Платная доработка на тему Роль тренера в мотивации спортсмена
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Психолого-педагогические особенности личности тренера и спортсмена 5
1.1. Особенности личности
спортсмена. 5
1.2.
Модель личности тренера. 8
Глава
2. Особенности построения
взаимоотношений между тренером и спортсменом. 16
2.1.
Проблема мотивации спортсменов. 16
2.2.
Роль тренера в мотивации спортсмена. 27
Заключение. 39
Список
литературы.. 41
Введение:
Становление
спортсмена без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности
является невозможным. Спорт не только спортивная борьба на дорожках стадионов, это
опыт преодоления трудностей и победы над собой, это наш образ жизни, это опыт
поражений и умения работать с ним.
Мотивация
— это внутренняя энергетическая сила, которая определяет все аспекты нашего
поведения; это также влияет на то, как мы думаем, чувствуем и взаимодействуем с
другими. В спорте высокая мотивация широко признается как необходимое условие,
позволяющее спортсменам реализовать свой потенциал. Однако, учитывая ее по
своей сути абстрактную природу, эту силу часто трудно использовать в полной
мере.
Спорт
– это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим
физическим напряжением и требует у спортсмена сохранения устойчивой
положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной
внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. В
результате такая специфическая деятельность приводит к формированию у
спортсмена профессионально важных психических качеств и личностных
особенностей, значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в
повседневной жизни.
В формировании мотивации спортсмена и успешности действий
спортсмена большую роль играет тренер. Чтобы понять психологические особенности
успешной спортивной деятельности, нужно разобраться в характере одного из
важнейших ее факторов — личности тренера.
Для того, чтобы действительно включить спортсмена в
выполнение задач, надо уметь нащупать ту мотивацию, которая способна побудить
его к соответственным действиям, и лишь опираясь на эту мотивацию, можно
стимулировать спортсмена на решение все более высоких задач. При этом с
повышением квалификации спортсмена, с возрастом изменяется структура его
мотивационной сферы, исчезают одни мотивы, появляются другие.
Все вышеизложенное говорит о высокой актуальности данной
тематики.
Исследование мотивации спортсменов начали проводиться еще в
середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил,
что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами
мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Хекхаузен Х., Физер
Н. и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и
занимаются: Гогунов Е.Н., Коломейцев Ю.А., Стамбулова А., Мельников М. и др.
Цель данной работы – изучить роль тренера в мотивации
спортсмена.
Объектом изучения является мотивация спортсмена.
Предметом изучения является особенности работы тренера в
формировании мотивации спортсмена.
Для реализации поставленной цели мы сформулировали следующие
задачи:
— Изучить психолого-педагогические особенности
личности спортсмена;
— Проанализировать модель личности тренера с
позиции его мастерства и личностных качеств;
— Рассмотреть проблему мотивации спортсменов для
осуществления спортивной деятельности;
— Изучить роль тренера в мотивации спортсмена в
спортивной практике.
Работа
состоит из двух глав, введения и заключения, в конце представлен список
литературы.
Заключение:
В результате изучения литературных источников можно
заключить следующее.
Тренер –
это один из мощных факторов, которые воздействуют на результативность, успешность
деятельности спортсменов. Оптимизм во всех случаях, в любых соревновательных и тренировочных
ситуациях; эмоциональный самоконтроль; умение быть многоплановым и гибким в
общении со спортсменами, быть в нужный момент и жестким и мягким; глубокая и искренняя
вера в ученика, в его возможности и способности достичь большого успеха в
спорте – это некоторые
из качеств, которыми так значимо, что бы обладал тренер, и не забывал их
развивать.
На каком бы этапе спортивного пути спортсмен не находился,
тренеру всегда нужно ставить перед спортсменом далекие цели, которые в
дальнейшем должны реализовываться через серию промежуточных.
Для того, чтобы у спортсмена сформировать устойчивую
мотивацию достижения успеха, тренеру и психологу обязательно нужно внимание уделять
самоактуализации спортсмена, его совершенствованию себя через спорт.
А также нельзя без внимания оставлять тот факт, что если
спортсмен осознает то, для чего он добивается высоких результатов, получает
награды, какую пользу он для себя несет, родных и страны в целом, у него в существенной
степени уже будет сформировано желание добиваться высоких результатов.
Исходя из сделанных выводов, можно дать следующие
рекомендации тренеру, психологу и педагогу, которые работают с опрошенными
спортсменами:
1.Для спортсменов, достигающих больших успехов, максимальным
стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью
успеха 50 на 50. В этом случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне
выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как
им нравится соревноваться с равными соперниками или исполнять задания, которые
большой легкостью не отличаются.
2.Спортсменам, достигающим больших успехов, нужно давать
более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и выступают
лучше в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в
процессе тренировки.
3.Другой подход нужен тем студентам-спортсменам, которые не
достигают больших успехов. Тренеру нужно учитывать, что они избегают соревновательных
заданий и промежуточного риска, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая
либо настолько трудные задания, что они на неудачу обречены практически, либо
настолько легкие, что в них успех гарантирован. В данном случае рекомендуется
спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат,
приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и
оптимальному результату. Тренер может задания средней выбирать трудности или
реальные.
