Платная доработка на тему Социализация личности и социальная работа.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социализации личности и социальной работы 6
1.1. Сущность и этапы социализации личности 6
1.2. Роль социальной работы в социализации личности 14
Глава 2. Практические особенности развития социализации личности и социальной работы на примере ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» 20
2.1. Общая характеристика ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» 20
2.2. Анализ деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности 28
2.3. Проблемы и перспективы деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности 40
Заключение 49
Список литературы 52
Приложения 54
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. В современном мире жизнь людей преобразилась кардинальным образом. Эти изменения затронули все стороны жизни человека. Особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями. Социализация в современном мире — это процесс овладения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему благополучно совершать работу в обществе.
Социализация личности — одна из тех фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом реалий современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, необходимость разработки проблемы социализации лишь усиливается. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и девальвацией системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и нарушением преемственности между ними, модернизацией важнейших сфер жизни постсоветского общества, внедрением чуждых ему духовных ценностей, вытеснением и забвением отечественных культурных традиций, отвечающих за социокультурный иммунитет общества.
С другой стороны, в периоды трансформаций общественной жизни нормы социализации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют. Общество переживает кардинальное изменение основных институтов социализации, сопровождающееся серьезным дисбалансом целенаправленных и стихийных форм социализации в сторону доминирования последних. В этой связи возникает стихийная, деструктивная для развития человека, опасная и непредсказуемая по своим последствиям социальная ситуация. В современном обществе обнаруживается множество форм социальности, которые появляются и начинают действовать раньше, чем их можно предсказать и поставить под управляемый контроль их возможные негативные социальные последствия. Это заключение относится и к социализации.
Объектом исследования курсовой работы является общественные, экономические и правовые отношения, складывающиеся в процессе социализации личности и социальной работы.
Предметом исследования курсовой работы являются механизмы социализации личности и социальной работы.
Целью курсовой работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив социализации личности и социальной работы.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и этапы социализации личности;
— изучить роль социальной работы в социализации личности;
— рассмотреть общую характеристику ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»;
— провести анализ деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности;
— выявить проблемы и перспективы деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности.
При исследовании социализации личности и социальной работы использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , кодексы, федеральные законы РФ.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития социализации личности и социальной работы в условиях мирового экономического кризиса, связанного с пандемией, и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования социализации личности и социальной работы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы развития социализации личности и социальной работы.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ практических особенностей развития социализации личности и социальной работы на примере ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа».
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социализация — непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей, установок, обычаев, верований), необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации личности длится на протяжении всей её жизни, это объясняется тем, что окружающее нас пространство постоянно претерпевает изменения.
По нашему мнению, социализация в действии проходит в три этапа:
— Ориентация в структуре самой деятельности, дающая возможность определить основной вид деятельности.
— Выделение центрального вида деятельности и подчинение ему других вариантов.
— Освоение новых или ранее неизвестных видов деятельности после профессионального обучения определенному виду деятельности.
2. Современную социальную работу, можно определить, как предмет регуляции государством, общественными институтами и прочими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических взаимоотношений в обществе, с целью формирования благосклонной среды жизнедеятельности для обслуживания благоприятных критериев функционирования и становления личности, социальных групп и общественных общностей, при помощи удовлетворения личных и массовых потребностей.
В отличие от систем социальной помощи и поддержки, социальная работа как средство социализации людей не имеет специальных институтов, опыт работы социальных структур не обобщается, финансирование, как и всей социальной отрасли, уменьшается. А значит и уменьшается социальный капитал людей.
3. ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» предназначен для комплексного обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.
Услугами ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» являются:
— Сопровождение семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
— Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
— Оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов.
— Психолого-педагогическая поддержка замещающих семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
— Социальная поддержка многодетных семей.
— Профориентация подростков.
— Организация отдыха и оздоровления детей.
— Консультирование женщин, оказавшихся в ситуации репродуктивного выбора.
— Содействие в получении материальной помощи для малоимущих граждан, оформление социальных контрактов и др.
4. Коллектив ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в полной мере обладает необходимыми знаниями и квалификацией, а также творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, успешно осваивать новые технологии. ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» учитывает тенденции социальных преобразований в обществе, запросы получателей социальных услуг и профессиональные возможности сотрудников. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными технологиями позволило ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» достичь в 2021 году высоких результатов. В ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» созданы условия для полноценного пребывания получателей социальных услуг в течение дня; для самовыражения, самореализации, самоорганизации. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию реабилитационного и адаптационного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
5. Проведенное исследование позволило определить перспективные направления совершенствования деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности: оптимизация графика проведения мероприятий с учетом пожеланий респондентов; уточнение содержания проводимых мероприятий; увеличение количества лечебно-оздоровительных, досуговых мероприятий; организация работы кружков музыкальной, спортивной направленности; использование современных технологий социокультурной реабилитации, позволяющих включать в реабилитационный процесс рассматриваемую категорию лиц, как в условиях деятельности ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» в сфере социализации личности, так и на дому; организация мероприятий по повышению коммуникативной культуры потребителей социальных услуг.
Таким образом, значимость совершенствования процесса социализации получателей социальных услуг является, безусловно, очень высокой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития социализации личности и социальной работы
1.1. Сущность и этапы социализации личности
Социализация – это процесс получения навыков человеком, которые необходимы для его полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить .
Социализация появляется в процессе контакта человека с другими представителями общества, социокультурной средой жизнедеятельности. Эти люди и компоненты среды, с которыми взаимодействует индивид, играют роль агентов социализации. Они оказывают значительное влияние на личность человека.
В связи с модернизацией окружающей среды человек вынужден изменить свой образ жизни для более комфортного существования в предлагаемых условиях. Социализация представляет собой многогранный процесс усвоения индивидом опыта общества, в котором он развивается, а также активного воспроизводства и построения систем отношений и социальных отношений, преобразующих его существование.
В связи с компьютеризацией современного мира возникает не только интерес, но и потребность в рассмотрении ключевых направлений, через которые происходит социализация личности, ее положения в современном обществе.
Опираясь на изложенное, можно утверждать, что социализация – это естественный, закономерный процесс социального развития, определяющий личностное становление человека, направленность и качественное самоизменение его социальности на протяжении всей жизни. Она является следствием реализации социальности конкретного человека, обуславливающей его социальное становление и дальнейшее самоизменение, под воздействием совокупности факторов и прежде всего социокультурной среды жизнедеятельности, воспитания и направленной самоактивности. Именно социализация позволяет понять, каким становится Человек, и от чего зависит его становление и самоизменение .
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство — один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
• Младенчество — на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
• Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
• Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
• Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
• Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
• На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
• Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
• Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой — детство, юность; трудовой — зрелость; послетрудовой — старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Выделяют агентов первичной и вторичной социализации:
– агенты первичной социализации – это те люди, которые оказывают непосредственное влияние на социализацию человека на ранних этапах жизни: родители, братья и сестры, друзья;
– агенты вторичной социализации формально воздействуют на индивида, оказывая влияние на его социализацию на поздних этапах жизни: учреждения и институты, представители администрации школы, университета, государства .
На основе рассмотренных агентов можно выделить каналы социализации.
Каналы социализации – это пути протекания процесса социализации, определяющие индивидуальные, специфические характеристики такого развития, ввиду отличительных особенностей агентов, условий и направлений социального формирования и развития личности человека.
Разделяют каналы также на первичные и вторичные .