Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Роман Е.Д. Айпина «ханты, или звезда утренней зари» в ракурсе геопоэтики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Творчество Е.Д. Айпина в изучении
отечественного литературоведения. 5

2. Место романа «Ханты, или Звезда утренней зари»
в творческой системе Е.Д. Айпина. 8

2.1. Творческая история романа. 8

2.2. Образный строй и проблематика романа. 11

2.3. Отношение Е.Д. Айпина к роману «Ханты, или
Звезда утренней зари». 14

Выводы ко второму параграфу. 17

3. Художественный образ Югры в романе. 18

3.1. Природный ландшафт. 18

3.2. Домашнее пространство. 20

3.3. Атрибуты цивилизации. 22

Выводы к третьему параграфу. 24

4. Проблема взаимоотношений человека и мира как
смысловая доминанта романа  25

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Работы Еремея Даниловича
Айпина — это феномен в хантской литературе наших дней. Этот выдающийся художник
слов в ряде своих повестей ("В ожидании первого снега", "Я
слушаю Землю", "В тени старого кедра", "У умирающего
очага") и романов ("Ханты, или Звезда утренней зари" и
"Божья матерь в кровавых снегах ") обозревает проблемы, беспокоящие
его народ. Широко освещая прошлое и настоящее его этнической группы, он
предпринял попытку заглянуть в ее обозримое будущее.

Научная новизна работы. Тем не менее, эволюция
творчества писателя еще не получила фундаментального освещения в научной
литературе. Естественное прибытие писателя к созданию его эпохального романа о
хантах пока не было показано. Не предпринималось попыток пересмотреть роман
"Ханты" в широком литературном контексте и в аспекте геопоэтики.
Поэзия этого произведения, его фольклорная основа не получили многогранной
характеристики. Таким образом, установление генезиса этой работы, раскрытие ее
образной структуры и поэтики и, следовательно, ее контекстуальный анализ
представляются уместными.

Объектом исследования является роман Еремея Айпина
«Ханты, или Звезда Утренней Зари».

Предмет исследования — уникальность содержания и
формы романа «Ханты», история его создания, образный строй и геопоэтика.

Цель исследования — теоретическое обоснование и
практическое осмысление художественного своеобразия романа Еремея Айпина
«Ханты, или Звезда Утренней Зари» в контексте геопоэтики. Достижение этой цели
предполагает решение ряда задач:

1. Рассмотреть творчество Е.Д. Айпина в изучении
отечественного литературоведения;

2. Выделить место романа «Ханты, или Звезда
утренней зари» в творческой системе Е.Д. Айпина;

3. Исследовать художественный образ Югры в романе;

4. Проанализировать проблему взаимоотношений
человека и мира как смысловую доминанту романа.

Методы исследования: теоретический (анализ трудов
по философии, культурологии, литературоведению, социологии, эстетике,
этнографии); историко-типологический метод (установление схождений и близости
явлений, рождённых одинаковыми условиями, но не связанных генетически);
сравнительно-исторический метод; историко-генетический метод;
этнофилологический метод исследования творческой индивидуальности
автора-прозаика.

Методологическую базу исследования составляют
труды С. С. Аверинцева, Л. Н. Арутюновой, В. М. Акимова, М. М. Бахтина, А. И.
Белецкого.

Источником исследования является роман Е.Д. Айпина
Ханты, или Звезда Утренней Зари».

Практическая направленность работы определяется
потребностью североведения вообще и истории хантыйского этноса в частности в
изучении национальной культуры, одним из выдающихся деятелей которой стал
Еремей Айпин. Материалы исследования могут быть использованы для чтения лекций
по хантыйской литературе, для чтения вузовского курса «Литература народов
Севера» на филологических факультетах университетов и институтов.

Структурно данная работа состоит из введения,
четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обзор статей и работ, опубликованных в центральной
и периферийной прессе, в частности в журналах и газетах Крайнего Севера,
позволяет понять отношение критики к роману Е. Айпина и проследить изменения в
суждениях и оценках о нем. Все эти работы способствовали последующему переходу
критиков к необходимому синтезу. Творческая история романа "Ханты"
сложна и уникальна по-своему.

Работа создавалась более десяти лет — с 1977 по
1987 год. Стимулом к созданию первой версии работы стала драматическая история,
которая произошла с отцом писателя, когда геологи забрали оленя у старика
"из-за красивых рогов". Сравнение первоначальной версии с
окончательным текстом показывает отсутствие в истории вводной легенды, дискурса
о призвании человека, расширенного диалога с Анисьей и драматических
предчувствий Демьяна.

Сюжет романа — трёхдневная поездка хантского
охотника Демьяна в школу-интернат, где учатся его сыновья, и интенсивные
размышления героя о себе, о людях его вида, близкие и дальние родственники
позволили автору раскрыть процесс идентификации лица с его этнической группой,
которой посвящен роман. В то же время автор сочетает различные слои прошлого
своего народа с драматическим настоящим и поднимает целый ряд проблем и
тревожных вопросов, которые касаются его соплеменников.

Их решение достигается путём выявления ряда
трудных судеб соплеменников Демьяна и создания обширной и тщательно продуманной
системы образов. Проблематичная и мотивационная структура романа, по нашему
мнению, может быть глубоко понята, если рассматривать работу в контексте
творчества художника слова. Для этого мы отслеживаем происхождение, зрелость и
завершение (в романе "Ханты") тем и мотивов работы писателя.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Творчество Е.Д. Айпина в изучении отечественного
литературоведения

Естественно, что творчество Е. Д. Айпина привлекает
внимание ученых. Отечественные и иностранные литературные критики рассматривали
различные аспекты творчества хантского писателя, как в целом, так и на примере
отдельных произведений. Отдельно следует отметить монографию Е. С. Роговера и
С. Н. Нестеровой "Творчество Еремея Айпина", опубликованную в 2007
году [13]. Авторы попытались раскрыть эволюцию прозаика, используя
культурно-исторические, сравнительные и типологические методы анализа
литературных текстов. Взяв за основу книгу избранных произведений писателя
"Клятвопреступник", они проанализировали каждую работу и в заключение
монографии определили основные темы и мотивы, подчеркнув идеологическую и
художественную оригинальность малой прозы Е. Д. Айпина.

О. К. Лагунова, доктор филологии, внесла большой
вклад в изучение работ Е. Д. Айпина. Вершиной объединения произведений О. К.
Лагуновой была монография "Явление творчества русскоговорящих ненцев и
хантов в последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги)",
изданная в 2008 году [8]. О. К. Лагунова обрисовала основные направления
развития хантской прозы. Исследователь изучает хантыйскую и самодийскую
литературу, применяя в то же время историко-культурную,
компаративно-сравнительную методику и этнофилологический подход к анализу
текстов прозаика с акцентом на аксиологию творчества, константы, интуицию и
онтологическую природу повествования.

Доктор филологии Е. В. Косинцева также ссылается в
своих исследованиях на работу Е. Д. Айпина. В 2010 году была опубликована
монография Е. В. Косинцевой, Н. В. Куренковой "Все в этом мире от
Бога…": по роману Е. Д. Айпина "Божья матерь в кровавых
снегах" [5]. В 2013 году Е. В. Косинцева защитила диссертацию "Хантыйская
литература от рождения до настоящего: темы, образы, традиции". В этой
работе автор раскрывает традиции национальной художественной литературы хантов,
уделяя большое внимание Е. Д. Айпину.

Ю. Г. Хазанкович в своих работах представила
фольклорно-эпический взгляд на литературное наследие хантов, в том числе роман Е.
Д. Айпина "Ханты, или Звезда утренней зари". В ряде статей и книг исследователь
проводила параллели между мифо-фольклорными традициями хантыйской литературы, в
том числе в произведениях Е. Д. Айпина, с литературой и фольклором других
народов Севера и Сибири [16].

В. В. Огрызко остается одним из самых ярких
критиков работ Е. Д. Айпина. В его монографии "В сжимающемся пространстве:
портрет на фоне безумной эры" (2006) работа хантыйского прозаика
анализируется автобиографическими и социально-культурными методами [10]. В. В.
Огрызко характеризует писательскую карьеру Е. Д. Айпина как крик сердца.

Нельзя не отметить еще одну работу критика — сборник
"Хантыйская литература" (2002 год), в котором он выступал в качестве
автора ряда статей и составителя. Книга включает в себя литературно-критические
статьи, интерпретирующие генезис хантыйской литературы и работы хантыйских
писателей, в том числе 22 произведения о литературной деятельности Е. Д.
Айпина.

Интересны также работы Е. П. Каргаполова. В
двухтомном издании "Творчество писателей Обь-Иртышья" (2004, 2011)
автор представляет контекст регионального литературного процесса с точки зрения
философии литературы, уделяя особое внимание литературной деятельности Е. Д.
Айпина [3]. Следует отметить работу Н. В. Цымбалистенко и Ю. И. Попова, которая
фокусируется на идеологической и художественной оригинальности романа
"Ханты, или Звезды Утреннего Рассвета" и на национальной
индивидуальности авторского стиля писателя-прозаика [12]. Исследователи
отмечают оригинальность композиционной формы романа, сюжетной структуры,
стилистических особенностей. Подводя итог, ученые подчеркивают масштаб романа и
особую эпическую форму работы, называя его "романом с особенностями
исторической, социально-политической, семейной и повседневной жизни". Они
первыми отметили интерес писателя к женским образам, и особенности их
воплощения на страницах романа. Актуальность проблем, поднятых Е. Д. Айпином в
его работах, и неослабный интерес к работе автора Ханты также подтверждаются
темами диссертационных исследований.

Один из последних "Ханты, или Звезда утренней
зари: генезис, образы, контекст, поэтики" (Санкт-Петербург, 2009)
принадлежат Л. П. Миляховой и посвящены одноимённому роману [9]. Автор
диссертационного исследования сравнил роман хантыйского прозаика с работами
Чингиза Айтматова, с историей В. Распутина "Огонь" и историей В.
Астафьева "Царская рыба". Эта работа Э. Д. Айпинга представляет
особую ценность и важность для литературы Ханта. Он вошел в нее, когда она
переживала свое возрождение, на этапе поиска развития. Автор не только поднял
национальную литературу на новый уровень развития, но и создал новую образную
систему, ранее отсутствовавшую в хантыйской литературе, разработал жанровую
структуру хантыйской прозы. С другой стороны, доминирование авторского стиля,
обусловленное национальной системой культурных кодов, позволяет включить его
творчество в финно-угорскую литературу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы