Естествознание, обществознание и методика преподавания окружающе Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Роль проектной деятельности на уроках окружающего мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности по курсу окружающий мир 4

1.1 История создания проектной деятельности 4

1.2 Классификация проектной деятельности 9

Глава 2. Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира 11

2.1 Проектная деятельность на уроках окружающего мира 11

2.2 Разработка проектной деятельности 17

Заключение 22

Список литературы 23

  

Введение:

 

Важнейший приоритет в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС НОО) – это формирование у младшего школьника метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями: коммуникативными, регулятивными, познавательными. Уровнем освоения данных действий предполагается успешность обучения в значительной мере на последующих ступенях непрерывного образования.

Проектный метод является одним из путей для достижения поставленных задач в новом стандарте формирования универсальных учебных действий. Этот метод является основой проектного обучения, смыслом которого является создание условий для самостоятельного усвоения детьми учебного материала в ходе выполнения проектов; здесь подразумевается учение с помощью решения проблемных ситуаций.

Также проектный метод рассматривают как педагогическую технологию, которая имеет цель ориентировать младшего школьника на актуализацию уже имеющихся знаний и приобретение новых, чтобы активно включиться в проектировочную деятельность в социокультурной среде.

У учителей в начальной школе чаще всего возникают две ошибки в организации проектной деятельности младших школьников:

1. Перенос проектного метода работы из старшей или основной школы в начальную. Младшие школьники еще не имеют сформированной учебной деятельности и не могут осуществить самостоятельно то, что требует учитель, то есть создать исследовательский проект, определить цель, задачи, гипотезу и т.д.

2. Присвоения учителем характеристику «проект» всему, что происходит во внеурочное время: решение задачи, стенгазета, доклад и пр.

Воронцова А.Б. пишет, что «полная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из старшей или основной школы в начальную без подготовки для этого почвы неэффективно и даже вредно».

Давно назревает проблема включения проектной деятельности в учебный процесс. В данной деятельности заложен большой развивающий потенциал, что крайне важно для современной школы, которая нацелена на всестороннее развитие и формирование творческой личности. Мной не было найдены методические разработки по проектной деятельности в начальной школе по предмету «Окружающий мир», поэтому данная тема крайне актуальна.

Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира.

Объект исследования: новые педагогические технологии ведения проектной деятельности в начальных классах.

Целью исследования является определение роли проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Поставленные задачи:

1. Теоретический анализ научно – методической литературы по данной теме.

2. Определение роли проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

3. Характеристика проектной деятельности как одной из новых педагогических технологий.

Базой для эмпирического исследования является ГБОУ Школа №1601 САО города Москвы, 3 класс.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный метод мотивирует учащихся на самостоятельную работу, развитие творческих способностей, поиск новой информации и получение окончательного продукта.

С помощью проектного метода для детей создаются педагогические ситуации, в которых ребенок ставит цель и благодаря своим собственным и внешним ресурсам добивается ее достижения. В этих ситуациях ученик осуществляет деятельность.

Сейчас метод проектов используют для организации образовательного, экологического и общественно значимой деятельности младших школьников. С помощью данного метода повышают мотивацию у детей в получении дополнительных знаний, младшие школьники осваивают методы научного познания, получают практические навыки, развивают ответственность, коммуникацию, целеполагание, самодисциплину и организаторские навыки. Для разработки проектов дети используют природоведческие и обществоведческие знания. С помощью них они объясняют причинно – следственные связи и обеспечивают практическую значимость материала.

Проектный метод помогает ребенку закрепить ранее полученные знания, научить добывать новые не только по любому школьному предмету и обеспечивает проблемные ситуации, которые позволяют ребенку применять знания, навыки и умения. Знания, которые ребенок усваивает для реализации проекта, помогают развить интерес к другим предметам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности по курсу окружающий мир

1.1 История создания проектной деятельности

В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный метод мотивирует учащихся на самостоятельную работу, развитие творческих способностей, поиск новой информации и получение окончательного продукта.

Со времен Сократа было создано искусство «майевтика», в нем предлагается путем наводящих вопросов с помощью диалога извлекать в каждом человеке знания.

Во время диалога вместо утверждения той или иной истины задаются последовательно вопросы, при ответе на которые собеседник формулирует известные ранее утверждения, то есть рождает истину. Отсюда и теория Сократа, что он не делится истиной, а только помогает собеседнику самостоятельно ее создать. Сутью майевтического искусства является противопоставление внутреннего философского знания, которое каждый человек носит в себе и может ее открыть внешнему ложному высказыванию. [3, с.55]

Метод проектов начал зарождаться в XVI веке. В это время появился сам термин «проект» у архитекторов и техников. Позже ученые заинтересовались внутренними задатками и способностями ребенка и предложили на основе этого воспитывать и обучать детей. Процесс должен быть самостоятельным, то есть учащийся должен познавать мир при выполнении заданий и тем самым осуществлять процесс саморазвития и самовоспитания на практике.

