Платная доработка на тему Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития семейного
неблагополучия как фактора девиантного поведения подростков. 6
1.1. Сущность и содержание девиантного поведения
подростков. 6
1.2. Взаимосвязь семейного неблагополучия и
девиантного поведения. 16
Глава 2. Исследование влияния семейного
неблагополучия на формирование девиантного поведения подростков. 26
2.1. Методы исследования, диагностика. 26
2.2. Рекомендации для сотрудников ПДН по работе с
неблагополучными семьями, имеющими детей с отклонениями в поведении. 30
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 34
Введение:
Актуальность темы заключается в том, что семья является первой социальной группой, активно воздействующей на
формирование личности ребенка. Взаимоотношение в семье постоянно
трансформируются, изменяются на протяжении истории. Семья на протяжении всего периода
взросления ребенка играет одну из определяющих ролей в формировании его
личности: его эмоционально-волевая, нравственная сфера, характер, особенности
поведения формируются в семье. В семейном
окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное
становление психики детей. Семья является главным защитником личности, убежище
и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние противоречия. Традиционно
главным институтом воспитания рассматривается семья. То, что ребенок
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, специфичность воздействия социальных
факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и
негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между
обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал,
что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной
ситуацией. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая
состояние и динамику девиантного поведения подростков.
Растущий объем научных
исследований свидетельствует о том, что взаимоотношения в семье в огромной мере влияют на преступное поведение
подростков. Семья влияет на целый ряд факторов, способствующих формированию
девиантного поведения. Бедность, криминальная история семьи, разрушенная
семейная структура, жестокое обращение в детстве, неэффективное родительское
воспитание и злоупотребление психоактивными веществами — вот лишь некоторые из
этих факторов, влияющих на формирование поведения детей.
На сегодняшний день
влияние семьи на формирование ребенка не вызывает сомнений. Человек очень
сильно привязан к своей семье, соответственно перенимает формы поведения
родителей.
Необходимо также
понимать, что подростковый возраст — это возраст когда детям интересно все
новое и не всегда правильное, и законное. Подростки сепарируются от родителей,
могут связаться с плохой компанией. Одной из причин этого является нехватка
внимания со стороны взрослых. Дети считают, что сверстники могут заменить им
близких, и начинают доверять им больше, чем родителям. Как следствие, подросток
начинает вести себя деструктивно: начинает курить сигареты, употребляет
алкогольную продукцию, может попасть в полицию за мелкое хулиганство и т.д. В
этот момент нужна эффективная работа родителей, чтобы не запустить своих детей.
Именно тип родительского отношения, выбранный стиль воспитания обуславливают
существенные изменения в личностном развитии подростка, а также способствует
появлению тех или иных девиаций в поведении подростка.
В семьях, где отношения
детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом
овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано
утрачивает потребность в общении с родителями. Если взрослые не могут
своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на
них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в
решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их
жизненных установок.
Распространенность подростковой девиантности и факторов, способствующих
ее возникновению, подчеркивают актуальность темы.
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предметом исследования выступает семейное неблагополучие как фактор
формирования девиантного поведения подростков.
Цель работы: определить
характер влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростка.
Задачи:
1.
Раскрыть сущность и содержание девиантного поведения подростков.
2.
Рассмотреть взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения.
3. Провести исследование влияния неблагополучной семьи на
формирование девиантного поведения подростка.
4. Составить рекомендации для сотрудников ПДН по работе с неблагополучными
семьями.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, анализ дел
несовершеннолетних, анкетирование
Нормативную базу аттестационной работы
составили Конституция РФ, кодексы, федеральные законы РФ [1].
Структура работы состоит
из введения, двух глав, четырех параграфов заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Девиантное поведение —
это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее
распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный
период их развития.
Воспитание подрастающего
поколения, создание благоприятных условий для всестороннего духовного и
физического развития человека всегда относилось к первоочередным
государственным проблемам. Ребенок — это личность, умение которой жить в
обществе, во многом зависит от предоставления возможности развития и обучения,
творческого проявления и саморазвития, получения всестороннего образования,
возможности найти свое место в жизни, сформировать в себе все лучшие
человеческие качества.
2. Семейное воспитание
является наиболее важным в период становления личности несовершеннолетних.
Различные негативные факторы, влияющие на подрастающее поколение, могут
нарушить развитие личности ребенка, а также сформировать ряд ее негативных
особенностей. Неблагополучные семьи являются мощнейшим фактором формирования
девиантного поведения у детей и подростков. Тенденция на увеличение числа таких
семей, а также количество детей с девиантным поведением свидетельствует об
актуальности и значимости данной проблемы: важно фундаментально изучить
обсуждаемый негативный феномен и разработать продуктивную программу
профилактики, реабилитации и коррекции для неблагополучных семей и растущих в
них детей.
