Платная доработка на тему Роль Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ленинградская межпоселенческая библиотека» в формировании устойчивого интереса к здоровому образу жизни читателей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические основы формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни
средствами библиотечно-библиографической
работы.. 7
1.1.
Характеристика понятий здоровья, здорового образа жизни. Основы формирования интереса
к здоровому образу жизни. 7
1.2. Роль
библиотеки в формировании устойчивого интереса к здоровому образу жизни
читателей. 17
Глава 2. Организация
библиотечно-информационной деятельности по формированию устойчивого интереса к
здоровому образу жизни читателей. 25
2.1. Анализ деятельность Муниципального бюджетного
учреждения культуры «Ленинградская межпоселенческая библиотека» в формировании устойчивого
интереса к здоровому образу жизни читателей. 25
2.2.
Разработка проекта по формированию устойчивого интереса к здоровому образу
жизни читателей на базе МБУК «Ленинградская межпоселенческая библиотека». 41
Заключение. 54
Список
использованных источников литературы.. 56
Введение:
Актуальность темы
исследования. Характерной особенностью последних
десятилетий в России является существенное ухудшение духовного и физического
здоровья детей, подростков и молодёжи, что угрожает национальной безопасности,
экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны.
По данным НИИ Гигиены и
профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи около 90% детей школьного
возраста имеют нарушения физического и психического здоровья.
Минздравсоцразвития РФ отмечает, что при поступлении в школу 30–35% детей уже
имеют отклонения в состоянии здоровья, а по окончании школы их процент
увеличивается до 70. Эта проблема стала объектом пристального внимания со
стороны государства и общества, и, как следствие этого, разработаны и приняты
новые правовые и законодательные акты, направленные на сохранение и укрепление
здоровья населения путём формирования здорового образа жизни и повышения
доступности и качества медицинской помощи.
Состояние здоровья
человека, по мнению учёных, зависит на 20% от состояния окружающей среды, на
20% от генетических факторов, на 10 % от развития медицины (служб
здравоохранения) и на 50% от образа жизни. Образ жизни — это понятие,
характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт,
формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных
потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила
поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья,
медицинскую активность. Здоровый образ жизни — это мировоззрение, определённая
система ценностей, направленная на поддержание, развитие и сохранение духовного
и физического здоровья; то есть установка на жизнь и здоровье, совершенство
физическое, духовное, социальное.
Свою долю ответственности за формирование
здорового образа жизни играет библиотека, ведь она, как наиболее доступный для
человека информационно-культурный центр, многое может сделать для пропаганды и
мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ), борьбы с вредными привычками,
предупреждения СПИДа. Образовательная работа в этом направлении приобретает
сейчас особенно важное значение, и библиотека не только не остается в стороне
от этой проблемы, но и является одной из авторитетных структур, которая на
основе партнерства со всеми заинтересованными организациями может взять на себя
инициативу и ответственность за информационное просвещение читателей.
При выяснении роли
библиотеки как центра формирования устойчивого интереса к здоровому образу
жизни возникают вопросы ее преимуществ по сравнению с другими общественными
организациями и учреждениями, работающими в этом направлении. Стержневое место
библиотеки как центра по сохранению здоровья объясняется тем, что она имеет
природное свойство присоединяться к любой сферы жизнедеятельности человека и
общества, в том числе и тех, которые связаны с ЗОЖ. Библиотеки обладают
значительными по объему и уникальными по составу информационными ресурсами по
вопросам здорового образа жизни и предоставляют доступ пользователям к нему.
Библиотеки имеют дело с проверенной информацией, ведь, прежде чем попасть в
фонд, и подлежит тщательной экспертизе в издательствах, редакциях, теле-,
видеофирмах, магазинах, в самой библиотеке. В процессе библиотечной селекции
документы проходят учетный, идентификационный, поисковый, вторичный и другие
виды отбора, из-за чего в отраслевой фонд библиотеки поступают ценные источники
информации. Еще одним преимуществом является то, что библиотеки имеют богатый
опыт по формированию здорового образа жизни на основе партнерского сотрудничества
с образовательными организациями, общественными организациями, которые
занимаются вопросами сохранения здоровья, просветительскими организациями и
др., тем самым усиливая свои возможности. За счет такого взаимодействия
пользователи получают более широкий спектр информационных услуг и знаний. В
сегодняшних реалиях важно и то, что библиотеки являются бесплатными,
общедоступными.