Нужно учитывать и то, что все спортсмены индивидуальны и
достижение необходимого уровня мотивации у спортсменов – одна из труднейших задач. Потому
тренер должен знать самые различные методы подхода как к отдельному спортсмену,
так и к команде в целом.
Фрагмент текста работы:
и спортсмена
1.1. Особенности личности спортсмена Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов
и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о значительных отличиях в
уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп
спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными
особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость,
уверенность в себе, самостоятельность, независимость, склонность к риску,
общительность, самоконтроль.
В настоящее время достаточно обширно обсуждается вопрос о
«личностном профиле» спортсмена, занимающегося определенным видом спорта.
Однако анализ личностных особенностей спортсменов международного класса по
видам спорта гипотезу «личностного профиля» не подтвердил [14].
Более продуктивным оказался подход поиска общих проявлений
личности, обуславливающих успех в спорте. К числу подобных черт следует
отнести: эмоциональную устойчивость, сенситивность, активность в преодолении
препятствий.
В целом личностные особенности, как и типологические,
следует учитывать в индивидуализации управления спортивной деятельностью. Роль
фактора личностных особенностей в успешности спортивной деятельности также анализируется
при обсуждении проблемы надежности спортсмена [8].
По данным американских спортивных психологов, к наиболее
часто встречающимся личностным чертам спортсменов относятся следующие:
— высокий уровень агрессивности (который у спортсмена высокого
класса почти всегда находится под контролем),
— высокий уровень мотивации достижения,
— твердость и экстраверсия характера,
— авторитарность,
— самоконтроль,
— эмоциональная устойчивость [28].
Согласно Кретти Б.Дж, это основано на поведении человека,
которое может варьироваться в зависимости от ситуации. Личность варьируется от
человека к человеку, потому что характеристики человека, а также требования
окружающей среды также меняются. Черты личности, которыми обладает человек,
обычно рассматриваются как индивидуальные характеристики личности, которые
позволяют им реагировать в определенных ситуациях. Эти индивидуальные
особенности служат предиктором личности спортсмена в будущих соревнованиях. Эти
оценочные характеристики личности измеряются с помощью стандартных инструментов
психологии [15].
Одной из наиболее
широко используемых концептуальных рамок личности является Пятифакторная модель
(FFM) личности, которая концептуализирует личность с помощью пяти глобальных
конструктов: например, добросовестность, покладистость, невротизм, экстраверсия
и открытость. Все эти черты лежат в основе концепции модели личности Большой
пятерки. А. Е. Ловягина говорит о том, что эта модель является сильным предиктором спортивных результатов, а
измерения большой пятерки включают в себя покладистость, невротизм,
экстраверсию, добросовестность, а также открытость. Все эти характеристики
личности связаны с различными аспектами личности, например, эмоциональной
стабильностью и способностью человека противостоять неприятным ситуациям.
Первая черта большой
пятерки — экстраверсия, фокусирующаяся на экстравертных или интровертных
тенденциях человеческой личности, таких как напористость, социальные связи и
разговорчивость. Вторая особенность — невротизм, основанный на эмоциональной
стойкости и способности эффективно справляться с трудными ситуациями, такими
как депрессия и тревога.
Более того,
сознательность — это третье измерение, связанное со способностью человека
достигать целей, а также основано на индивидуальном внимательном и
ответственном отношении.
Доброжелательность —
это четвертое измерение, основанное на человечности или, точнее говоря, на
сердечности, открытости личности. Она также опирается на индивидуальный
творческий потенциал и гибкость идей [18].
Что еще более важно,
оценка личности также изучается в спортивных условиях, поскольку она
описывается успешными результатами. Например, благодаря усилиям Тран, влияние
личностных черт на результативность футболистов, измеряемых Большой пятеркой
измерений сознательности и невротизма, является важным показателем спортивных
результатов. Пьемонт также выявил с помощью регрессионного анализа, что
сознательность, а также невротизм объясняют 23% дисперсии оценок тренеров,
таких как трудовая этика и спортивные способности и добросовестность, с
дисперсией 8%, служащей предиктором игровой статистики, такой как броски и т.д.
оценки [22].
Спорт — это часть
физической активности, которая позволяет всем быть эффективным средством
передвижения на личном и эмоциональном уровне. Перфекционизм, а также
чрезмерная конкуренция также оказывают сильное влияние на самооценку
спортсменов. Спортивные результаты определяются в рейтингах тренеров на основе пяти
параметров, связанных с производительностью: способности тренера, такие как
способность игрока учиться и затем применять инструкции тренеров, спортивные
способности включают способности игроков к атлетизму, командная игра включает
способность работы с товарищами по команде, результативность игры, основанная
на производительности игрока, а также трудовая этика на основе количества
преданности спорту.
Невротизм, а также
сознательность имеют прямое влияние на спортивные результаты. Однако
открытость, а также доброжелательность не связаны со спортивными результатами. Экстраверсия
также значительно связана со спортивными результатами, причем в большей степени
среди командных игроков. Некоторые исследования также указывают на связь между
спортивными достижениями и сознательностью.