Платная доработка на тему Рекомендательная библиография детской литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Развитие системы рекомендательной
библиографии. 7
1.1 Российская рекомендательная
библиография для детей. 7
1.2 Основные структуры,
занимающиеся выпуском рекомендательной детской литературы.. 12
2. Современное состояние
рекомендательной библиографии. 14
2.1 Разработка системы
библиографических пособий для детей РГДБ. 14
2.2 Ситуация с созданием
рекомендательной литературы в. 21
Алтайском крае. 21
Заключение. 30
Список литературы. 32
Введение:
Актуальность вопроса затрагивает сферу и
деятельность всей библиотечной системы. Без рекомендательной литературы читатели
не смогут ориентироваться в информационном пространстве, а это напрямую
связанно с дальнейшим развитием личности и общества в целом, ведь чтение влияет
на работу всего мыслительного аппарата, а качественно подобранная литература
повышает интеллектуальную способность человека.
Как утверждает Н. Е. Добрынина: «Миссия
рекомендательной библиографии заключается в формировании Человека в человеке, в
стремлении развивать в нем высокую духовность, раскрывая все лучшее, что может
дать книга. Эта миссия — константна, идентичная миссия книги, библиотеки,
других просветительных учреждений как феноменов, сохраняющих и развивающих
культуру», [6] тем
самым расширяя функции рекомендательной библиографии.
Как организовать чтение детей и подростков
средствами рекомендательной библиографии [6]
Данный вопрос некоторое время не стоял
перед библиотекарями, потому что существовала система выпуска библиографических
рекомендательных изданий для детей, охватывавших большой круг читательских
интересов научно-популярной и художественной литературы.
Как показывает практика, рекомендательные
библиографические пособия занимают важное место в составе
справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек. Это
обусловлено ярко выраженной педагогической функцией рекомендательной
библиографической информации и ее нацеленностью на помощь в воспитании,
образовании и самообразовании, популяризацию знаний. Всё это чрезвычайно важно
для подрастающего поколения и руководителей детского и юношеского чтения. В
связи с названными факторами представляется интересным изучение состава
рекомендательных библиографических пособий, эффективности системы пособий для
детей. Централизованные исследования по вопросам
рекомендательной библиографии для детей проводились до начала 1990-х годов. В
более позднее время это сделать было сложно, поскольку практически распалась
государственная система планирования выпуска рекомендательных пособий и
отчетности об их использовании. В связи с этим перед детскими библиотеками
встала задача о самостоятельном локальном изучении эффективности
рекомендательной библиографии. Раскрывая тему курсовой работы можно
увидеть основные особенности, тенденции и направления рекомендательной
библиографии в области чтения, на примере отечественной истории раскрыты её
функции.
Рекомендательная библиографическая
литература важна и очень нужна для юных читателей и руководителей их чтения.
Она помогает им сориентироваться в современном широком книжном потоке,
содействует обучению, формированию собственного мнения, самовоспитанию,
самообразованию, организации библиографического мышления, читательской
культуры и в общем развитию творческого потенциала личности. Для работников
детских библиотек, как ни для кого другого, ясна необходимость использования
воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми, поэтому
изучение имеющихся возможностей рекомендательной литературы и внедрение ее
новых методов в широкие массы – это актуальная тема для любого библиографа.
Заключение:
Рекомендательные библиографические пособия
являются первыми библиографическими пособиями, с которыми сталкивается человек
в своей жизни, они способны создать положительную установку на использование
библиографической информации. В связи с этим важное значение приобретает
проблема создания оптимальной и сбалансированной системы рекомендательных
библиографических пособий конкретной библиотеки. Однако в настоящее время, когда распалась
общегосударственная система пособий рекомендательной библиографии, этот вопрос
требует дополнительного изучения, что подчёркивает актуальности темы
исследования. Опыт работы
библиотек показывает, что система рекомендательных библиографических пособий не
всегда отражает не только потребности читателей, но и потребности библиотеки.
Следует обратить внимание на расширение тематики пособий, составляемых
непосредственно в библиотеке. Это позволит облегчить массовую работу с
читателями-детьми. Целесообразно было
бы провести наблюдение за использованием рекомендательных пособий детьми для
выбора книг. Это дало бы полную картину по нашей проблеме, позволило выявить
недостатки конкретных библиографических пособий, чтобы в дальнейшем избежать
ошибок при составлении новых. Подводя итоги вышесказанного, можно сказать следующее: система
рекомендательных пособий библиотеки требует совершенствования, для чего
необходимо проведение более серьезного исследования информационных потребностей
читателей, наблюдение за использованием рекомендательных пособий
читателями-детьми. Следует
отметить положительные тенденции в развитии системы рекомендательной
библиографии для детей: развитие электронных источников рекомендательной
библиографии, отражение рекомендательной библиографической информации на сайтах
детских библиотек. Библиотеки активно используют игровые формы библиографии.