Уже сегодня все больше
библиотек перестали быть оторванными от жизни, внешней среды, открыты для
изменений, осознают свою роль навигаторов в безбрежном море информации, что
выгодно отличает их от других коммуникативных общественных структур. Однако,
как отмечают библиотековеды, библиотеки как центры формирования ЗОЖ нуждаются в
расширении ассортимента и повышения качества библиотечных услуг и сервисов, использование
проектного, кадрового менеджмента, комплекса маркетинга и фандрайзинга,
PR-технологий, развития различных форм социального партнерства.
Разработанность проблемы
исследования. Важное теоретическое значение для нашего
исследования имеют работы Л.Е. Савич, которая обосновала библиотечную
валеологию как новое формирующееся направление библиотечной науки и практики,
определила ее содержание, структуру, сформулировала такое понятие, как
библиотечная педагогика здоровья.
Участие библиотек в
деятельности по адаптации пользователя к информационной среде и снятию
психоэмоционального напряжения, возникающего при получении избыточности
информации, исследовала О.Л. Юшина. По ее мнению, реализация
социально-адаптационной функции возможна только в деятельности публичных
библиотек.
Кроме этого, необходимо
отметить и такие работы Е.М. Колесниковой и Л.Е. Савич, в которых
рассматриваются вопросы, связанные с формированием здоровья самих сотрудников
библиотек.
Среди публикаций
зарубежных авторов несомненный интерес для нашего исследования представляют
работы Н.Н. Мухамедьярова. Его работы посвящены разработке теоретических и
организационно-методических основ функционирования библиотеки как
социально-коммуникационного центра формирования здорового образа жизни путем
усиления ее коммуникационных функций, а также создания системы
библиотечно-информационного обеспечения здорового образа жизни в Украине. Один
из аспектов его исследований — интеграция библиотек в систему социальных
коммуникаций здорового образа жизни, куда входят, кроме библиотек, родственные
социальные структуры, в частности, музеи, архивы и др. Н.Н. Мухамедьяров вводит
в оборот понятие единого социально-коммуникационного пространства здорового
образа жизни и обосновывает необходимость дальнейшего развития библиотечной
валеологии как научно-практического направления деятельности украинских
библиотек.
Для данного исследования
определенный интерес представляют взгляды на социальные функции библиотеки
таких авторов, как М.И. Акилина, Э.К. Беспалова, Н.В. Бубекина, М.Я. Дворкина,
М.М. Джерелиевская, Н.В. Жадько, Т.Б. Маркова, Р. С. Мотульский, Е.И.
Ратникова, Е.Т. Селиверстова, В.В. Скворцов, А.В. Соколов, A.M. Стахевич, Ю.Н.
Столяров, Н.И. Тюлина, В.Р. Фирсов, И. Фрумин, К. П. Чуприн, Ж.С. Яцкунас и др.
Тема исследования
потребовала обратиться к трудам по разным наукам и отраслям деятельности.
Родоначальником библиотерапии как науки по праву считается шведский
невропатолог Яроб Биллстрем. Первые шаги к практическому применению
библиотерапии в СССР были сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским, врачом
психоневрологического института в городе Харькове.
Возможности работы
библиотек по формированию здорового образа жизни раскрыты недостаточно,
проблема формирования здорового образа жизни населения средствами библиотеки не
осознана в полной мере, валеологическая функция библиотеки не выделена,
значимость взаимодействия библиотеки с социальными институтами в данном
направлении библиотечно-информационной деятельности не изучена.
Объект исследования — формирование
устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Предмет исследования – особенности
формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни читателей средствами
современной библиотеки.
Цель исследования
– разработка проекта по формированию устойчивого интереса к здоровому образу
жизни читателей на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры
«Ленинградская межпоселенческая библиотека».
Задачи исследования:
1. Изучить понятие
здоровья, здорового образа жизни. Основы формирования интереса к здоровому
образу жизни.
2. Рассмотреть роль
библиотеки в формировании устойчивого интереса к здоровому образу жизни
читателей.
3. Проанализировать
деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ленинградская
межпоселенческая библиотека» в формировании устойчивого интереса к здоровому
образу жизни читателей
4. Разработать проект по
формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни читателей на базе
МБУК «Ленинградская межпоселенческая библиотека».
Метод исследования:
теоретические – анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
эмпирические – наблюдение, беседа, анализ документации.
База исследования
— Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ленинградская межпоселенческая
библиотека»
Практическая значимость
работы: разработан проект, направленный на формирование
устойчивого интереса к здоровому образу жизни читателей. Данные материалы могут
быть использованы педагогами, работниками библиотек.
Структура бакалаврской
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
На основе анализа
психолого-педагогических подходов к трактовке понятий «здоровье», «образ жизни»
была обоснована валеологическая функция библиотек, направленная на сохранение и
улучшение здоровья пользователей библиотек разных типов и видов путем
предоставления библиотечно-информационных ресурсов и услуг.
Здоровый образ жизни –
это наиболее надежный и безопасный образ жизни, способный обеспечить
восстановление, сохранение и улучшение здоровья подрастающего поколения. В
нашей работе мы исследовали формирование устойчивого интереса к здоровому
образу жизни читателей МБУК «Ленинградская межпоселенческая библиотека».
Современная библиотека —
многофункциональный культурный центр, основная задача которой — создание
комфортных условий для чтения, организация удобного пространства, оснащённого
современными информационными технологиями, создание условий для творческого развития
молодёжи, проведения досуга, самовыражения. Библиотечно-информационная
деятельность по формированию здорового образа жизни россиянина определяется как
часть профилактической деятельности в данном направлении.
Формирование у детей и
молодёжи мотивации и привычки к ведению здорового образа жизни – значимое
направление деятельности МБУК «Ленинградская межпоселенческая библиотека».
Проанализировав деятельность библиотеки в данном направлении, было выявлено,
что массовая работа или проведение культурно-просветительских тематических
мероприятий позволяет вести профилактическую работу и распространять знания в
устной форме. Нужно отметить, что любая форма библиотечной работы проходит в
течение всего года. Но есть и активные месяцы, когда их количество возрастает.
Весной в библиотеках проходят традиционные Дни, недели, декады Здоровья.
Обращают на себя внимание Всемирные дни борьбы с одной или несколькими
социально опасными явлениями. И, конечно, мероприятия, проводимые в рамках
региональной декады «SOS». МБУК «Ленинградская
межпоселенческая библиотека» ведет работу в двух направлениях. В первую
очередь, это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья,
пропаганду здорового образа жизни, мотивирование читателей к личной
ответственности за свое здоровье. При подготовке профилактических мероприятий
для пользователей библиотекарями разрабатываются и издаются тематические
буклеты, памятки, закладки, которые используются непосредственно во время их
проведения или по их завершению.
МБУК «Ленинградская межпоселенческая
библиотека» накопили большой опыт в просветительской работе по
здоровьесбережению. Делая посильный вклад в дело профилактики асоциальных
проявлений, библиотечная система как социально ориентированное учреждение уже
давно нашла свою нишу в продвижении здорового образа жизни. Благодаря грамотной
информационно-просветительской политике увеличился процент удовлетворенности
молодежью качеством предоставляемых услуг.
На основании проведенного
исследования нами был разработан проект «Здоровым быть – здорово!» по
формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни читателей. Основными
задачами проекта стали мотивация молодого поколения на укрепление и сохранение
своего здоровья; развитие у молодежи интереса и потребности к двигательной и
познавательной активности; улучшение физического здоровья молодых людей, через
физическую культуру и спорт; приобретение молодыми людьми знаний о негативном
влиянии вредных привычек на детский организм; развитие у молодых людей системы
знаний о правилах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни средствами библиотечно-библиографической
работы 1.1. Характеристика
понятий здоровья, здорового образа жизни. Основы формирования интереса к
здоровому образу жизни
Сохранение здоровья
подрастающего поколения является одной из ключевых государственных задач в
настоящее время: с одной стороны, это обусловлено общим ухудшением состояния
здоровья населения Российской Федерации в силу действия ряда факторов, среди
которых можно назвать климат, состояние окружающей среды и другие; с другой
стороны, это вызвано увеличением числа заболеваний среди школьников.
Приоритетным вектором применения, распространения и обучения методикам
сохранения здоровья на сегодняшний день является работа с детьми младшего
школьного возраста, поскольку именно в этот период по большей мере формируется
не просто основа будущего развития организма, но и привычка быть здоровым –
формирование осознанного, ценностного отношения к своему здоровью, что доказано
психолого-педагогическими исследованиями.
Для определения
обозначенных психолого-педагогических условий, прежде всего, необходимо
разобраться в понятийном аппарате заданной темы, изучить историю развития
процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, а
также исследовать современное состояние проблемы и перспективы развития
направления в нашей стране. В широком понимании
здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических
дефектов» [9]. Как отмечено в Уставе
(Конституции) Всемирной организации здравоохранения, обладание наивысшим
достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека
без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или
социального положения [2].