Философия Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Религия как форма общественного сознания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Религия в
русской религиозной философии: В. С. Соловьев. 4

2 Религия в
понимании С. Н. Булгакова. 14

3 Религия в
русской религиозной философии: С. Л. Франк. 19

4 Религия в
понимании Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева. 22

Заключение. 26

Список
используемой литературы.. 28

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Важной темой является отношение сознания
человека к бытию, тема включенности индивида, который обладает сознанием, в
структуру мира. Также эта тема возможности человеческого сознания и
ответственности человека за свое сознание. Бытие человека всегда связано с
сознанием. Так или иначе, нет бытия человека без сознания. Но также и
реальность человека, его взаимодействие с окружающей средой – это более
масштабная система, которая имеет сознание как особенное условие, способ
вписывания индивида в целостную структуру бытия. Сознание – это важное условие
человеческой деятельности, ее структурный элемент.

Итак, если базироваться на понимании
реальности человека как целого, то вторичность сознания человека по отношению к
бытию человека – это вторичность элемента по отношению к большей системе.
Сознание формирует идеальные планы деятельности, его программы и проекты
предшествуют деятельности. Но осуществление этих планов деятельности также и
обнаруживает слои реальности, которые не были запланированы по плану.
Открывается новая форма бытия, которая выходит за рамки базовых установок
сознания. Значит, и человеческое бытие выходит за границы сознания как идеально
составленного плана.

Тема
сознания и религии всегда привлекала внимание философов, поскольку эта тема
связана с определением места и роли индивида в мировом пространстве,
особенностями его взаимоотношений с окружающей средой. Проблемы сознания
связаны с установками любого направления философии.

Целью
данной работы является рассмотрение религии в русской религиозной философии как
формы общественного сознания.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

губительности
идей человекобожия и пытались выработать способы духовной борьбы с ним, среди
которых были: – развенчание человекобожия; – постоянная внутренняя работа
христиан по преодолению своих страстей; – совершение богоугодных дел; –
стремление к непреходящим ценностям; – отказ от эгоизма

Услышанный и
принятый человеком Божественный зов способен проникнуть в глубину человеческой
души и оттуда сублимировать «всё существо человека», приобщить его к Богу,
перенаправить «я» из Царства Антихриста в Царство Христа и, таким образом,
увести человека от человекобожия.

Таким
образом, в отличие от Б.П. Вышеславцева, считающего приверженность идеям
человекобожия осознанным выбором человека, который он совершает, следуя «принципу
автономного противоборства», С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, и Н.А. Бердяев приходят
к выводу, что человекобожие есть плод несовершенства природы человека.

Исследования
религии человекобожия, проведенные С.Н. Булгаковым и С.Л. Франком, значительно
отличаются от исследований Н.А. Бердяева и Б.П. Вышеславцева, прежде всего
широтой охвата самого феномена. Первые рассматривают историю возникновения
религии человекобожия, начиная от её истоков и заканчивая временем, в котором
живут сами философы. Вторые изучают отдельные стороны религии человекобожия.

В качестве
представителей религии человекобожия в истории философской мысли С.Н. Булгаков
называл И. Канта, О. Конта, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, К. Маркса, Л.Н. Толстого.
По мнению Булгакова, корни человекобожия кроются в гуманизме эпохи Возрождения,
когда «обожествление» человека становится специфическим приёмом, позволившим
гуманистам, в противовес христианскому учению о ничтожестве человека, выдвинуть
идею его величия, его свободной, творческой сущности, «обожествить» его. Такое
«обожествление», в отличие от обожествления первобытного строя, обожествления
правителей цивилизаций Древнего мира, уже не предполагало воздаяния
божественных почестей субъекту обожествления, а, следовательно, утрачивало свой
прежний религиозный смысл. В работе «Христианство и социализм» С.Н. Булгаков
писал, что начиная с XV в., гуманизм мыслит человека как гармоничное существо,
способное достичь совершенства без вмешательства сверхъестественных сил, так
как «он сам по своей природе и есть бог, хотя ещё только становящийся»[1].

Русские
религиозные философы и писатели XIX-XX вв. – Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев,
С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев – осуществляют
критику религии человекобожия в нескольких направлениях:

– в
направлении католического папизма;

– в
направлении социализма;

– в
направлении приверженности русской интеллигенции вере в науку и безграничные
возможности человека.

По мнению
мыслителей, суть религии человекобожия состоит в восстании человека против
Бога, его стремлении к безграничной свободе и овладению мировым господством. На
пути к осуществлению указанных целей человекобожие стремится лишить ценности
уникальность человеческой личности, выказывает враждебность к религиозной вере.

 



[1] Булгаков С.Н. Христианство и
социализм // Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 219

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Религия в русской религиозной философии: В. С. Соловьев

Необходимость
более детального исследования текстов представителей русской религиозной
философии XIX-XX вв. неоднократно подчёркивалась многими отечественными
учёными. В этой связи достаточно вспомнить имена докторов философских наук В.
Варавы и К.Г. Исупова.

Особый
интерес к теме отношения русских мыслителей к описанию феномену человекобожия
как такового наблюдается в публицистике, в частности, журналист и радиоведущий
В. Можегов описывает последствия влияния человекобожия на современное общество,
а публицист С. Худиев в своих статьях публикует результаты сравнительного
анализа ценностей верующего христианина и секулярного гуманиста. Более высокой
степени разработанности тема критики религии человекобожия в русской
религиозной философии была достигнута в работах священнослужителей Русской
Православной Церкви протоиерея Алексия Сидоренко и священника Димитрия
Познанского. Алексий Сидоренко приходит к выводу о противостоянии
представителей русской религиозной философии светскому гуманизму русских
интеллигентов, а Д. Познанский приводит несколько различий между православной и
секулярной (западной) цивилизациями. В отечественной учебной и справочной
литературе можно встретить не так много определений понятия «человекобожие».
Например, профессор З.А. Тажуризина определяет человекобожие как
религиозно-философскую концепцию, «согласно которой интеллигенция, стоящая на
позициях социализма и атеизма, создала суррогат религии в форме наделения
человечества божественными чертами»[1].
По мнению профессора именно в таком смысле понятие «человекобожие»
употреблялось знаменитыми русскими философами С.Н. Булгаковым и Н.А. Бердяевым.

В целом тема
критики религии человекобожия в русской религиозной философии ХIX-XX вв. практически
не разрабатывалась ни в отечественной, ни в зарубежной религиозной литературе.

В XX в.
Россия проходит через ряд социально-политических потрясений, в которых
представители русской религиозной философии винят западные атеистические
учения, получившие официальное закрепление в государственной идеологии. Как
позднее напишет доктор философских наук А.Т. Казарян, «трагическая история XX
века …не может быть понята во всей её глубине вне осмысления безбожия,
массового отступления от христианской веры и государственного атеизма, которые
стали характерными чертами этой эпохи»[2].

Переживание
за судьбу России вкупе с переживаниями некоторыми русскими мыслителями личных
трагедий способствовали дальнейшей выработке у них критического отношения к
навязываемым государственной идеологией новым атеистическим ценностям. Подобная
система ценностей вступала в противоречие с устоявшейся на протяжении веков
религиозной системой ценностей русского народа, признающего Бога в качестве
высшей абсолютной ценности. Избавившись от Бога, человек возводил на вершину
иерархии самого себя, поскольку данная ступень не может долго оставаться пустой.



[1] Тажуризина З.А.
Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. С. 418

[2] Казарян А.Т. Атеизм [Электронный
ресурс] // Православная Энциклопедия. URL:
http://www.pravenc.ru/text/76760.html (дата обращения: 26.11.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы