Платная доработка на тему Шизофренический дискурс. Сопоставление двух произведений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 7
1.1. Понятие о шизофрении в гуманитарных исследованиях 7
1.2. Понятие «шизофренический дискурс» в постмодернистской философии 9
1.3. Шизофренический дискурс в литературоведческом аспекте 11
ГЛАВА 2. ОСВОЕНИЕ МОТИВА ШИЗОФРЕНИИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА 14
2.1. Шизофренический дискурс в произведении К. Кизи «Над гнездом кукушки» 14
2.2. Шизофренический дискурс в произведении К. Воннегута «Завтрак для чемпионов» 25
2.3. Сравнительный анализ особенностей построения шизофренического дискурса в произведениях К. Кизи и К. Воннегута 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Среди ключевых мотивов, находящих свое отражение в художественной литературе, важнейшее место занимает мотив шизофрении. Человечество издавна характеризовалось особым отношением к понятию шизофрении, верой в то, что у каждого есть точная его копия, поэтому литература, будучи в определенном роде отражением жизненных картин, не обходит вниманием эти проблемы.
В данной курсовой работе мы обратились к рассмотрению понятия «шизофренический дискурс» и с этой точки зрения проанализировали произведения К. Кизи и К. Воннегута.
К. Кизи и К. Воннегут – представители постмодернизма. Кизи – ранний постмодернизм, первый автор, который начал экспериментировать с психоделиками, чтобы раскрыть собственное подсознание. Был создателем коммуны для битников под названием «Веселые проказники». Воннегут – более зрелый постмодернизм, считается одним из ярчайших представителей «чёрного юмора».
К.Кизи при написании первой книги «Пролетая над гнездом кукушки» использовался опыт работы с психоактивными веществами в госпитале ветеранов. После успеха этого романа, в 1962 году Кизи написал новую книгу «Порою блажь великая» (1964), который также имел успех. Позже, в Плезент-Хилле, Кизи написал свой третий роман «Песнь моряка», который издаётся лишь в 1992 и не имеет большого успеха. Кизи также написал множество эссе и рассказов, среди которых эксцентричный сборник «Гаражная распродажа Кена Кизи», «Демон Максвелла» (1986), «Пещеры» (1990) и т.д.
В основу первого произведения Курта Воннегута «Утопия 14» легли переживания молодости. В романе он он рисует мрачные картины будущего: всю работу за людей выполняют машины, и люди становятся не нужны. К жанру научной фантастики относятся и выпущенные затем короткие рассказы, и некоторые романы («Сирены Титана» и «Колыбель для кошки»). «Завтрак для чемпионов, или Прощай, Чёрный понедельник!» — роман Курта Воннегута, опубликованный в 1973 году. В авторском предисловии Воннегут писал, что эта книга — его подарок самому себе к пятидесятилетию.
Изучением шизофренического дискурса в произведения К.Кизи и К.Воннегута занимались такие исследователи, как Е.С. Биченова [2] , М.А. Жматова [10], О.Ю. Бондаренко[4]и др.
Автор работы «Язык психоанализа в литературе американского нонконформизма 1950-1970-х гг.» О.Ю. Бондаренко рассматривает отражение психоаналитического учения в литературе американского нонконформизма и упоминает, что многие участники движения битников, к которому относится и К.Кизи, имели личный опыт общения с психиатрами и психоаналитиками.
Основные невралгические и психологические мотивы романа «Пролетая над гнездом кукушки» были охарактеризованы Е.С. Биченовой в статье «Основные мотивы романа Кена Кизи “Полёт над гнездом кукушки”» , в которой автор акцентирует внимание на психосоматике героев.
Автор научной статьи «Проблема “Человек и технократическое общество” в романе К. Воннегута “Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник”» М.А. Жматова анализирует роман и рассматривает физиологические процессы, протекающие в человеческом организме под влиянием особых химических препаратов.
Таким образом, изучив научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что произведения К.Кизи и К.Воннегута в аспекте шизофренического дискурса не сравнивались и не были изучены.
Актуальность работы предопределена необходимостью изучения развития творческих принципов литературы американского постмодернизма.
Основная цель настоящего исследования — выявление сходств и различий в использовании шизофренического дискурса в романах К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и К. Воннегута «Завтрак для чемпионов», — потребовала решения задач, в число которых вошли:
1. Определение понятия «шизофренический дискурс» и выявление его основных характеристик, опираясь на теоретические источники.
2. Описание приемов создания шизофренического дискурса в романе К. Кизи.
