Платная доработка на тему Речевое и психомоторное развитие дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
РЕЧЕВОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Понятие и основные характеристики моторного развития
детей дошкольного возраста. 6
1.2. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как
объект психологического исследования. 13
Выводы по главе 1. 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО И
МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 27
2.1. Методы и организация экспериментального исследования. 27
2.2. Работа по формированию психомоторного и речевого
развития дошкольников. 47
2.3. Анализ результатов исследования. 49
Выводы по главе 2. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74
Введение:
Актуальность исследования. Развитие ребенка обуславливается
процессом воспитания и обучения, которые будут учитывать сенситивные периоды
при построении эффективной системы воспитательной работы, позволяющие
максимально достигать поставленных целей.
При этом в каждый период формирования ребенка происходит
определенное воздействие со стороны окружающего мира на его психическое
развитие. Тем самым существует необходимость в создании благоприятных условий
для развития ребенка, приводящих к успешному умственному развитию и правильному
восприятию мира, которые опираются на речевое и психомоторное развитие.
Поскольку недостаточное речевое и психомоторное развитие детей вызывает ряд
трудностей, связанных с дальнейшим обучением детей в школе, актуальность и
важность рассмотрения данной темы работы не вызывает сомнений.
Степень изученности темы. Проблема
психомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась
преимущественно такими педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н,
Поддьяков, Н. Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс
профессор Л. А. Венгер и его ученики и последователи.
Особенности становления и развития
речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как
А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна,
Ф.А. Сохина и многих других. Исследователи в своих трудах отмечают,
что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в
частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные
операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется
словарный запас.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные
представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что
речевое и психомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного
развития, являются основными сторонами дошкольного воспитания. Цель
исследования – изучение проблемы моторного и речевого
развития дошкольников.
Объектом исследования является процесс
моторного и речевого развития детей дошкольного возраста.
Предметом
исследования выступают особенности моторного и
речевого развития дошкольников.
Гипотеза
исследования: предполагается,
что современные дошкольники требует дополнительной работы со стороны педагога,
направленной на повышение уровня развития речи и моторного развития.
Поставленная
цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Определить
понятие и
основные характеристики моторного развития детей дошкольного возраста
2. Охарактеризовать
особенности речевого развития детей в дошкольном возрасте как объект
психологического исследования.
3. Организовать
экспериментальное исследование.
4. Проанализировать
результаты исследования.
5. Провести обсуждение
результатов.
Методы исследования:
—
теоретически анализ литературы по теме исследования,
—
эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,
— метод
качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методики исследования:
— Моторное развитие:
Коробка форм, тест Лоретты Бендер
— Речевое развитие –
диагностические задания, разработанные В.П. Глуховым.
Теоретическая
значимость исследования: состоит в обзоре литературы по
проблеме онтогенеза речевого развития, уточнении понятия и видов психомоторного
развития и его значения в речевом развитии дошкольников.
Практическая
значимость исследования: заключается в исследовании проблем в формировании
речи и моторики дошкольников. Материалы работы могут
быть использованы воспитателями, работающими в дошкольных образовательных
организациях, студентами, обучающимися по данному направлению, а также молодыми
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.
База исследования: Нейрологопедический центр «Успех» Московская область, Мытищи.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в возрасте
6-7 лет, в количестве 20 человек (10 детей с задержкой психического развития и
10 человек с общим недоразвитием речи).
Выпускная
квалификационная работа представлена на 78 страницах, включает введение, две
главы, заключение, список использованных источников, 4 приложений. Работа
содержит 26 рисунков, 16 таблиц, 4 приложения.
