Платная доработка на тему Роль дидактических игр в развитии лексического строя речи младших школьников с речевой патологией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава первая
Теоретические основы работы над изучением роли дидактических игр в развитии
лексического строя речи младших школьников с речевой патологией 6
1.1.
Особенности лексической стороны речи детей с нарушениями речи. 6
1.2.
Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений у детей
в начальной школе. 9
1.3. Методы и
приемы работы над развитием лексического строя речи младших школьников с
речевой патологией с помощью дидактических игр. 12
1.4.
Особенности учеников с нарушением речи, влияющие на развитие лексического строя
речи. 16
Выводы по
первой главе. 18
Глава вторая
Методика применения дидактических игр в развитии лексического строя речи
младших школьников с речевой патологией. 19
2.1. Анализ учебников
по русскому языку для начальной школы с точки зрения развития лексического
строя речи с помощью дидактических игр. 19
2.2. Анализ
опыта работы учителей при использовании дидактических игр в развитии
лексического строя речи детей с речевой патологией. 22
Выводы по
второй главе. 27
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность исследования. Младший школьный возраст — самый важный
этап обучения школьников. Высокая чувствительность этого возрастного периода
определяет большой потенциал для разностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, в которых она существовала в дошкольном детстве, в
младшем школьном возрасте начинает терять свое значение и постепенно заменяется
обучением и работой, суть которой заключается в том, что эти занятия, в отличие
от игр, которые являются просто развлечениями, имеют определенную цель. Сами
игры становятся новыми. Игры в процессе обучения представляют большой интерес
для младших школьников. Это игры, которые заставляют задуматься, дают ученику
возможность проверить и развить свои навыки, в том числе конкурировать с
другими студентами.
Участие младших школьников в таких играх способствует их
самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные
мотивационные качества. В таких играх улучшается мышление, включая действия по
планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Степень развития проблемы. Вопрос о природе и сущности игры волновал и
еще больше привлек внимание многих исследователей, таких как: Гальперин, П. Я.,
Данилова В. Л., А. В. Запорожец, Э Д. Б. Различные подходы к детской игре
отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение
природы сущности детской игры как формы общения (Лисина С.И.), или как формы
деятельности, включающей в себя усвоение активности взрослых (Эльконин Д. Б.),
или различают как проявление и условие духовного развития (Пиаже Г.).
Любой из этих подходов, подчеркивание одной стороны игры, в конечном
счете недостаточен для объяснения сути, особенностей детской игры в целом.
Определение проблемы и актуальность темы позволяют нам вполне конкретно
сформулировать цель исследования: доказать эффективность игровых средств для
развития связной речи у детей младшего школьного возраста с речевыми
патологиями. Исходя из цели, вы можете определить ряд задач, которые будут
решены в этой работе:
1. Рассмотреть особенности лексической стороны речи детей с
нарушениями речи
2. Рассмотреть дидактическую игру как средство эффективной коррекции
речевых нарушений у детей в начальной школе
3. Выявить методы и приемы работы над развитием лексического строя речи
младших школьников с речевой патологией с помощью дидактических игр
4. Выделить особенности учеников с нарушением речи, влияющие на
развитие лексического строя речи
5. Провести анализ учебников по русскому языку для начальной школы с
точки зрения развития лексического строя речи с помощью дидактических игр
6. Провести анализ опыта работы учителей при использовании
дидактических игр в развитии лексического строя речи детей с речевой патологией
Объект исследования – процесс развития связной речи средствами игровой
деятельности.
Предмет исследования – игровые средства для развития связной речи
младших школьников.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды
российских ученых, материалы периодической печати, научно-практических конференций,
посвященные вопросам развития лексического строя речи младших школьников с
речевой патологией.
Теоретические методы исследования, используемые в работе: анализ,
синтез, аналогия, обобщение, сравнение.
Практические методы
исследования: наблюдение, констатирующий эксперимент.
Данная работа изложена на 33 листах, и включает в себя введение,
основную часть, состоящую из двух глав, а также заключение и список
использованной литературы.
Заключение:
Научить маленького
школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным
голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в
устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными
интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение
общаться — сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда,
а главное- эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком
понимании, его организации и корректировке.
Стараться, чтобы язык
ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его
мысли "не выскакивали растрепанными и полуодетыми", научить наслаждаться
красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше
время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом
увлечены боевиками, фантастикой, детективами, ложными кумирами и понятиями, что
зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так
важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького
ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Использование
дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и
повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний. Дидактические
игры являются средством повышения умственной активности детей, они активизируют
психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождаются
эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, весёлого и
доброжелательного смеха. В них дети охотно преодолевают значительные трудности,
тренируют свои силы, развивают способности и умения, дидактические игры
помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников
глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, а значит,
облегчают процесс усвоения знаний.
Фрагмент текста работы:
Глава первая Теоретические основы работы над изучением роли
дидактических игр в развитии лексического строя речи младших школьников с
речевой патологией
1.1. Особенности лексической стороны речи детей с нарушениями
речи Лексическое богатство
языка является показателем высокого развития речи и необходимым условием для
развития коммуникативных умений и навыков.
Закономерности овладения
лексическим строем речи в онтогенезе речевой деятельности являлись предметом
исследования В.И. Бельтюкова, А.Н. Гвоздева, С.Н. Цейтлин, О.С. Ушаковой и др.
В работах ученых описано становление речи детей, начиная с самого раннего
детства, и показано, что речь является важнейшей составляющей всего
нервно-психического развития.
Одной из основных задач
обучения в начальной школе является обеспечение осознанного усвоения родного
языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира.
Проблема развития речи
младших школьников является комплексной, так как основывается на данных не
только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а
также психолингвистики.
Тактический подход к
данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого
развития младших школьников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б.
Эльконина, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, М.Р. Львова, Н.И. Политовой, М.С.
Соловейчик, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской и др. В общем виде их взгляды на
языковые способности и развитие речевой деятельности младших школьников можно
представить следующим образом: 1. речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
2. язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психологического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
3. ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
4. ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
В младшем школьном
возрасте продолжается обогащение словарного состава и совершенствование связной
речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных
высказываний, полностью овладевают операциями языкового анализа и синтеза,
осваивают навыки письма и слитного послогового чтения.