Платная доработка на тему Реализация государственной и муниципальной политики в сфере культуры (на примере Поронайского городского округа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
1. Теоретико-методологические основы
государственной и муниципальной политики в сфере культуры.. 9
1.1. Понятие и сущность
государственной и муниципальной политики в сфере культуры.. 9
1.2. Правовое регулирование
государственной и муниципальной политики в сфере культуры.. 17
1.3. Методы и подходы к оценке
эффективности государственной и муниципальной политики в сфере культуры.. 29
2. Анализ эффективности
государственной и муниципальной политики в сфере культуры (на примере
Поронайского городского округа) 35
2.1. Характеристика, механизмы и
методы системы реализации политики в сфере культуры на примере Поронайского
городского округа. 37
2.2. Особенности и проблемы
реализации государственной и муниципальной политики в сфере культуры в
Поронайском городском округе. 45
2.3.
Рекомендации по совершенствованию государственной и муниципальной
политики в сфере культуры в Поронайском городском округе. 58
Заключение. 69
Глоссарий. 72
Список использованных источников. 74
Приложения. 80
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие и поддержание культуры
является одной из первостепенных задач государственной политики, поскольку она
играет большую роль как во внутренней политике, воплощая в себе духовный опыт
народа и выполняя функцию скрепы населения страны, так и во внешней политике,
являясь одним из факторов, влияющих на имидж государства. Вследствие этого
внимание к взаимоотношениям государства и культурной сферы всегда остается
актуальным. Культура
имеет сложную структуру, включает в себя много различных элементов, которые
значительно различаются в том числе, степенью экономической самостоятельности: кинематограф,
музеи способны работать на принципах самофинансирования, а библиотеки могут
выжить только за счет государственного финансирования. Вопросы экономических взаимоотношений
учреждений культуры и государства приобретают особую значимость в период
кризисных ситуаций, подобно той, что возникла в результате пандемии коронавирусной
инфекции.
В новой поправке в
Конституции записано: что культура должна быть доступной всем. И это право тоже
обязывает государство к ее защите и поддержке. «Культура в Российской Федерации
является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура
поддерживается и охраняется государством. Культура – генетический код нации и
символ страны».Основной целью органов местного самоуправления в сфере культуры
признается развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в
целом и каждой личности.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы
изучить проблемы и предложить пути достижения поставленной цели путем
взаимодействия органов власти и местного сообщества как инструмента развития культуры
и, в частности, творческой среды для улучшения качества жизни граждан,
проживающих на территории муниципалитета.
Сфера культуры –
одно из самых сложных и специфических направлений государственного и
муниципального управления. Эффективность управления сферой культуры на
региональном и муниципальном уровне зависит от способности принимать
стратегические и оперативные управленческие решения, позволяющие учитывать и
дифференцировать поликультурное многообразие региона его уникальные особенности
и интегрировать их с общим культурным развитием страны.
Сегодня требуется не только сохранять уникальное
историческое наследие, но и создавать новые культурные практики, отвечающие
требованиям современного времени. Находить действенные механизмы решения
системных проблем и реализовывать понятную единую культурную политику.
Целью
работы является исследование реализации и разработка основных направлений
совершенствования государственной и муниципальной политики в сфере культуры.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие и
сущность государственной и муниципальной политики в сфере культуры;
— рассмотреть правовое
регулирование государственной и муниципальной политики в сфере культуры;
— охарактеризовать методы
и подходы к оценке эффективности государственной и муниципальной политики в
сфере культуры;
— исследовать особенности
реализации государственной и муниципальной политики в сфере культуры в
Поронайском городском округе;
— выявить проблемные
аспекты реализации государственной и муниципальной политики в сфере культуры в
Поронайском городском округе;
— определить направления
совершенствования государственной и муниципальной политики в сфере культуры в
Поронайском городском округе.
Объектом исследования
является система управления сферой культуры в Поронайском городском округе.
Предмет исследования – механизм
реализации муниципальной политики в сфере культуры в Поронайском городском
округе.
