Платная доработка на тему Роль репортажа в информационных программах на современном русском телевидении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Историческое появление репортажа в принципе как в море, так и России
Репортаж как жанр зародился на страницах европейских газет в пер-вой половине XIX века и его название происходит от латинского слова «reportare», означающего «передавать», «сообщать». «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами. А репортажами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по свое-му содержанию, форме похожи на современные российские очерки», — пи-шет А. Тертычный. По его мнению, видные западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и другие были в нашем понимании скорее эссеистами, чем репортерами. Западные очерки — генетические предшественники и ближайшие «родственники» современ-ного российского репортажа (Тертычный, с. 84).
Репортаж как жанр появился раньше журналистики и самих СМИ. Некоторые фрагменты «Истории» Геродота без особой натяжки можно назвать древнейшим образцом этого жанра. Этот древнегреческий историк и географ V века до нашей эры путешествовал по Ближнему Востоку, Ма-лой Азии и Балканскому полуострову и подробно записывал увиденное. Его рассказ о дальних странах — образец популярного и до сих пор жан-ра тревел-публицистики.
Элементы репортажа есть и в Библии — и в Ветхом Завете, и в Новом. Ведь их писали очевидцы и непосредственные участники важных для иуде-ев и христиан чудесных событий (или те, кто выдавал себя за очевидцев). «Увидев народ, Он взошел на гору и, когда сел, подошли к Нему ученики Его. А он, отверзши уста свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — описывает начало Нагорной проповеди Христа апостол Матфей. Это момент — «когда сел» и есть «репортажная де-таль», заставляющая читателя живо представить себе события того време-ни.
Средства массовой информации в современном понимании — преж-де всего газеты, появившиеся в Европе в средние века, — долгое время во-обще обходились без репортажей. Они публиковали новости, официаль-ные указы и частные объявления. Сам репортаж, как репортаж непосред-ственно с места событий, с подробностями, которые подчеркивали бы, что автор действительно побывал на месте этих событий и которые «переноси-ли бы» читателей туда вслед за автором, появляется довольно поздно.
В конце 18 века в Англии газеты получили право посылать журнали-стов на парламентскую галерею. Забавно, что при этом в первые годы им разрешалось там находиться, но вести какие-либо записи было невозмож-но. Когда, наконец, в 1783 году такое право получили газетчики, они ста-ли соревноваться и в скорости передачи информации со стен парламента, и в ее полноте. Газеты отправляли группы репортеров на заседания парла-мента. В то же время непременным атрибутом журналиста стало такое ре-портерское мастерство, как стенография.
Крупные социальные потрясения и войны, потрясшие Европу и весь мир, — революция во Франции и англо-американская война за независи-мость, затем наполеоновские войны, Гражданская война в Америке — окончательно сформировали этот жанр. Кроме того, эти события, повли-явшие на жизнь всего мира, по времени совпали с началом технической революции и появлением телеграфа. Журналисту уже не нужно было воз-вращаться с места событий в редакцию или посылать депеши голубиной почтой — он вполне мог передавать информацию прямо с места.
Конец 19 века — время расцвета классических американских репор-тажей, знакомых по художественной литературе и кино. Именно тогда американские репортеры проникли в самые отдаленные и опасные уголки нашей планеты. Например, в 1871 году газета «Нью-Йорк Герольд» нача-ла собственную экспедицию на поиски знаменитого путешественника Дэ-вида Ливингстона, заблудившегося где-то в джунглях Африки. Экспеди-цию возглавил известный журналист и авантюрист Генри Мортон Стэнли — найдя Ливингстона в окрестностях озера Танганьика, он увековечил се-бя нелепой фразой: «Доктор Ливингстон, я полагаю?»
Американские и британские журналисты проникли не только в самые отдаленные уголки планеты, но и в самые потаенные закрома собственного общества — бич язв и темных сторон.
Одним из самых известных британских репортеров того времени был редактор «Пэлл Мэлл Газет» Вильям Стед. Он прославился расследо-ванием детской проституции. В 1885 г. появилась первая серия его докла-дов на эту тему, она называлась «Первая дань современному Вавилону». «Гвоздем» его творчества на эту тему стала «покупка» 13-летней Элизы Армстронг, дочери трубочиста. Уильям Стед продержал ее у себя дома несколько часов, чего хватило бы для совершения акта (конечно, сам жур-налист акта педофила не совершал). То, что девушка была у него дома, подтвердили свидетели. За этот поступок журналист даже попал в тюрьму на три месяца — по подозрению в причастности к детской проституции.
