Платная доработка на тему Роль уроков изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников. 5
1.1. Понятие
духовно-нравственного воспитания. 5
1.2. Особенности
духовно-нравственного воспитания младших школьников 9
1.3. Уроки
изобразительного искусства как средство духовно-нравственного воспитания
младших школьников. 14
Выводы по главе 1. 20
Глава 2.
Экспериментальное исследование по изучению духовно-нравственного воспитания
младших школьников. 21
2.1. Организация и
методики исследования. 21
2.2. Анализ
результатов исследования. 22
2.3. Методические
рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках
изобразительного искусства. 28
Выводы по главе 2. 49
Заключение. 50
Список
использованных источников. 52
Введение:
Актуальность
исследования.
Одной из
важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого
поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения
нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом,
считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только
впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта.
Поэтому перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение,
способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо.
Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.
Формирование нравственно развитой личности
ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное,
возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии
стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности
беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с
окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление нравственного
воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении
средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка,
реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников.
В духовно-нравственном воспитании младших
школьников большое значение приобретает искусство, обусловленное тенденциями
нового мировоззрения современного человека. Образование в России и процесс ее
интеграции в европейское и мировое сообщество требуют существенного
усовершенствования духовной культуры человека.
Различные аспекты духовно-нравственного
воспитания с помощью изобразительного искусства исследовались в работах Л.
Акуловой, А. Алавидзе, В. Бутенко, Н. Бутенко, Д. Джоли, И. Зязюна, Л.
Коваль, А. Комаровой, В. Корниенко, Н. Крыловой, Ю. Крупника, Е.
Лановенко, Ю. Поршневой, И. Регейло, Л. Столовича, М. Тофтула, Г.
Хурошвили и др..
По мнению ученых, одной из главных задач
духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие
мировоззрения, которое осуществляется на занятиях по изобразительному искусству
в процессе ознакомления учащихся с творчеством выдающихся художников, изучения
российского и мирового художественного наследия, овладения искусствоведческими
понятиями, также во время практической художественной деятельности.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности использования уроков
изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании детей младшего
школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить возможности уроков изобразительного искусства в духовно-нравственном
воспитании детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что уроки
изобразительного искусства будут оказывать положительное влияние на
нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие духовно-нравственного воспитания и
выделить его особенности в младшем школьном возрасте.
2. Охарактеризовать уроки изобразительного искусства
как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Организовать экспериментальное исследование по
изучению духовно-нравственного воспитания младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методологические
положения исследования. В теории и практике проблемы духовно-нравственного
воспитания школьников разрабатывались О.С. Богдановой, И.А. Каировым, О.Д.
Калининой, И.И. Левченко и другими крупными учеными.
Особенности использования уроков изобразительного
искусства как средства воспитания нравственности у младших школьников
рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В.
Ядова.
Методы
исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое
наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ
результатов исследования.
Практическая
значимость:
результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами при
работе с младшими школьниками над духовно-нравственным воспитанием, а также
студентами при изучении темы исследования.
База
исследования: МАОУ СОШ №2, поселка
Новоорск, учащиеся 1-го класса в количестве 27 человек. Структура
работы состоит
из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, нравственное формирование
личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при
воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то
его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия.
Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни,
накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что нравственное воспитание
в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня,
но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание
морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость,
нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у младших школьников
чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение к
отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность
нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую
очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится
таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы
освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого,
который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует
необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на
формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности,
уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются
положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного
развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На занятиях дети
приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения
своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать одноклассников,
сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать
другим и принимать помощь. В процессе урока ребенок может получать удовольствие
от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако
все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе
нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что нравственное
воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера,
навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой
постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений
и взаимодействий.
В результате нравственного воспитания
формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно
ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений,
в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников 1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания Анализ научных источников свидетельствует
о наличии достаточно большого разнообразия теоретических представлений о
духовности, морали, нравственном воспитании. Рассматривая научные труды
философов, психологов, педагогов встречаем разные трактовки понятия духовности.
Так, в трактовке Е.Ю. Анохиной духовность – это высшее качество, ценность,
высшее достижение самого человека, поскольку высшая цель – не экономическая, не
социальная, а духовная [1].
Т.И. Власова определяет духовность как «специфически
человеческую черту, проявляющуюся в богатстве духовного мира личности, ее
эрудиции, развитых интеллектуальных и эмоциональных запросах, нравственности» [3,
с. 28], а О.В. Гайвас отмечает, что духовность предполагает выход за пределы
эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на нравственной
культуре человечества [6].