3. В ходе исследования и
первичной диагностики, проведенной в ПДН МО МВД России «Шадринский», был
проведен анализ отчетной документации о работе ПДН МО МВД России «Шадринский»
за период 2021 года и были рассмотрены статистические данные о правонарушениях
несовершеннолетних, причины совершения правонарушений несовершеннолетними, а
также методы и формы воспитательной работы с подростками-правонарушителями и их
родителями.
Приоритетными
направлениями деятельности ПДН МО МВД России «Шадринский» в отчетном периоде
2021 года являлись: профилактика безнадзорности, правонарушений и детской
преступности; профилактика семейного неблагополучия, насилия над детьми; защита
прав детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитация
несовершеннолетних; профилактика гибели и травматизма среди несовершеннолетних;
пропаганда здорового образа жизни, оказание социальной помощи
несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально-опасном положении.
4. Представленные нами фрагменты примеры из
практических рекомендации для сотрудников подразделений по делам
несовершеннолетних к работе с семьей группы социального риска иллюстрируют
социально-педагогический инструментарий, эффективный во взаимодействии с
семьями указанной категории. Развитие мотивации и профессиональных компетенций
по использованию указанных инструментов, особенно в совокупности, положительно
отражается на профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам
несовершеннолетних, способствует решению служебных задач, возложенных на них в
рамках реализации основных направлений деятельности.
Таким образом, необходимо отметить, что первопричиной того,
что подросток становится девиантным, является то, в какой социальной среде он
растет и развивается. Какие модели поведения он усваивает в семье, так он и
будет вести себя в различных ситуациях взаимодействия с окружающим его миром.
Поведение подростка – это проекция взаимоотношений в его семье. Поэтому
профилактические мероприятия и социально-педагогическую реабилитацию подростков
нужно начинать именно с семьи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ КАК ФАКТОРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Сущность и содержание девиантного поведения подростков Подростковый возраст всегда рассматривался
как кризисный период развития личности. Впрочем, это можно отнести ко всем
возрастным периодам, поскольку каждый из них характеризуется своими новыми
психическими и личностными новообразованиями, перестройкой ранее сложившихся
структур, переходом к новой ведущей деятельности. Поэтому переход от одного
возрастного периода к другому так или иначе всегда сопровождается кризисным
состоянием и трудностями адаптации и социализации к новым условиям и
обстоятельствам жизни, а так же к особенностям поведения, в том числе, и
девиантного[7, c.213].
Л.И. Божович делит подростковый период на
две фазы, первая длится от 12 до 14 лет, а вторая от 15 до 17 лет. Под
подростковым возрастом будем подразумевать возраст от 12 до 17 лет.
Таким образом, одна из особенностей
подросткового возраста состоит в том, что это – самый долгий переходный период,
который характеризуется рядом физических изменений, причём в это время
происходит не только физиологические изменения организма, но и интенсивное
развитие личности, трансформация её структуры, формирование всех основных
ценностей, личностных качеств, понятий и норм. В подростковом возрасте происходит
формирование характера и основ личности. Переход к самостоятельности, смена
ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение,
гормональная перестройка организма — обуславливают уязвимость организма и
психики подростка к влияниям внешней среды .
Основываясь на всех этих особенностях, С.
Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном
периоде развития, негативные явления подросткового возраста он считал в большей
степени зависящими от физической перестройки всех его систем, обусловленная
биологическим развитием организма.
Л.С. Выготский выделил несколько основных
групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это
«эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности;
«доминанта дали» — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые
для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние; «доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
которые проявляются в упрямстве, протесте и других негативных проявлениях;
«доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к
приключениям, к героизму [9, c.101].
Все эти особенности могут стать факторами
развития девиантного поведения.
Как выделяют многие исследователи, одна из
причин психологических трудностей подростков связана с половым созреванием,
которое характеризуется неравномерным развитием по различным направлениям.
Детям приходится заново открывать себя, свой организм, привыкать к своей
внешности и физиологическим особенностям. В связи с этим этот возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у
девочек — 13-15 лет [8, c.80].
Многие исследователи выделяют так
называемый «подростковый комплекс», который проявляется в чувствительности к
оценке посторонних своей внешности; крайней самонадеянности и безаппе-
ляционности; в сочетании внимательности с черствостью, застенчивости с развязностью,
желания быть признанным с показной независимостью, неподчинения правилам и
создания кумиров. Из -за неустойчивости и частой смене эмоционального
состояния, в это время увеличивается количество обид, ссор между подростками, а
также между детьми и взрослыми, в том числе и родителями. Дети в это время
часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость [29, c.282].