Заключение:
Теоретическое
исследование речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста, а
также проведение опытно-экспериментального исследования в обозначенном
направлении, позволяют сделать следующие выводы:
1. Из 1 главы
работа посвящена теме «Речевого и психомоторного развития детей дошкольного
возраста». Проанализировав литературу по данной главе, мы пришли к выводу, что
эффективное и полноценное психомоторное развитие ребенка протекает в процессе
психомоторного развития, при целенаправленном формировании эталонных
представлений о цвете, форме, величине, различных признаках и свойствах
предметов или материалов, их положении в пространстве и т.п. При психомоторном развитии
происходит развитие всех видов восприятия, памяти и мышления, что в свою
очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в частности
речевого развития.
2. Современные психологические и психолингвистические
исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два
процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка,
которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством
чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность
взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция
обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка
происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая
желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение
взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи
звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности
сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
3. Также определено,
что психомоторное развитие, которое направляется на обеспечение полноценного
сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания
детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению
детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими
видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности,
систематичности и вариативности.
4. Во 2
экспериментальной главе было проведено исследование, результаты которого
показали низкий исходный уровень развития речи и психомоторных навыков у детей
с ЗПР и ОНР. Методика «Коробка форм» показала 10%
детей с высоким уровнем, 50% детей со средним и 40% детей с низким уровнем на
констатирующем этапе. Методика Тест Бендер» показала, что высокий уровень моторного развития наблюдается у 10% детей,
средний выявлен у 70%, низкий 20%. Что касается уровня развития речи у детей,
то на констатирующем этапе высоких показателей у детей практически не
наблюдалось, преобладал низкий и средний уровень развития выделенных речевых
умений и способностей.
5. В связи с этим были
проведены занятия с дошкольниками, направленные на развитие выявленных
недостатков. В ходе формирующего эксперимента были выбраны игровые технологии. Основное содержание занятий с детьми
включало в себя игры и упражнения на развитие психомоторики и развитие речи
детей, учитывая особенности дошкольников с ОНР и ЗПР. Такая работа дала
возможность обеспечивать развивающее обучение дошкольников, способствующее
всестороннему развитию
6. Целью контрольного
этапа исследования является определение продуктивности проведенной работы с
дошкольниками по развитию к них психомоторики и речевых навыков. Повторный срез
показал эффективность проведенных занятий, поскольку результаты
сформированности речевого и психомоторного развития улучшились. Проведенные
занятия с детьми позволили повысить показатели развития речи детей, поскольку
на контрольном этапе эксперимента у детей наблюдаются значительные сдвиги в
развитии речи в положительную сторону по всем проведенным заданиям данной
методики.
7. Тем самым,
гипотеза исследования нашла свое подтверждение, и мы пришли к
выводу если заниматься с логопедом и педагогом – психологом показатели речевого и психомоторного
развития буду расти.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО
И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и основные характеристики моторного развития
детей дошкольного возраста
Период дошкольного возраста приходится на время
от трех до 6-7 лет и считается одним из совершенно особенных в развитии детей.
В это время у индивида начинает появляться внутренняя психическая жизнь и
формируется внутренняя регуляция поведения. Дошкольный возраст — это период
интенсивного умственного и физического развития ребенка, а также чувствительный
период психомоторного развития. Именно в дошкольном детстве у ребенка
развиваются двигательные качества, навыки, способности, которые в дальнейшем
служат основой для нормального физического и умственного развития.
Именно в дошкольном возрасте закладываются
основы гармоничного развития личности, ее физические совершенства — основы
здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются
физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Своевременное и успешное
формирование двигательной функции человека, особенно в дошкольный период жизни,
имеет первостепенное значение для полноценного физического развития.
Правильное физическое
развитие — физиологический и педагогический процесс, направленный на достижение
физического совершенства, укрепления здоровья, подготовку подрастающего
поколения к взрослой жизни и труда. С физическим развитием тесно связано
моторное развитие и половое созревание. Вира-жене отклонения от нормативов
физического развития, как правило, означает нарушение процессов роста и
созревания организма. Часто они бывают связаны с метаболическими нарушениями, а
также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом
значительное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем
значительное опережение, которое