в России как реализация социальной функции государства
Социальная функция государства связана с приоритетными направлениями деятельности современных цивилизованных государств. В наибольшей степени вопросы реализации социальной функции государства становятся актуальными и востребованными обществом в периоды различного рода социально-экономических потрясений, в ситуациях экономической нестабильности и финансовой напряженности. Содержание социальной функции государства предопределяется представлениями о социальном государстве.
В самом общепринятом значении социальное государство – это такая организация публично-политической власти в обществе, которая гарантирует каждому гражданину достойный уровень жизни и возможность пользоваться различными социальными благами, такими как жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Становление идеи социального государства прошло длительный путь эволюции, начиная с конца XVIII в., когда произошло выделение социальной функции государства среди прочих сфер публично-властного управления обществом. Первоначально реализация этой функции сводилась, прежде всего, к обеспечению социальной защиты наиболее бедных и социально уязвимых слоев населения. В настоящее время основными задачами государства в социальной сфере становятся повышение качества жизни населения и обеспечение достойного уровня жизни каждого гражданина, а также снижение уровня социального неравенства [27].
Одним из направлений реализации социальной функции государства является осуществление социальной защиты граждан.
По мнению Т. К. Мироновой понятие «социальная защита» появляется в отечественной науке с начала 90-х годов ХХ века, как характеристика системы государственных органов, а также специализированных учреждений, обеспечивающих поддержку со стороны государства тем категориям граждан, которые в ней нуждались, в том числе многодетным семьям, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии, и их семьям, пенсионерам, безработным и некоторым другим категориям [25].
Н. А. Волгин рассматривает социальную защиту населения как деятельность государства, которая направлена на осуществление огромного количества установленных законом гарантий в различных сферах жизни общества: экономической, правовой и социальной, способных обеспечить каждому человеку уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности [31].
По мнению З.В. Тонких, под социальной защитой следует понимать систему особых отношений, правовых гарантий и мер, способных защитить любого человека от сложной жизненной ситуации, приведшей к ухудшению условий его жизни, ухудшению его здоровья, невозможности трудиться и реализовать свой гражданский потенциал [34].
Анализ положений нормативных актов и специальной научной литературы дает возможность выделить узкое и широкое толкование термина «социальная защита». Так, в широком понимании социальная защита представляет собой общественный институт, деятельность, направленную на оптимизацию социальных и личностных отношений «через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством социальной поддержки, социального обслуживания, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы» [25].
В узком понимании социальная защита – система мер, направленных на поддержку граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, либо находящихся в зоне высокого социального риска [22].
Смысл социальной защиты населения заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, а также в обеспечении условий для улучшения качества жизни граждан, особенно, наименее защищенных категорий.
Отметим, что социальная защита населения – это один из ключевых элементов социальной политики Российской Федерации. В качестве составной части общей политики государства, социальная политика касается отношений между общественными группами, обществом в целом и его представителями в частности, различных изменений в социальной структуре, улучшения уровня жизни в людей обществе, для улучшения жизни граждан, удовлетворение нужд на всех возможных уровнях.