3. Описание приемов создания шизофренического дискурса в романе К. Воннегута.
4. Сопоставительный анализ функционирования шизофренического дискурса в романах К.Кизи и К.Воннегута.
Объектом исследования является шизофренический дискурс.
Предмет исследования – функционирование шизофренического дискурса в литературе американского постмодернизма 1960-1970х годов.
Материал исследования – романы К.Кизи «Над гнездом кукушки» и К.Воннегута «Завтрак для чемпионов». Анализ данных произведений представляет интерес, так как они являются одними из самых известных произведений американской литературы 60-70. Сравнение романов с точки зрения шизофренического дискурса обуславливается схожестью «бреда» главных героев – вокруг одни машины.
Методологию исследования составили филологический, сопоставительный, функционально-описательный методы научного анализа.
Новизна исследования заключается в том, что произведения К. Кизи «Над гнездом кукушки» и К.Воннегута «Завтрак для чемпионов» ещё не сравнивали в аспекте шизофренического дискурса.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим и историческим аспектам литературоведения, в спецкурсах по лингвоконцептологии, лингвопоэтике, истории и теории литературы.
Структура исследования определяется его целью и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Шизофренический дискурс – это явление, которое противопоставляет восприятие привычного мира в его нормальности деятельности «социально отверженных» (безумцев, больных, преступников, а также творческих людей: поэтов, писателей, художников).
Данный дискурс в ситуации литературного творчества воспринимается как бунт, противопоставляющий себя «больной цивилизации» капиталистического общества. «Подлинный» художник неизбежно «шизоидная личность», в своем неприятии общества он нередко обращается к шизофреническому дискурсу — к языку, ставящему под вопрос правомочность языка общепринятой логики и причинно-следственных связей, к языку абсурда и парадокса.
Авторы, проанализированные в данной работе, умело пользуются всеми условностями шизофренического дискурса, создавая мир безумцев, которые выстраивают собственную картину на основе шизофренического дискурса. Невозможность сосуществования обеих частей души в одном человеке, приводит к расщеплению сознания главных героев. Хоть произведения и несут в себе одинаковый тип шизофрении, конечно, идейный смысл данных произведений разный.
В частности, в основе позиции К. Кизи лежит представление о том, что даже в психиатрической больнице можно найти место для человечности и человеческих отношений. У К. Воннегута, напротив. Передано погружение человека в болезнь.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие о шизофрении в гуманитарных исследованиях
Шизофрения — психическое заболевание, настолько сложное и разнообразное, что однозначно определить его невозможно. Шизофрения отличается тем, что «Я» расщепляется или становится равным всему универсуму, генерализуется (то есть «я бью» становится неотличимым от «меня бьют» и от «мной бьют»). Шизофренический бред – это бред о мире, он онтологичен и апокалиптичен. Важнейшим признаком шизофрении, как пишет Блейлер, является расстройство ассоциаций: «Нормальные сочетания идей теряют свою прочность, их место занимают всякие другие. Следующие друг за другом звенья могут, таким образом, не иметь отношения одно к другому» . Ясно, что данная особенность является одной из наиболее четких при определении и вычленении шизофренического дискурса.
Следующая особенность шизофрении по Блейлеру — неустойчивость аффектов. Например, то, что у здорового человека вызывает радость, у шизофреника вызывает гнев, и наоборот (паратимия). Аффекты теряют единство: «Одна больная убила своего ребенка, которого она любила, так как это был ее ребенок, и ненавидела, так как он происходил от нелюбимого мужа; после этого она неделями находилась в таком состоянии, что глазами она в отчаянии плакала, а ртом смеялась» . Важнейшей особенностью шизофрении является аутизм . Не менее важна шизофреническая амбивалентность, неподчинение мышления шизофреника законам бинарной логики. Больной может в одно то же время думать – «я такой же человек, как и вы» и «я не такой человек, как вы» .
Шизофреники испытывают широкий спектр разного рода галлюцинаций – слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Остановимся также на речевых признаках шизофрении, которые помогут нам «синтезировать» шизофренический дискурс. Это перескакивание с темы на тему: «Слова не связываются в предложении; иногда больной громким голосом пропевает их, повторяя один и тот же фрагмент мелодии» . Хаотичность, бесцельность речи, производные от нарушения нормального действия ассоциаций. «Словесный салат», — феномен, при котором «речь состоит из отдельных, не связанных в предложение слов, представляющих, главным образом, неологизмы и персеверирующие высказывания или окрики или даже отдельные слоги» .