Платная доработка на тему Роль территориального планирования в государственном управлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Место территориального планирования в государственном управлении. 5
1.2 Исторические аспекты территориального планирования и экономического
районирования. 9
2. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ.. 14
2.1 Задачи территориального планирования в контексте «Стратегии
пространственного развития России». 14
2.2 Усиление роли государственного управления в процессе совершенствования
механизма территориального планирования. 16
2.3 Перспективные направления территориального планирования. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Данная работа посвящена изучению роли территориального
планирования в государственном управлении.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что
на сегодняшний день планирование развития территорий в практической
деятельности рассматривается: как совокупность процессов по постановке целей
для прогресса государства в территориальном разрезе; в качестве планирования
конкретных земель, выделяя функциональные зоны для того, чтобы разместить
объекты местной, региональной и федеральной значимости, не забывая про защиту
естественной среды и историко-культурного наследия.
Процесс планирования территорий, который был оформлен
официально, использует не в полном объеме само представление о территориальном
развитии. Данный объем является настолько значимым, что его преодоление
необходимо исследовать как важную задачу по проведению прогнозов предстоящего
планирования территорий. Чтобы территориальное планирование было более полным и
содержательным, в его основу необходимо положить теорию и методологию
территориального развития. Территориальным развитием является преобразование средств
производства, результативное и соразмерное использование
материально-технической, человеческой, природно-ресурсной совокупности всех
имеющихся возможностей на определенных территориях, а также преобразование
сферы экономико-географической деятельности, которая ориентирована на развитие
и дальнейшие изменения территориально-хозяйственной системы в стране. В этом
процессе основная роль отводится государству.
Теоретической основой исследования послужили труды
современных ученых и специалистов в области территориального планирования,
таких как: Н.М. Гапотченко, П.В., Демидов, С.А. Доронина, В.А. Знаменский, В.В.
Кузнецов, А.В. Макарова, А.М. Матвеева, И.В. Митрофанова, А.О. Синицын, Т.В.
Сметанина, Ю.А. Степкин, Т.Б. Шалов и др. Практическая часть работы базируется
на принятой Правительством Стратегии пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 года.
Цель работы – выявить роль и современные тенденции
территориального планирования в государственном управлении.
Задачи исследования:
1) определить место территориального планирования в
государственном управлении;
2) рассмотреть исторические аспекты территориального
планирования и экономического районирования;
3) рассмотреть задачи территориального планирования в
контексте «Стратегии пространственного развития России»;
4) обосновать усиление роли государственного
управления в процессе совершенствования механизма территориального
планирования;
5) обосновать перспективные направления
территориального планирования.
Объект исследования – территориальное планирование.
Предмет исследования – организационно-управленческие
решения, связанные с территориальным планированием.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. В первой главе дается сущностная
характеристика территориального планирования. Во второй главе работы нами обосновывается
повышение роли и места территориального планирования в государственном
управлении.
Источниковедческую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам территориального планирования в государственном управлении,
опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
Определено место территориального
планирования в государственном управлении. Процесс планирования территорий —
это «узкая область» в концепции деятельности органов государственной власти.
Выявлены отличия территориального планирования от иных типов планирования и
государственного управления. Основной задачей государственного управления в
сфере территориального планирования является разработка и реализация документов
стратегического территориального планирования. Контроль за исполнением
документов по территориальному планированию возложен на Минэкономразвития РФ. В
настоящее время территориальное планирование в качестве разновидности
деятельности государства удалено из функциональных возможностей Министерства
строительства и ЖКХ России. Процесс планирования территорий, градостроительного
зонирования определяется Градостроительным кодексом РФ. Существовавшее ранее «двойное
подчинение» процесса планирования территорий в настоящее время успешно
ликвидировано.
Рассмотрены исторические аспекты
территориального планирования и экономического районирования. Пространственное
развитие России, как и отдельных ее территорий и поселений, является
результатом многовековой эволюции под действием множества факторов. Освоение
территорий происходило как стихийно, так и под воздействием соответствующих
органов государственного управления. Вопросам территориального планирования
посвящена работа Х.А. Чеботарева «Географическое методическое описание
Российской империи», написанная в конце 18 века, и работа С.И. Плещеева под
названием «Обозрение Российской империи». Эти исследователи сделали попытку
разделить Российскую империю по географическому принципу, выделялись северные,
южные губернии, западные и восточные. Территориальное планирование как часть
пространственной экономики возникло в первой половине ХХ века с целью решения
задач повышения экономической конкурентоспособности территорий,
инфраструктурной поддержки существующих и перспективных точек экономического
роста и улучшения транспортной доступности. На современном этапе роль
государства в пространственном развитии является определяющей.
Рассмотрены задачи территориального
планирования в контексте «Стратегии пространственного развития России».
Стратегии пространственного
развития России до 2025 года разработана в соответствии с современными реалиями
и призвана решать накопившиеся проблемы пространственного развития. Стратегией
обозначены задачи и приоритеты пространственного развития, основными принципами
обозначены обеспечение территориальной целостности и внедрение комплексного
подхода к социально-экономическому развитию территорий. Выделен новый принцип –
учет мнения населения и бизнеса в территориальном планировании.
Основное значение Стратегии для
повышения эффективности территориального планирования видится в том, что в ней
прописаны Основные тенденции пространственного развития РФ.
Совершенствования механизма
территориального планирования должно быть направлено на решение современных
проблем территориального планирования на уровне регионов. Рассмотрены
возможности государства в ведении деятельности в данном направлении на основе
комплексного подхода и внедрения лучшей практики регионов.
Вторым направлением усиления роли
государственного управления в процессе совершенствования механизма
территориального планирования должно стать совершенствование документального
обеспечения территориального планирования.