В высшей Римской школе искусств с понятием «проект» познакомились во время попыток итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. Учащимся приходилось ориентироваться на действительность в реальных условиях; на получение знаний во время самостоятельного осуществления проекта; получаемый продукт реализовывался только при применении разных знаний.

В королевской архитектурной академии в городе Париж проекты создавали студенты, которые участвовали в конкурсах, где получали возможность поступить в академию и получить титулы архитекторов. Лучшие проекты принимались как вступительные экзамены.

Жан — Жак Руссо в романе – трактате о воспитании (Эмиль) пишет о том, что не нужно давать ребенку каких-либо словесных уроков, а предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из собственной практики и опыта. Руссо Ж. — Ж. делает Эмиля исследователем и создает на его пути проблемно – поисковые ситуации. [3]

Песталоцци И.Г. считал, что только объединение труда и обучения в должной мере способствует естественному стремлению ребенка к разнообразной деятельности. По его мнению, основная задача школы – развитие физических, умственных и нравственных задатков учеников на природосообразной основе. Также, по его мнению, дети должны в первую очередь обладать логичной и четкой картиной мира, сформировать полезные умения и навыки, умения делать выводы и только после этого можно давать детям конкретную информацию. [11, с.28]

Метод проектов или метод решения проблем впервые был описан американским философом, прагматиком, психологом и педагогом – Дж. Дьюи и его учеником У.Х. Килпатриком. Анализируя литературу, можно прийти к выводу о том, что необходимо применять технологии проектного метода для ориентирования обучения на целесообразную деятельность учеников и учитывать их личные интересы.

Американские школы стали применять данный метод с начала XX века. Проектный метод подходил им по укладу жизни и по духу. Американцы дали этому методу название «наш метод школьной работы».

Целесообразная деятельность учащихся, которая основывается на личных интересах детей к заданию, является основой обучения, по принципу работу Дж. Дьюи. Это позиция полностью шла в разрез со школьной системой обучения, основывавшейся на приобретении и усвоении знаний. Было предложено пойти «путем делания», где ребенок самостоятельно и практически выполняет задания и тем самым извлекает из этого умения, знания и опыт. Если ребенку дать реальную проблему, которая для него знакома и значима, то будет понятно, когда и зачем пригодятся знания, полученные в ходе проблемного метода. Для того, чтобы решить новую проблемную задачу ребенку нужно использовать знания и умения, которые были получены ранее и те, которые получит в будущем.

В 1910 году была предложена первая классификация проектов профессором Коллингсом:

1. Конструктивные, целью которых является разработка конкретного продукта, приносящего пользу (изготовление скворечника, создание декораций на сцену, приготовление чая на завтрак и др.);

2. Проект игры. Занятия для детей, в которых дети участвуют в различной групповой деятельности (игры, разные развлечения, танцы, драматические постановки и др.);

3. Экскурсионные, направленные на целесообразное изучение проблем окружающей природы и общественной жизни;

4. Повествовательные, разрабатываемые совместно с детьми для привлечения их к возможности получить удовольствие от рассказов разных форм (художественные, вокальные, письменные и пр.).

В России метод проектов появился в начале XX века. С.Т. Шацкий с помощью помощников активно пытались применить метод проектов на практику преподавания. Благодаря целесообразному сочетанию теории и практики во время совместной деятельности с учащимися данный метод получил широкое распространение. В настоящее время метод проектов также пользуется большим спросом.

В советской школе пытались преобразить метод проектов, и он начал соответствовать дальтон – плану и коллективной работе учеников. Это переросло в лабораторно – бригадный метод. Комплексная программа обучения базировалась на жизненных ситуациях или проектов и деятельности учащихся. Данный метод имел высокую мотивацию, но должным образом не обучал учащихся необходимым объемам знаний.

Современные исследователи выделили ряд причин, по которым это происходило:

1. Метод проектов был слабо разработан;

2. Педагоги, работающие по данному методу были плохо обучены;

3. Метод проектов выходил на передний план, отодвигав назад все остальные формы обучения;

4. Неграмотно подобранная комплексная программа для сочетания с методом проектов.

Метод проектов не подходит для формирования у детей систематических знаний, также как и классический урок не формирует ключевые компетенции учащихся.

Проблемный метод исследовался такими педагогами как М.И. Махмудовым и И.Я. Лернером, но в то время уделялось внимание лишь на получение детьми знаний, навыков и умений.

Во время принятия образовательных стандартов 2004 года и Федерального Государственного стандарта начального образования 2009 года метод проектов значительно видоизменяется и получает второй шанс. Теперь этот метод рассматривают как способ получения знаний, приближенного к реальным условиям формирования у детей опыта продуктивной деятельности. Данный метод позволяет активизировать имеющиеся форму организации обучения, не вытесняя их.

С помощью проектного метода для детей создаются педагогические ситуации, в которых ребенок ставит цель и благодаря своим собственным и внешним ресурсам добивается ее достижения. В этих ситуациях ученик осуществляет деятельность.

«В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения».[1]

«Новое поколение россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности».[20]

Стандарты второго поколения ставят задачу «сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью». [2]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы