Платная доработка на тему Семья как средство нравственного воспитания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические
основы по нравственному воспитанию
1.1. Сущность
нравственного воспитания и нравственности
1.2. Роль семьи в
формировании нравственности у ребенка
Глава 2. Организация
экспериментальной работы по формированию нравственности средствами семьи
2.1. Диагностика и
анализ результатов по формированию нравственности у детей
2.2. Экспериментальная
работа по формированию нравственности средствами семьи
Заключение:
Проведенное
теоретико-экспериментальное исследование по проблеме нравственного воспитания
младших школьников в условиях семьи, позволило нам сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание –
это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и
поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной морали.
Выделяется следующие
основные задачи нравственного воспитания обучающихся: формирование
нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; — выработка
умений и привычек нравственного поведения. Специфической особенностью процесса
нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен.
Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим.
Младший школьный возраст
характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и
норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в
младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и
взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Традиционно главным институтом воспитания
является семья. Основы воспитания ребенок в детские годы приобретает в семье и
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из
институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности
ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность.
Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата,
сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о
нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Итак, семья – это первая
инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим
воспитанникам культурные и моральные ценности.
Родители составляют
первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые
ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль
в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая,
полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь
этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное
воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно
правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание
нравственного поведения.
Нравственность ребёнка –
это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его
поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы по нравственному воспитанию
1.1.
Сущность нравственного воспитания и нравственности
Работа над решением
проблем формирования нравственных качеств у младших школьников предполагает
учет их возрастных и психологических особенностей. По справедливому утверждению
исследователей в области возрастной педагогики, каждый возраст соответствует
качественно особому этапу психологического развития, а каждый этап может быть
охарактеризован множеством изменений, которые составляют в своей совокупности
своеобразные структуры личности ребенка в конкретный период его развития.
Младшему школьному
возрасту присуще интенсивное развитие и качественное преобразование
познавательных процессов: указанные процессы постепенно приобретают
опосредствованный характер, осознанность и произвольность. У ребёнка постепенно
развиваются все психические процессы, у него повышается способность к
управлению процессами внимания, памяти, мышления.
К возрастному периоду
начального школьного возраста предъявляются высокие требования по формированию
умственной деятельности учащихся. Должен повыситься интерес к познанию
окружающего мира, к процессам овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Согласно психологическим воззрениям Л.С. Выготского, начало школьного обучения
выводит мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие форм
словесно-логического, рассуждающего мышления, которое происходит в процессе
усвоения научных знаний, постепенно перестраивает и иные познавательные
процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим»
[14]. Будучи усвоенными, новые знания и
сформированные в ходе духовно-нравственного воспитания представления, повышение
уровня самосознания и критического мышления, приводят к возникновению и
развитию новых качественных образований, таких, как рефлексия, анализ,
внутренний план действий, подводящие ребенка к нравственному выбору.
В этом периоде происходит
качественное изменение способностей к произвольной регуляции нравственного
поведения. В этом возрасте происходит «утрата детской непосредственности» (Л.С.
Выготский) [14], чем характеризуется новый уровень развития
мотивационно-потребностной сферы, достижение которого позволяет ребенку
действовать не непосредственно и спонтанно, а делает его поведение осознанным,
позволяет руководствоваться при принятии решений социально выработанными
нравственными нормами, общепринятыми и одобряемыми правилами поведения.
Как подчёркивает Д.Б.
Эльконин, учебной и познавательной деятельности принадлежит значение ведущего
вида деятельности в школьном возрасте:
Во-первых, посредством
нее происходит возникновение и усвоение знаний о нравственных нормах,
осуществление основных отношений ребёнка и окружающего его общества на основе
нравственных законов, осмысленного отношения к самому себе.
Во-вторых, в учебной и
познавательной формируются как нравственные качества личности ребёнка школьного
возраста, так и отдельные психические процессы.
Учебная деятельность
младшего школьника формирует отношение ребенка к себе, к миру, к обществу, к
другим людям и, что самое главное, это отношение и находит свою реализацию в
основном через эту деятельность, проявляющуюся в отношении к содержанию и
методам обучения, учителю, классу, школе и т.д. [28]. Согласно концепции Э.
Эриксона, в возрасте 6 – 12 лет наступает сенситивный период, значимый для
передачи ребенку систематических знаний и умений, которые обеспечивают
возможность приобщиться к трудовой жизни, развить трудолюбие – одно из
важнейших нравственных качеств. В этом возрасте у ребёнка наиболее интенсивно
может развиваться (либо, напротив, не развиваться) способность овладевать и
преобразовывать окружающий его мир.
Позитивный исход этой
стадии развития у ребёнка проявляется в формировании переживаняе своей
умелости, неудачный исход – появление чувства неполноценности и неспособности
быть наравне с другими людьми. Как характерные черты детей данного возраста
исследователями отмечаются инициативность, стремление к соревнованию,
соперничеству, стремление испробовать свои силы в разных видах деятельности.
Если в данном возрасте нравственное принятие социальных норм не происходит, то
неизбежно возникновение внутренних и внешних конфликтов, «болезненного
лидерства», повышенной жажды успеха, самолюбования.
Согласно концептуальным
воззрениям Ж. Пиаже, интеллектуальному развитию ребенка 7 – 11 лет
соответствует стадия конкретных операций. Это означает, что умственным
действиям в указанный период становятся присущи обратимость и
скоординированность. Появляются представления о дискретных и непрерывных
величинах. У ребёнка появляется способность к преодолению влияния
непосредственного восприятия и применения логического мышления к конкретным
ситуациям. Существенная перестройка всех психических процессов, а также
сознания ребенка, его нравственных суждений, способности к сотрудничеству с другими
людьми на основе нравственных норм – вот последствия перехода к конкретно-операциональному
мышлению.