Степень изученности темы.
Проблемы государственного и муниципального управления сферой культуры
исследовались такими авторами, как Вагнер В.А., Баскакова И.В., Струкова Н.А.,
Лайпанова А.Э., Магулаева А.А., Ильин Е.А., Магомедов М.Н., Носкова Н.А.,
Кукина О.С., Реутова Е.В., Шаповалова Г.М. и др.
Гипотеза исследования. В настоящее время в сфере
культуры созданы предпосылки для возникновения и внедрения новых подходов,
одним из которых становится проектный подход, который успешно закрепляет
сотрудничество между государственными структурами и неправительственными
организациями, а также способствует увеличению ресурсов в сфере культуры.
Внедрение принципов управления, маркетинга, эффективности действий в
совокупности, направленных на получение прибыли, добавит культурным проектам
качественно новый статус востребованности и экономической эффективности, что
особенно необходимо в условиях современного рынка. Кроме того, эпидемия короновируса существенно ускорила процесс цифровизации
и «онлаизации» деятельности учреждений культуры и повысила статистику
онлайн-посещений их мероприятий. Описанные тенденции характерны не только для
столиц, городов-миллионников, но и для малых и средних по численности населения
городов.
Методологическая основа
исследования. В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза,
дедукции, а также формально-юридический, сравнительный, статистический и иные
методы.
Практическая значимость
исследования обусловлена возможностью использования его результатов при
разработке федеральных, региональных и муниципальных правовых актов в сфере
культуры, а также в практической деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления.
Структура работы включает
в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены понятие и
сущность государственной и муниципальной политики в сфере культуры; правовое
регулирование государственной и муниципальной политики в сфере культуры; методы
и подходы к оценке эффективности государственной и муниципальной политики в
сфере культуры. Во второй главе исследованы особенности реализации
государственной и муниципальной политики в сфере культуры в Поронайском
городском округе; выявлены проблемные аспекты реализации государственной и
муниципальной политики в сфере культуры в Поронайском городском округе; определены
направления совершенствования государственной и муниципальной политики в сфере
культуры в Поронайском городском округе.
Заключение:
Таким образом, основные культурные события и акценты
культурной политики сегодня перенесены на региональный и муниципальный уровни,
где создаются стратегии развития сферы творчества с учетом
социально-экономических особенностей развития территории, интересов различных
категорий населения. В условиях нестабильности процессов развития стремительно
меняющегося мира, современных трансформационных процессов в российском
обществе, новейших информационно-компьютерных технологий проблема становления
личности приобретает актуальное значение, так как влияет на развитие
познавательных и созидательных способностей детей и молодежи.
На сегодняшний день
существует ряд проблем, тормозящих развитие данного процесса, а именно:
— отсутствие необходимой материально-технической базы
в образовательных и культурных учреждениях района;
— сокращение числа сельских школ и концентрация
развития творчества и искусства в районных центрах и крупных поселениях;
— исчезновение бесплатных кружков и секций на базе
образовательных учреждений и развитие культурных центров развития на платной
основе;
— рост цен на культурные услуги в сфере творчества и
искусства;
— недостаток профессиональных кадров в этой сфере и
уход и не желание их работать бесплатно, на добровольной основе;
— утрата духовно-нравственных ориентиров и ценностей
среди молодежи и граждан района;
— отсутствие мотивации труда специалистов в сфере
прикладного творчества и искусства;
— отсутствие мотивации со стороны органов власти по
отношению к инициативным творческим учителям и специалистов;
— отсутствие социальных проектов по организации
творческих кружков, объединений, общественных организаций и секций;
— недоработка органов власти по разработке концепции
развития творчества и искусства в сельских поселениях и др.
Для устранения выше выявленных проблем, необходимо
разрабатывать и внедрять социальные проекты с привлечением внебюджетных средств
и спонсорских вложений, привлечения инвесторов.