Его расследования вызвали оглушительный резонанс в чопорной викторианской Англии — полиция получила особые полномочия по борь-бе с этим явлением, а возраст совершеннолетия был повышен с 13 до 16 лет.
Другая журналистка, сотрудница New York World Нелли Блай, что-бы показать истинные условия жизни в сумасшедших домах, даже сама симулировала сумасшествие и обманывала врачей. Потом вышла статья, а вскоре и книга «Десять дней в сумасшедшем доме» — Нелли Блай разоб-лачала жестокость врачей, избиение больных санитарами, плохие условия содержания, отвратительную еду и многое другое.
А. Э. Кауфман в статье «За кулисами печати» в «Историческом вест-нике» (№ 7 за 1913 г.) писал: «Американские репортеры славились своей находчивостью. Подслушать, подсмотреть, проникнуть в частную коллек-цию в образе лакея, с чисто шерлоковской ловкостью навести на разговор человека, не склонного к интервью, — все это должен уметь американский репортер.
Первым корреспондентом в русской журналистике был Яков Синя-вич. В 1719 году он, переводчик посольского приказа, был назначен Пет-ром I на должность, которая обязывала его собирать сведения о проис-шедших событиях, а также описывать торжества и празднества. Ему пред-стояло не только допросить Сенат и Коллегию, но и выяснить и собрать новости для газеты «Ведомости» [Мальшинский]. В СМИ 18 века тексты, близкие к репортажным, большая редкость. Нечто похожее на отчет мож-но назвать тогдашними отчетами о боевых действиях, отчетами, в которых восхваляются достижения и победы русской армии.
В XVIII веке и первой половине XIX века русская публицистика находилась в тесной связи с литературой, эти два понятия были практиче-ски неотделимы друг от друга. Основными работниками СМИ в то время были писатели: они выступали и в качестве редакторов, и в качестве рядо-вых сотрудников изданий. Основным органом печати в то время были журналы, а наиболее распространенными жанрами были очерки, фельето-ны, рецензии и др. Репортаж, более типичный для газеты, был крайне ре-док.
Но в 1860-х годах произошли реформы, отменившие прежнюю цен-зуру, что существенно повлияло на разнообразие и насыщенность СМИ: содержание стало более разнообразным.
К развитию жанра репортажа подтолкнуло и то, что в 1866 г. потре-бовалось первое информационное агентство — Российское телеграфное агентство (сокращенно РТА). Его создал Константин Трубников, владелец газеты «Биржевые издания», несмотря на то, что в 1862 году возникло те-леграфное бюро, преобразованное в агентство. С появлением этого агентства увеличилось количество журналистов, специализирующихся на репортажах, а также количество репортажей.
В 1871 г. появилось еще одно агентство — Международное теле-графное агентство, а в 1882 г. — Северное телеграфное агентство. «Теле-графные бюллетени» часто становились самостоятельной газетой, потому что публиковали оперативную информацию. Это стало еще одним толч-ком для развития репортажа как жанра – репортеры стали очень важным элементом редакций, собственно от них и зависел успех газеты – им нужно было быстро находить интересные материалы, что делало газету более востребованной. Потребность в каких-то громких, необычных, сенсацион-ных материалах значительно возросла, что также стало толчком для жан-ра, ведь для репортеров и репортажей такие события являются ключевыми элементами для работы.
В конце XIX века появился репортер, определивший лицо русской репортерской школы, — Владимир Гиляровский. Настоящим и признанным классиком этого жанра является Владимир Гиляровский, книги которого («Московская газета», «Москва и москвичи») можно назвать настоящим читателем репортажа. У него был большой жизненный опыт, и, научив-шись репортерским навыкам, он быстро занял лидирующие позиции в ре-портерском бизнесе страны.
