Платная доработка на тему Социализация детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Характеристика понятия
«социализация» в психолого-педагогических исследованиях. 6
1.2.Особенности социализации в период
дошкольного детства. 18
1.3.Формы,методы процесса социализации
детей дошкольного возраста. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Происходящие изменения в
условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые
требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная
социализация личности. В процессе социализации ребенок усваивает социальные
нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения,
развивает качества коммуникации.
В условиях современного динамично развивающегося социума особые
требования предъявляются к личностным качествам человека, среди которых в
первую очередь необходимо выделить способность быстро адаптироваться к
постоянно меняющимся условиям существования и деятельности, умения эффективно
взаимодействовать с окружающими, и т.д. В связи с этим все большую актуальность
приобретает проблема социализации подрастающего поколения. Происходящие
изменения в условиях экономического и политического реформирования существенно
затрудняют процессы социализации детей дошкольного возраста, включения их в
систему общественных отношений.
Дошкольный возраст является
наиболее благоприятным возрастным периодом для позитивной социализации,
поскольку именно на данном этапе формируются и развиваются умения общаться,
уважительно относиться к окружающим, осваивать социальные нормы и правила. Именно
в период дошкольного возраста начинают формироваться системы отношений ребенка
с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми. В процессе социализации детей на качественно новом уровне
реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта воспитательного
процесса.
Социализация – это
процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей
и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях
целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного
воздействия на личность различных жизненных обстоятельств. Это процесс
становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение
индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов
поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и
воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Основным
компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств
личности. Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального
окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение,
воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания
и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта,
умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других
людей, но и самого себя. Формирование
коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе
социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность
в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают
саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо
определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.
А коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных
средств усвоения индивидуумом социального опыта. Без организации должной
коммуникативной среды индивидуум не сможет приобрести навыки социальной
адаптации, соответственно не сможет научиться взаимодействовать с другими
членами социума, как следствие, не будет иметь возможности
социализироваться.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме
социализации свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика
социализации детей дошкольного возраста полностью не раскрыта. В связи с этим существует
противоречие между необходимостью освоения детьми социального опыта и недостатком
исследований проблемы социализации в период дошкольного возраста. Раскрытие
противоречия обусловили выбор нами темы исследования.
Изучением закономерностей развития личности на разных этапах
онтогенеза занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин
и др.
Вопросы
социализации как процессе присвоения социально адаптированных способов
поведения рассматривались Г.М. Андреевой, М.И. Еникеевым, А.В. Мудриком, В.С.
Мухиной, А.А. Радугиным, Э. Эриксоном и др.
Вопросами изучения коммуникативных
навыков, умений, качеств дошкольников со взрослыми и сверстниками занимались
Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.
Цель работы: изучить теоретическое обоснование проблемы
социализации детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социализации детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы процесса социализации детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования в рамках педагогической проблемы.
2. Раскрыть
особенности социализации в период дошкольного детства.
3. Охарактеризовать
формы и методы процесса социализации детей дошкольного возраста.
Методы
исследования: анализ литературных
источников, синтез, обобщение, классификация, выявление причинно-следственных
связей.
Структура работы. Курсовая включает введение, основную часть, заключение, список используемой
литературы, представленный 37 источниками.
Заключение:
Социализация – это
процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально
адаптированных способов поведения. Социализация совершается посредством механизмов
социализации — идентификации, подражания, внушения, социальной оценки желаемого
поведения, конформности. На стадии адаптации, которая
обычно совмещается с периодом детства, происходит освоения норм и правил
поведения, социальных ролей; овладение простыми видами деятельности. На стадии индивидуализациисовершается
воссоздание усвоенного, стадия интеграции завершается соединением
субъект-объектных связей личности с обществом. Успешность
социализации опосредована межличностными коммуникациями в среде дошкольников.
В качестве
основных институтов социализации выступают семья, ближайшее окружение ребенка,
образовательные учреждения, средства массовой информации, и др. Взаимодействие
ребенка со значимым для него окружением относится к межличностному механизму
социализации, обеспечивающему развитие социально значимых качеств личности и
формирование социальной компетентности. Как ведущие компоненты социализации
выступают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Социальная потребность в общении предопределяет формирование
общественных качеств личности, является предпосылкой для становления
коллективных взаимоотношений.
Основным
компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств
личности. В период дошкольного возраста происходит интенсивное
развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и
взрослыми, в процессе становления этапов общения: эмоционально-практического,
ситуативно-делового и внеситуативно-делового. Формирование коммуникативных
навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации
предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной
мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию,
самореализации, самоутверждению, а коммуникативная среда выступает важным
средством усвоения социального опыта, навыков социальной адаптации.
Коммуникация и коммуникативная среда выступают как
одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта. Только в
ходе общения человек может усвоить какие-либо знания, умения и приобрести
необходимые навыки. Вне общества социальное развитие личности происходить не
может. Без организации должной коммуникативной среды индивидуум не сможет
приобрести навыки социальной адаптации, соответственно не сможет научиться
взаимодействовать с другими членами социума, как следствие, не будет
иметь возможности социализироваться.
Коммуникативные качества не могут развиваться
вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее
окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит
развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры,
общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума,
познание не только других людей, но и самого себя.
Основу процесса социализации ребенка
составляют деятельность, общение, игра, способствующие эмоциональному,
психическому, волевому и личностному развития ребенка, посредством которых
ребенок познает окружающий его мир, усваивает социальные роли и модели
поведения.
Наиболее
эффективными формами и методами оптимизации процесса социализации дошкольников
являются игровая
деятельность, организованная образовательная деятельность (занятия);
опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, методы проектов и т.д.); коллективная
деятельность; игровые и проблемные ситуации; ситуации-иллюстрации, творческие
ситуации, социальные акции, игры-эксперименты, досуговая деятельность
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика
понятия «социализация» в психолого-педагогических исследованиях
В каждой научной
дисциплине существуют понятия, которые располагают довольно широким
общепринятым значением и, зачастую подвергаются критике за многозначность и
неясность. К таким понятиям несомненно можно причислить термин «социализация».
Социализация – это процесс (а также и
результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально
адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях
целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного
воздействия на личность различных жизненных обстоятельств [25].
Социализация-
(от лат. socialis-общественный) — процесс становления личности. В процессе
такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и
опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному
обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта [25].
Социализация – процесс, который сопровождает
человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Освоение первоначальных
представлений социального характера и включение детей в систему социальных
отношений происходит через решение следующих задач:
— развитие игровой
деятельности детей;
— приобщение к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми(в том числе моральным);
— формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу [33].
С.А.Козлова представляет
наиболее объективные точки зрения на понятие.
1. Социализация – это процесс адаптации
индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен
адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. Человек
приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс
адаптации происходит у всех по-разному.
2. Социализация – это «совокупность
социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит
определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в
качестве полноправного члена общества».
3. «Социализация – это процесс развития
человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)» [19].
Исследователи
выделяют следующие функции социализации: передача культурных ценностей от одного
поколения другому; развитие «Я» личности.
В отечественной психологии используются еще два термина, которые
исследователи предлагают анализировать как синонимы слова «социализация»:
«развитие личности» и «воспитание». В таком контексте социализация — это
процесс развития личности с помощьюобучения,
воспитания, образования, защиты и адаптации.