Социальные проекты по развитию народного творчества и
искусства на территории района позволят лучше осуществлять в установленном
порядке сбор и обмен информацией по данному вопросу, улучшить управление по
проведению мероприятий в сфере искусства и народного творчества с целью
повышения уровня жизни населения на данной территории.
Цель проекта должны быть направлены на приобщение к
творческой деятельности как можно большего числа детей инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья, молодежь и граждан к участию их в социокультурных
мероприятиях муниципалитета.
Социальные проекты могут решить следующие задачи в данной
сфере:
— создать условия для самореализации детей и молодежи;
— сформировать навыки взаимодействия детей с
окружающим миром;
— привлечь внимание общественности к творческой
деятельности детей, в том числе инвалидов через работу добровольцев, волонтеров;
— знакомить детей с разнообразием видов народного
искусства и творчества в привлекательной и доступной форме.
Социальный проект должен включать такие мероприятия и
целевые показатели, которые привлекали внимание всего местного сообщества
муниципалитета, позволяли привлечь наибольшее количество граждан к участию,
способствовали развитию способностей и желанию участвовать в различных
культурно-досуговых мероприятиях, сохранить историческую. ценность и традиции
территории, например:
— проведение мастер-классов: лепка из глины, макроме,
вязание и др.;
— организация фестивалей танца, музыки и др.;
— проведение регулярных занятий по обучению народному
творчеству и искусству;
— организация площадок для выставок, творческих
встреч, аукционов;
— создание условий по возрождению истории района и
истории казачества на данной территории;
— организация работы творческих мастерских:
-художественная, творческая мастерская по декоративно-прикладному творчеству,
мастерская ландшафтного дизайна, инсталяций и др.;
— выпуск образовательной литературы по народному
творчеству и искусству.
Одной из причин слабого развития межмуниципального
сотрудничества в сфере культуры является отсутствие его регламентации на уровне
регионального законодательства. Более того, анализ нормативной базы показал,
что в большинстве субъектов РФ в недостаточной степени прописаны механизмы
взаимодействия между региональными Министерствами и муниципальными органами
управления культурой.
Поэтому одним из основных направлений
совершенствования взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления в сфере культуры должна стать разработка регионального
нормативно-правового акта, регулирующего вопросы управления культурой – закона
субъекта РФ о культуре.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические
основы государственной и муниципальной политики в сфере культуры 1.1. Понятие и сущность государственной и муниципальной
политики в сфере культуры Известно,
что консенсус в определении культуры отсутствует, поэтому уточним, что в рамках
нашего исследования под культурой понимается сфера жизнедеятельности людей, в которой
реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты культуры:
учреждения культуры, такие как библиотеки, театры, музеи, кинотеатры, органы управления
культурой и т.д.[1]
Экономические
взаимоотношения государства и культуры подразумевают прежде всего ответ на
вопрос, нужно ли финансово поддерживать учреждение культуры и в каком объеме.
Сторонники поддержки культурной сферы в качестве аргументов выделяются две причины.
Во-первых, расходы на культуру никогда не будут покрываться доходами, поэтому эта
сфера вынуждена рассчитывать на материальную поддержку властных структур.
Во-вторых, поддержка необходима и для стимулирования инновационной деятельности
художника, потому что в этом случае его творчество будет в незначительной
степени зависеть от рыночных законов. В целом, необходимость государственного
регулирования культурной деятельности обусловлена, по их мнению, высокой
социальной значимостью культуры, ее возрастающим влиянием на экономику, образ
жизни населения, его способность к трудовой деятельности, на социальную
стабильность общества и в ряде случаев – на здоровье населения. Противники
государственной поддержки убеждены в том, что культурную сферу следует
полностью доверить рынку, который обеспечит выживание исключительно окупаемых
проектов и произведений. [1] Вагнер В.А.,
Баскакова И.В. Особенности государственного регулирования сферы культуры в
период пандемии // В сборнике: Весенние дни науки. сборник докладов.
Министерство науки и высшего образования РФ; Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики и управления.
2021. С. 626-632.