Грамматика английского языка Платная доработка Иностранные языки

Платная доработка на тему Системно-функциональное исследование глаголов витальной сферы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Научно-теоретические основы исследования глагола. 7

1.1 Глагол как часть речи. 7

1.1.1 Понятие, характеристики глагола. 7

1.1.2 Категориальные и синтагматические характеристики
глагола. 9

1.2 Семантика глагола. 12

1.3 Валентность и синтагматические характеристики глагола. 22

Выводы по главе. 26

Глава 2 Анализ семантической структуры и синтагматические
характеристики глаголов витальной сферы.. 29

2.1 Описание процедуры исследования. 29

2.2 Категориальные признаки глаголов витальной сферы.. 33

2.3 Глаголы витальной сферы в речи и их валентность. 38

2.4 Субъектные и объектные 
категориальные признаки глаголов витальной сферы   52

Выводы по главе. 59

Заключение. 61

Список использованной литературы.. 64

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в русле лингвистических учений и посвящена
анализу системно-функциональных характеристик английских глаголов витальной
сферы.

Актуальность исследования обуславливает глаголов
витальной сферы обуславливает тем, что современная лингвистическая наука
характеризуется антропоцентричным подходом, что позволяет изучить человека
сквозь призму языка. Представляется, что глаголы витальной сферы, исходя из
своей семантики, способны во многом представить своеобразие ведения
жизнедеятельности человека определенной лингвокультурной сообщности. Кроме того,
обзор работ по теме исследования показал, что в лингвистической науке уделяется
достаточного внимания анализу данных лексических единиц. Глаголы со значением
физиологического признака (витальной сферы) довольно подробно описаны в
лингвистической литературе, что обусловлено их семантикой, которая отражает
существенную сторону жизнедеятельности человека, его биологического
существования [
1]. Кроме того, данные
глаголы достаточно широко представлены во всех языках и используются в разных
формах реализации общенародного языка [
14; 49]. Это естественно, если
иметь в виду, что глаголы с данным значением отражают существенную сторону
жизнедеятельности человека, его биологического существования. Кроме того,
данные глаголы достаточно широко представлены во всех языках и используются в
разных формах реализации общенародного языка. 

Степень разработанности
проблемы
. Обращение
к глаголам со значением физиологического признака обусловлено тем, что они
достаточно детально и полно описаны в лексико-семантическом аспекте, (Васильев
1970; Васильев 1994; Жданова 1982; Камалова 1984; Камалова 1999; Ключникова
1973; Лаврова 1984; Родионова 1995; Тарасова 1994 и др.). Но в
исследовательском плане системно-функциональные характеристики глаголов со
значением физиологического признака, на наш взгляд, не были представлены так же
объемно, системно и полно, как их лексико-семантические признаки, хотя
отдельные интересные и значимые наблюдения в области грамматического
функционирования этих глаголов имеются. Таким положением дел и объясняется
актуальность данной работы.

Цель исследования состоит в
выявлении системно-функциональных характеристик глаголов витальной сферы в
современном английском языке.

Поставленная цель обуславливает последовательное решение следующего ряда задач:

— рассмотреть глагол как часть речи и привести его семантическую
классификацию;

-охарактеризовать семантику глагола;

— осветить понятие валентности и синтагматические характеристики глагола;

— провести анализ категориальных признаков глаголов витальной сферы;

— проанализировать глаголы витальной сферы с точки зрения их валентности и
актуализации в речи;

— выявить функциональную категоризацию глаголов витальной сферы;

— установить субъектные и объектные категориальные признаки глаголов
витальной сферы.

Объектом исследования в настоящей
работе являются английские глагольные лексемы, семантика которых отражает
процесс жизнедеятельности.

Предметом рас­смотрения выступают системно-функциональные
характеристик глаголов витальной сферы в современном английском языке.

Фактическим материалом
исследования послужила выборка глаголов витальной сферы из англоязычных
словарей и художественных произведений, полный перечень которых приведен в
списке литературы.

Методологическая база и
методы исследования
.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов и приемов: метод систематизации и обобщения, метод сплошной
выборки примеров, метод семантического анализа, метод когнитивного анализа,
метод компонентного анализа.

Теоретической базой настоящего исследования
послужили положе­ния, разрабатываемые в следующих отраслях лингвистической
науки:

— в области общей лексикологии английского языка, основные положения которой
находят отражение в работах таких исследователей, как О. С. Ахманова, С. К.
Гаспарян и др. 

— в области изучения глагола, нашедшие отражение в работах таких
исследователей, как Н. С. Авиловой, Е. В. Беланович, Н. Н. Болдырев, Л. М.
Васильев, Р. М. Гайсина, С. М. Кибардина, Н. А. Кобрина, Е. С. Кубрякова и др.;

— изучение глаголов витальной сферы, основные положения теории которых
представлены в работах таких исследователей, как Н. В. Друзева, Н. А. Злобина,
Б. Ф. Ибрагимова, Т. А. Кильдтбекова, А. Н. Мещеряков, О. В. Сенюкова и
др.  

— в рамках функционально-логического подхода к анализу лексико- семантической
структуры, представленной трудами Е. Ф. Арсентьевой,  В. И. Карасик, и др.

— в теориях семантического и функционального синтаксиса В. В. Богданов,
И. Б. Долинина, и др.

Новизна работы состоит в комплексном
осмыслении системно-функциональные характеристик глаголов витальной сферы в
современном английском языке на основе определенной выборки из английских
словарей и художественной литературы. 

Практическая
ценность работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться в учебном
процессе при проведении практических заня­тий по
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Глагол является центральной
категорией английского языка и обладает способностью представлять информацию о
времени, пространстве, субъекте, объекте действия и его инструменте в свернутом
и очень компактном виде.
Анализ примеров показал, что глаголы
витальной сферы отражают как процессы, так и состояния жизнедеятельности.
В данной работе была
принята вербоцентрическая концепция согласно которой глагол формирует вокруг
себя смысловой (семантический) центр большинства высказываний,  несет в своей семантике целый спектр оттенков
значения, складывающихся из смысла самого глагола и представлений о предметах,
вовлеченных в действие, состояние или процесс и мыслимых вместе с этим
глаголом.

В рамках исследования был проведен анализ глаголов витальной сферы в
различных языковых системах с учетом как лингвистических, так и
экстралингвистических параметров реализации данных глаголов в речи. В ходе
анализа учитывались следующие компоненты: общечеловеческий, универсальный
компонент; национально-культурный компонент, обусловленный жизнью человека в
определенной культурной среде; социальный компонент, индивидуально-личностный
компонент, формируемый под влиянием личностных особенностей – состояния
здоровья, необходимостью соблюдения определенной диеты, особенностей образования,
воспитания, индивидуального опыта, психофизиологических особенностей.

Анализ
словарных дефиниций и сочетаемости глаголов витальной сферы с субъектом и
объектом и результаты научного описания процесса жизнедеятельности позволили
вычленить существенные признаки, в которых содержится информация о составляющих
процесса потребления пищи, его этапах и участниках. Важным является то, какие
параметры и компоненты учитываются самими носителями языка и то, каким образом
ситуация потребления пищи отображается в английском языке.  Выявлена существенная роль с
убъектного компонента.
Обнаружено, что в ряде случаев в качестве субъекта может выступать
неодушевленное существительное. 

В
рамка данной работы глаголы витальной сферы были поделены на две группы:
«потребление пищи и жидкости» и «дыхание».

Ядро
концепта «потребление пищи и жидкости» на ментальном уровне отражает действие,
состоящее из цепочки рефлекторных актов, направленных на удовлетворение
физиологической потребности в пище и жидкости. На периферии концепта
располагается информация, представляющая данное действие как часть всей
сознательной деятельности человека, связанной с удовлетворением диетических, социальных,
коммуникативных, культурных, эстетических и других потребностей. Процесс
потребления пищи, представленный в языке при помощи глаголов и глагольных
сочетаний, носит структурированный характер, отображающий разные стадии самого
процесса (от начала до конца). В связи с тем, что данная группа лексических
единиц позволяет подчеркнуть индивидуальность языковой картины мира каждого
отдельного народа, представляется целесообразным отнести данную группу к
культурно-маркированной лексике. Б
ыли выявлены следующие отношения, называющие процесс
«потребление пищи»: собственно потребление пищи; предоставление пищи.
Интегральные и дифференциальные семантические признаки значений (процесс
потребления твердой пищи, процесс потребления жидкой пищи, этапы потребления
пищи, потребление пищи человеком или животным, дополнительные характеристики
процесса) были обнаружены в структуре значений корпуса исследуемых глаголов при
анализе глагольных лексем.

Дыхание
как совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и
удаление углекислого газа, на уровне обыденного сознания представлено
сочетанием разнонаправленных действий – вдоха и выдоха. В связи с этим встает
вопрос об осознанности рассматриваемых действий – дыхания и потребления пищи и
жидкости, поскольку именно осознание влияет на возможность вербализации тех или
иных концептов.

Наличие
большого числа глагольных единиц, вербализующих концепты витальной сферы,
свидетельствует о значительной номинативной плотности соответствующих концептов
и их актуальности для сознания английского народа.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Научно-теоретические основы исследования
глагола

1.1 Глагол как часть речи

1.1.1 Понятие, характеристики глагола   

Изучению видов глагола и его семантике посвящены труда таких
исследователей, как Н. С. Авилова [
1], Н. Н. Болдырев [9], Л. М. Васильев [12], Т. А. Кильдибекова [22], Е. С. Кубрякова [25] и др. Глаголы витальной
сферы стали объектом исследований таких ученых, как Е. В. Беланович [
5], Р. М. Гайсина [13], Н. В. Друзина [16], Б. Ф. Ибрагимова [18], С. А. Мурсалова [35], М. Д. Чертыкова [49] и др. Кроме того, ряд
ученых, в частности, Е.С. Кубрякова [
26], Н.Н. Болдырев [10] считают необходимым
учитывать когнитивный аспект изучения значения глаголов, а, следовательно, и
принимать во внимание прототипическую организацию лексики и концептуально
ориентированный характер глагольной семантики. 