Результаты исследования позволяют убедиться в том, что библиографические
указатели, включенные в информационную среду младшего абонемента, востребованы
дошкольниками и младшими школьниками, вызывают их интерес. Были сделаны выводы
об особенностях восприятия каждой формы указателя читателями определенного
возраста, выявлены факторы, способствующие повышению эффективности
использования библиографических пособий. Так, важным средством ориентации в
мире книг для самых маленьких пользователей являются пособия-игрушки, поскольку
игра – основной вид их деятельности, в ней пробуждаются фантазия и воображение
детей. Поэтому пособия в форме игрушек дают возможность привлечь малышей к
использованию библиографической информации без принуждения, а как бы исподволь,
в естественном для них процессе. Такие пособия должны быть яркими, необычными
по форме, с упрощенной формой библиографического описания документов. Младшие
школьники тоже с удовольствием ими пользуются, но их внимание привлекают и
более серьезные формы пособий, такие как книжечки, брошюры, с чуть большим
количеством библиографической информации. В числе элементов, помогающих
усвоению содержания указателей, детьми были названы иллюстрации и аннотация на
книгу. Полученные в ходе исследований данные свидетельствуют также о том, что
эффективность использования рекомендательных указателей значительно повышается
благодаря включению их в структуру других форм работы с читателями, особенно
игровых и диалоговых: книжных выставок, викторин, тематических полок. Библиотеке еще предстоит многое
сделать для того, чтобы оптимизировать работу по созданию сбалансированной
системы рекомендательных библиографических пособий, рассчитанных на детскую
аудиторию.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Развитие системы рекомендательной библиографии
1.1
Российская рекомендательная библиография для детей Вместе с развитием капитализма возникла, и
рекомендательная библиография литературы для детей и подростков во 2-й
половине XIX в. Именно в это время России потребовалось большое
количество образованных людей. Тогда еще не было самого понятия
«рекомендательная библиография», но уже создавались пособия, для влияния на
чтение детей и молодежи. Самые первые библиографические пособия для детского
чтения создавались различными обществами, комиссиями и персонально
библиографами. Вот несколько известных библиографов конца XIX — начала XX в.:
Феликс Густавович Толль и его указатель «Наша детская литература», Николай
Александрович Рубакин и указатель «Среди книг», Игнатий Владиславович
Владиславлев и указатель «Что читать?». Он составил и первый советский
указатель под названием «Избранная литература для юных читателей по темам».
Рекомендательная библиография
первоначально имела выраженный педагогический характер. В первые годы советской
власти ее использовали при ликвидации неграмотности. При участии Надежды
Константиновны Крупской Наркомпрос составил так называемую «Грамоту гражданина».
Эта программа занятий с неграмотными включала в себя рекомендательные списки. А
известный педагог Василий Александрович Сухомлинский выдвинул тогда идею, как
отбирать литературу для «Золотой библиотеки отрочества».
«Тем не менее вплоть до 1930-х годов
рекомендательная библиография в России не получала должного развития. Потом
большой удар ей нанесла Великая Отечественная война. В то время
рекомендательная библиография, как могла, содействовала военно-патриотическому
воспитанию. В основном выходили пособия оперативных «малых форм»» [7].
А «золотой период» развития
рекомендательной библиографии наступил лишь в 1960-1980-х годах. В 1970-х годах
это были путеводители Государственной Публичной библиотеки имени М.
Салтыкова-Щедрина «Что читать?» для 5-6-х классов и для 7-8-х классов. Путеводители
предлагали школьникам лучшие книги по всем областям знаний,
включая художественную литературу. Авторы путеводителей — группа
библиографов под руководством Инессы Николаевны Тимофеевой.
Инесса Николаевна работала в этой
библиотеке с середины 1950-х годов, с момента открытия научно-методического
отдела. В те годы в отделе была создана группа по библиотечной работе с детьми
и руководству детским чтением. Молодой кандидат педагогических наук Инесса
Тимофеева возглавляла эту группу. «Интересные издания серии «За страницами
вашего учебника» выпускали сотрудники Государственной республиканской детской
библиотеки РСФСР. Существовали и серии бесед «Советские писатели — детям» и
«Прочти эти книги», которые создавались силами Государственной библиотеки СССР
имени Ленина. И, конечно, стоит вспомнить разные издания Домов детской
книги в Москве и в Ленинграде. А в 1987 г. вышел указатель Инессы
Николаевны Тимофеевой «100 книг вашему ребенку», который до сих пор считается в
детских библиотеках классическим» [3].
Распад СССР и кризис в стране не лучшим
образом отразились на состоянии и финансировании библиотек. Тогда сам термин
«рекомендательная библиография» считался идеологическим штампом, от которого
стремились освободиться. Термин «руководство чтением» тоже был неприемлем. И на
смену понятию «рекомендательная библиография» приходят слова «продвижение
чтения». О том, что происходило в детской литературе, можно было прочитать в
единственном специализированном журнале «Детская литература». Но он в конце
1990-х годов прекратил свое существование. Основная работа по информированию
детей о новой литературе и разработка рекомендательных пособий легла на плечи
детских, юношеских и школьных библиотек. Библиография и издательское дело
стали жертвами хозрасчетных отношений. Когда комплектование огромного числа
детских библиотек свелось к нулю, создавать рекомендательные пособия стало
бессмысленно. Ребенок мог узнать о книге, но никогда ее не прочесть. Выход из
тяжелейшей ситуации оставался один — использовать информационные технологии,
подключать библиотеки к Интернету, чтобы создавать информационные ресурсы. В то
время появились две самостоятельные версии программы «Ликс-Изборник», созданные
сотрудниками Российской государственной детской библиотеки.