Ю.А. Добровольский связывает духовность с
трудом, направленным на саморазвитие, помогающим человеку стать Человеком и
сохраняет его человечность [8].
По мнению В.И. Козлова, в духовность
входит сознательная активность человеческого духа, возводящая человека к идеалу
добра, – к тому, что его облагораживает [10].
Г.М. Конеев считает духовность самой
высокой степенью абсолютных ценностей, связывает ее с путем человека к Богу,
его ориентированностью на соблюдение в жизни Божьих заповедей [12].
Духовность, по М.С. Мантровой,
своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние личности,
проявляющееся в позитивном поведении и деятельности человека и характеризующее
целостность его как личности [15].
Итак, учитывая мнения ученых, отмечаем,
что духовность – это нравственная культура человечества, а возрождение
духовности связано с возвращением к традиционным духовным ценностям народа.
Категория "мораль" трактуется
как система ценностей, принципов, норм и правил поведения и деятельности людей,
регулирующих отношения между ними на гуманной основе. Идеалы и нормы морали
создавались веками у каждого народа, а утверждались и совершенствовались в
практике поведения и взаимоотношений. В настоящее время все больше утверждается
мнение, что особенности разных исторических эпох влияли на формирование
определенных нравственных представлений, правил поведения, воспитательных
идеалов в нравственном становлении личности [28].
Понятие "воспитание" в
педагогической литературе применяется в широком и узком смысле. Воспитание в
широком смысле трактуется как образование, обучение, процесс формирования
личности и подготовка ее к активному участию в производственной, общественной и
культурной жизни. Формирование мировоззрения, нравственного лица, развитие
вкуса, физическое развитие – это более узкое значение рассматриваемой
дефиниции.
В философском понимании нравственное
воспитание – это воспитательная деятельность школы и семьи, имеющая целью формирование
устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков, привычек
поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в
практической деятельности [30].
С педагогической точки зрения нравственное
воспитание рассматривается как целенаправленное и систематическое влияние на
сознание, чувство и поведение воспитанников с целью формирования у них
нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали [23].
Понятие духовно-нравственного воспитания
достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи
с этим, И.В. Сабитова, разрабатывая воспитательную систему всестороннего
развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором
является духовно-нравственное воспитание [22]. По мнению Б.А. Тахохова,
нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая
объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность,
дисциплинированность и коллективизм [24]. Т.М. Чурекова указывала, что
нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к
обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что духовно-нравственное
воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на
сознание, чувства и поведение индивида для формирования у него нравственных
качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [28].
По мнению такого педагога как Е.В.
Ярославцевой, среди основополагающих базовых категорий духовно-нравственного
воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные
нравственные отношения [31].
Задачами духовно-нравственного воспитания
выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие
духовно-нравственных чувств.
3. Наработка умений духовно-нравственного поведения
[29].
Важно заметить, что духовно-нравственное
воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом,
зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами
всего общества. К духовно-нравственному
воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и
требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения,
формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате
духовно-нравственного воспитания появляется духовно-нравственная воспитанность,
которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности,
проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, духовно-нравственная
воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности
индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию.
Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая
моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни
с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку
[7].
Так мы можем сделать вывод, что
духовно-нравственная воспитанность является устойчивостью положительных
привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в
условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне духовно-нравственной
воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к
осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции
поведения. Проявление духовно-нравственной воспитанности отражается в активной
жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и
решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности
и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида,
который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и
убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами,
нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности,
побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными
знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.
Стоит отметить, что на сегодняшний день
содержание духовно-нравственного воспитания в начальной школе подвергается
существенным изменениям по причине того, что существует необходимость
возрождать общечеловеческие ценности. Для того, чтобы воспитанники совершали
нравственные поступки, у них должна быть такая потребность. Поэтому формирование
духовно-нравственной потребности школьника заключается в процессе усвоения
переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Так,
при помощи нравственной потребности появляется основа для природы морали –
возможности свободного выбора. В такой выработке способности к свободному
нравственному выбору заключается функции этических воспитательных дел. А
система поступков приводит к формированию духовно-нравственной привычки в виде
появления устойчивой потребности совершения нравственных поступков [2].
Духовно-нравственное
воспитание приносит пользу только в случае его интеграции в процесс
образования, когда оно становится составной частью предметного обучения или
внеклассной деятельности. Проблемой многих школ является ориентация на
оценивание духовного мира ребенка только посредством оценок и баллов,
разделение детей на тех, кто хорошо или плохо учится. Однако не менее важным
направлением воспитания наряду с