Как репортер Гиляровский работал быстро, не допуская промахов и ошибок. Благодаря ему рождались сенсации — газеты «Московский ли-сток», «Русские ведомости», «Русское слово», «Россия» и другие обязаны корреспонденту появлением многих ярких материалов. Его репортажи о жизни калмыцких пастухов и волжских бурлаков, репортажи о трагедии на Ходынском поле и многие другие стали даже более чем классикой ре-портажа — они попали в «золотую копилку» русской литературы.
Его книги — не только сборник таких отчетов, но и путеводитель по истории жанра и секретам его мастерства. При их чтении поражаешься, как мало изменились за полтора века нравы и структура российских СМИ — бульварная пресса и скучный официоз, который приходится насаждать насильно, пьяные журналисты и профессиональные репортеры.
«Вот ежели убийство или что другое такое крупное, сам в Москву приезжай, разузнавши все обстоятельно, что говорят и что как, а на доро-гу и за хлопоты я тебе заплачу!», — цитирует Гиляровский инструкции Н. И. Пастухова, издателя «Московского листка», своим журналистам. «Бы-вали случаи, что старались поймать Пастухова, сообщали ложные сведе-ния, чтоб подвести газету, много посылали анонимных писем, но его про-вести было трудно. Он чувствовал, где ложь и где правда. Некоторые же, достойные внимания известия, всегда посылал проверить самых опытных репортеров. — Гляди, чтоб комар носа не подточил, тихомолом разнюхай!» — вспоминает великий журналист. – «Репортер, как вор на ярмарке: все видь, ничего не пропускай,- сказал мне Н. И. Пастухов в первые дни рабо-ты в «Листке».
Владимир Гиляровский ввел в жанр репортажа новые подробности – он не только подробно описал событие и его детали, он также стал вклю-чать в репортаж человека, показывать человека, оказавшегося в какой-то сложной ситуации, рассказывать о его жизни, показать поведение, — участ-вовать в его судьбе.
Начавшийся 20 век объявили золотым веком русского репортажа. При всех скидках на рамки, с которыми сталкивалась журналистика в со-ветское время, именно тогда и появились лучшие образцы этого жанра, например, в книгах Валерия Аграновского («Вторая древнейшая») и Игорь Фесуненко («Глубина резкости»). Возможно, это связано, во-первых, с наличием достаточных финансовых ресурсов для этого жанра в СМИ, а во-вторых, с интересом советского читателя ко всему, что проис-ходит на планете (а также в ее недрах и в космосе). И, в-третьих, отсут-ствием спешки. Сейчас, в погоне за оперативностью, СМИ просто не успе-вают выдавать что-то более подробное, чем новости, а у читателей остает-ся все меньше времени на чтение «большой формы».
Следующим этапом развития репортажа стала Первая мировая вой-на, когда российские издания проявили к репортажу небывалый интерес. Военными корреспондентами в то время работали Валерий Брюсов, Алек-сей Толстой, Владимир Немирович-Данченко [Козлова].
Этот период в жизни жанра возвращается к началу его развития, к петровским реалиям — тогда, в XVIII веке, репортажи были призваны вос-хвалять русскую армию и ее победы, то же самое происходило и во време-на Первая мировая война. Существовала военная цензура, строго следив-шая за тем, чтобы не стало достоянием общественности то, что не должно было быть известно широкой публике, — сведения о поражениях русских войск. Как пишет М. М. Козлова в «Истории отечественных средств массо-вой информации», при ставке главнокомандующего армии было создано бюро печати, и «сведения, которые ставка считала возможным сообщать в печать, представлял специально выделенный офицер». Такое положение репортажа было на заре его развития, в «Ведомостях», подконтрольных Петру I. Примерно в этот период появляется и новая разновидность ре-портажа — фоторепортаж.
Новые исторические условия после 1917 года подтолкнули жанр ре-портажа к новым изменениям и дальнейшему развитию. Репортажная школа Владимира Гиляровского – репортаж, где есть личность человека, история жизни – вытесняется из СМИ. «Живой» репортаж Гиляровского исчезает из российских СМИ и новый этап «жизни» жанра диктуется по-требностями советской власти: главная цель репортажа (как и СМИ в це-лом) теперь пропагандировать достижения новой власти, Советской.
Меняется отношение к журналистам и репортерам, вводятся прави-ла, жестко регламентирующие деятельность. Во многих работах, посвя-щенных истории жанров журналистики, встречается яркая цитата И. Во-рошилина из его статьи «Репортаж и репортер», очень точно характери-зующая деятельность журналиста-репортера того периода: «Центр тяже-сти рабкора заключается в отражении живой действительности, в то время как центр тяжести работы репортера заключается в отражении жизни по документам».
Несмотря на это, репортаж в те годы не умер, и тогда были репорте-ры, заслуживавшие внимания, — Лариса Рейснер, Михаил Кольцов. Они вносят в репортаж элемент анализа, аналитические элементы вносятся в жанр. Михаил Кольцов блестяще репортировал с места событий, а также использовал прием «Журналист меняет профессию», что придавало его репортажам достоверность, убедительность и оригинальность.
Следующим этапом развития жанра стало появление в СССР нового средства массовой информации — радиовещания. В 1928 году состоялся первый радиорепортаж «Прогулки по Москве», когда звуки улиц, ком-ментируемые репортерами, транслировались в прямом эфире по радио.
Другой знаковый репортаж, который часто считают первым россий-ским радиорепортажем, произошел в 1935 году, когда комментатор Ва-дим Синявский рассказал в прямом эфире о футбольном матче между СССР и Турцией.
Новый этап в развитии репортажа наступил в годы Второй мировой войны. Так как в годы Первой мировой войны у журналистов были огра-ничения на сообщение тех или иных сведений о войне, главной задачей ре-портеров (да и всех журналистов) было так показать военные события, чтобы укрепилась вера советских людей в Победу, так что люди верили, что победа СССР в войне неизбежна. Военные сводки о подвигах бойцов показывали силу духа Красной Армии, создавали образы героев войны, давали пример простым людям.
Следующим событием, повлиявшим на развитие жанра, стало появ-ление в СССР телевещания. В 1949 году был показан первый телевизион-ный репортаж о футбольном матче между ЦСКА и «Динамо». С тех пор репортажи о событиях стали редкостью в телеэфире [Овсепян]. В печатной печати понятие «репортаж» практически отсутствовало, репортажи здесь назывались «зарисовками».
На развитие жанра значительное влияние оказала политическая си-туация в стране. Развенчание культа личности Иосифа Сталина, медлен-ное, но, тем не менее, уверенное формирование гласности — это дало ре-портажу и журналистике в целом, новый толчок к развитию. В 1980-е го-ды в печати появлялось все больше аналитических сообщений, увеличива-лось количество сообщений в печатных СМИ.
1990-е годы и распад Советского Союза стали еще одним этапом в развитии репортажа: с распадом СССР рухнула цензура, и общество страны стало все больше нуждаться в актуальной информации. Репортеры освещали важные для страны события, и их репортажи пользовались большим спросом. Говорили об августовском путче и чеченской войне; репортеры заставили читателей почувствовать себя свидетелями этих со-бытий. Журналисты в то время были максимально свободны от цензуры и «гнета сверху», что означало для журналистов чуть ли не вседозволен-ность.
Следующим толчком к развитию стали современные технологии, по-явился так называемый «мобильный репортер». Технологии позволяют журналисту-репортеру быть по-настоящему оперативным, делать почти мгновенные репортажи, передавая материал в редакцию прямо в момент события.
Эксперты Всемирной ассоциации газет составили прогноз развития жанра на ближайшие годы. По их словам, основными составляющими ре-портажа будут не только текст и фотографии, но также звук и видео, кото-рые мы можем наблюдать уже сейчас. Также эксперты ассоциации увере-ны, что главным в отчете станут «автомобили и марки», то есть читатель будет смотреть, в первую очередь, не на то, что написано, где он опубли-кован, а на то, кто и где написал текст, личность самого журналиста станет более весомым аргументом в оценке того, что он написал.
Исследователи убеждены, что наиболее важной его деталью будет способ передачи сообщения: основной задачей СМИ будет использование информации в зависимости от канала – газеты, телевидения, радио, Интер-нета. Кроме того, уже сейчас можно судить о том, что современные реалии оказывают влияние на репортажи, происходит размытие стандартов, при-сущих информационному жанру.