Перспективные направления
территориального планирования связаны с созданием условий снижения региональных
диспропорций.
Фрагмент текста работы:
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.1 Место территориального планирования в государственном
управлении Территориальное
планирование представляет собой сферу практической деятельности, которая
изучает планирование развития территорий. В России эта область деятельности
считается новой[1].
Тщательное
исследование планирования территорий необходимо начинать с естественных
процессов по формированию районов и остальных природно-географических единств с
примерного размещения общественного процесса по созданию материальных благ и
расположения населения, где оказывают влияние не только индивидуальное
заключение, но и практическая деятельность центра распоряжения, связанных
единой заинтересованностью месторасположения и потребностью в собственных
трудах[2].
Территориальное
планирование отличается от иных типов планирования. В случае, если процесс
планирования территория является территориальным, то ему необходимо отвечать
определенным критериям[3]:
— принимать во внимание «территорию» как
операционный элемент по планированию;
— проводить анализ «хозяйства» в качестве
природно-социально-экономической системы;
— иметь представление о «территориальном
хозяйствовании» как о методе, посредством которого возможно оптимально и
скоординировано использовать общинную, частную, государственную и муниципальную
собственность;
— «одушевлять»
территориально-хозяйственные системы, а именно, придавать им качества
осмысленного поведения и стремления к цели.
В процессе
планирования осуществляется рассмотрение физической конструкции природного и
социально-экономического пространства, а также территориального хозяйствования
в принципе.
Рассмотрение
территориального хозяйствования можно осуществлять в качестве производства
некоторых благ общественного назначения. Подобным производством занимаются
предприятия профильные, непрофильные.
Во время
территориального развития выражается направленность к процессу
перераспределения полномочий между регионами и центром не только финансовых, но
и общественных. Наиболее четко выражается значимость местных условий и
обстоятельств в повседневной деятельности. Поэтому качество пространства
повседневной жизни людей должно быть важным предметом территориального
планирования[4].
В данном
случае, мы говорим о внутренних взаимоотношениях в местных и областных системах
связи потребителей и производителей не только материальных, но и нематериальных
благ. Основным и более значимым считается создание и дальнейшее развитие[5]:
— устройство и пользование землей;
— коммунальных сетей в населенных пунктах;
— региональной сетевой инфраструктуры;
— природопользования и защиты природы;
— территориальных объединений людей.
На данный
момент, в РФ учитывая отечественный и мировой опыт, формируется новейшая
система, которая будет проводить территориальное планирование.
Для начала
необходимо сказать о том, что абсолютно во всей документации по стратегическому
территориальному планированию определен «территориальный разрез» —
административно-территориальное деление процессов и остальных территориальных
единиц. Вероятность осуществления принципа территориальности определяется
исходным положением не только взаимосвязи, но и территориального пространства.
Однако «территориальный разрез плана» еще не является территориальным
планированием.
Среди
множества документов по стратегическому территориальному планированию к
процессу планирования территорий следует отнести[6]:
— стратегии, обеспечивающие
пространственное развитие страны;
— стратегии, обеспечивающие
социально-экономический прогресс макрорегионов;
— федеральные схемы, по которым
осуществляется территориальное планирование;
— схемы, по которым обеспечиваются
планировочные мероприятия территорий субъектов страны;
— документация по планированию на уровне
муниципалитета.
Во многих
случаях порядок, а также же исполнение рассмотренной выше документации
устанавливает результативность процесса планирования территорий.
Документация
по процессу планирований территорий обладает подчинением в двух сферах, в
данном контексте речь пойдет о градостроительных и социально-экономических
областях, где необходима тщательная проверка показателей единого формирования и
дальнейшего развития, нормативной документации по строительству и правил,
устанавливающих порядок деятельности. Также необходимо принимать во внимание
тот факт, что Градостроительный кодекс РФ определяет круг полномочий по
процессу физического территориального планирования, некоторые ограничения
подобного планирования территорий, правовые и экономические возможности.
Градостроительный кодекс, как правило, наиболее подробно рассматривает процесс
планирования территорий, если сопоставлять с заранее намеченной системой мероприятий,
общим характером социально-экономического типа, стратегиями и
научно-обоснованными суждениями. [1] Махмудова
А.Ф. Теоретические аспекты территориального планирования / В сборнике:
Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений.
Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции.
Отв. за выпуск Е.В. Яроцкая. 2020. С. 447. [2] Гусейнов
Р.Г., Ершова Н.В., Садыгов Э.А. Установление административных границ
муниципального образования в рамках документов территориального планирования /
В сборнике: Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и
природообустройства. Материалы II международной научно-практической конференции
факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. 2020. С. 306. [3] Доронина
С.А., Абашева О.Ю. Экономическое обоснование перспективных вариантов
территориального планирования с учетом приоритетных факторов мультисреды / В
сборнике: Тенденции экономического развития в XXI веке. Материалы II
Международной научной конференции. Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и
др.]. 2020. С. 373. [4] Ду
А., Клерк Ф., Жюлье А. Смена приоритетов в стратегическом планировании — от
общенационального к территориальному уровню // Форсайт. 2020. Т. 14. № 3. С. 90. [5] Кузнецов
В.В. Проблемы формирования географо-территориальной структуры пространства
России / В сборнике: Российская государственность в XXI веке: национальная
идентичность и историческая память в условиях глобальной конкуренции. Материалы
научно-практической конференции. Ответственный редактор Р. В. Евстифеев. 2018.
С. 136. [6] Сметанина
Т.В. Специфика экономического районирования в Российской Федерации / В
сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий:
сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической
конференции. Под общ. ред. А.В. Туголукова. 2018. С. 258.