Глагол традиционно рассматривается как «класс слов, следующий по
значимости за существительным. Несомненна роль глагола, в том числе глаголов
витальной сферы, как центра организации структуры пред­ложения», с помощью
которого реализуется «син­тагматический потенциал организующего центра» [
23, c. 61]. Л. Теньер назвал
это свойство глагола семантической валентностью, кото­рая,
однако, характерна не для всех глаголов, но реализуется в боль­шинстве глаголов
[
46].

По определению Н. Н. Болдырева «глагол – это часть речи, кото-рая
выражает грамматическое значение действия, т.е. признака динамического,
протекающего во времени» [
8, с.46]. Ш. Балли видит в
глаголе актуализатор высказывания [
4, с. 41].

Под термином «глагол» в рамках данного исследования мы, вслед за О.С.
Ахмановой понимаем такую часть речи, которая выражает состояние или действие
как процесс и характеризуется грамматическими категориями, указывающими на
отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам речевого
акта и т.п. (т.е. наклонения, времени, залога и др.), а также синтаксическим
употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и
словообразовательных моделей [
3, с. 98].

Исследователи рассматривают глагол как «класс слов, следующий по
значимости за существительным». Глаголов меньше, чем существительных, их
номинация не всегда отчетлива и не явля­ется строго закрепленной, а скорее,
функционально и семантиче­ски изменчива, релятивна, а иногда вообще стерта.
Вместе с тем, несомненна роль глагола как центра организации структуры пред­ложения»,
с помощью которого реализуется «син­тагматический потенциал организующего
центра» [
23, c. 61].

Представители генеративной семан­тики считали глагол и се­мантическим и
синтагматическим центром развертывания высказывания, так как глагол выбирает
аргументы по ряду признаков, в том числе и с уче­том семантического плана.
Однако структурный и семантический планы не всегда совпадают. Большую роль в
осмыслении роли глагола играет импликация.

Рассмотрим, к примеру, такое предложение: “It takes a lot to become a
writer”.
В этом предложении в синтагматике не представлены все по­тенциальные
связи глагола, однако в этом типе структуры они и не требуются. С.Д. Кацнельсон
подчеркивает, что функция предиката в этом случае является имплицирующей, так
как глагол «имплици­руя, … предполагает определенный признак,… не называя
его» (Кац­нельсон 1972: 181).

Кроме того, семантика глагола часто определяется контекстом. Контекст ‒
это «сочетание семантически реализуемого слова (т.е. слова, относительно
реализации значения которого, вычленяется контекст) с указательным минимумом
(т.е. элементом речевой цепи, несущим требуемое семантическое указание)»
(Амосова 1963: 28).

Н.А. Кобрина считает, что, помимо гибкости и приспособляемости (т.е.
способности к полисемантизации) глагольного значения (лексического и категори­ального),
систематизация глагольной лексики очень осложняется наличием большого
количества глагольных категорий. Многие из них не охватывают всех глаголов,
иногда проявляются частично и в пределах глаголов какого-нибудь подкласса, т.е.
создается неравно­мерность распределения признаков внутри классов и подклассов,
что предопределяет наличие прототипов и периферийных единиц. В результате этого
систематизация глаголов очень осложняется ‒ ряд глаголов может относиться к
более чем одному классу» [
23, c. 62].

Таким образом, глагол как часть речи получает значительное освещение в
трудах исследователей, которые сходятся во мнении, что глагол является
актуализатором высказывания. Далее рассмотрим грамматические характеристики
глаголов в общем и их особенности применительно к глаголам витальной сферы.

 

1.1.2 Категориальные и синтагматические характеристики
глагола

Глаголы, в том числе глаголы
витальной сферы, обладают широким грамматическим значением действия, что
обозначает не только деятельность слова, но и состояние и просто указание на
то, что этот предмет есть и принадлежит к конкретному классу предметов или лиц:
The apple-tree is in the orchard.
She
made a report. She will come soon. People breath.
Интересно то, что признак
глагола передается не фактически, не как принадлежащий предмету (лицу)
свойство, как признак, находящийся в каком-то временном отрезке. Признак – это
не абстрактное название акта; так называемые личные формы предиката всегда
обозначают действие, следовательно, синтаксическая функция личных форм
предиката однозначна: и они всегда выражены сказуемым в предложении» [
30, с.47].

Рассмотрим
еще одну категорию глагола: переходность – непереходность. Обычно в современных
индоевропейских языках формой страдательного залога обладают переходные
глаголы, т.e. глаголам, передающие направление действия на объект.
Грамматически этот объект выражен дополнением (прямым, косвенным), например: Она
положила сумку;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы