Платная доработка на тему Развитие устной речи слабослышащих школьников на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Нарушения слуха и характеристика слабослышащих младших школьников 5
1.2. Устная речь как вид речевой деятельности 12
1.3. Задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 30
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка 39
2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..54
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование словесной речи как средства общения. При этом используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная (своеобразная форма речи, которая воспроизводит орфографическую форму слова речи посредством пальцев рук). Устной речи глухих и слабослышащих детей придается особое значение как наиболее употребительному средству общения со слышащими.
Развитие у слабослышащих младших школьников устной речи одновременно предполагает овладение ими восприятием и воспроизведением (произношением). Овладение слабослышащими младшими школьниками устной речью как средством общения возможно только при условии ежедневной, в течение всего дня, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников образовательного учреждения, родителей и всех членов семьи.
Объект исследования – речевая деятельность слабослышащих школьников.
Предмет исследования – развитие устной речи слабослышащих школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования – Мы предполагаем, что развитию устной речи у слабослышащих школьников будет способствовать:
— учет психолого-педагогических особенностей слабослышащих младших школьников;
— систематичность и целенаправленность деятельности по развитию устной речи на уроках русского языка;
— использование потенциала игровых заданий и упражнений.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Изучить нарушения слуха и дать характеристику слабослышащим школьникам.
2. Рассмотреть устную речь как вид речевой деятельности.
3. Проанализировать задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.
4. Определить уровень развития устной речи у слабослышащих младших школьников.
5. Составить и реализовать на практике комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.
6. Выполнить описание результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— формирующий эксперимент;
— анализ эмпирических данных.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (структурированными на параграфы), заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были изучены нарушения слуха и дана характеристика слабослышащим школьникам;
— была рассмотрена устная речь как вид речевой деятельности;
— были проанализированы задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка;
— был определен уровень развития устной речи у слабослышащих младших школьников;
— был составлен и реализован на практике комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка;
— было выполнено описание результатов опытно-экспериментальной работы.
Проведенное экспериментальное исследование содержало констатирующий, формирующий и итоговый этапы.
В рамках констатирующего этапа была изучена устная речь слабослышащих младших школьников. Установлено, что среди исследуемых детей нет тех, кто мог бы продемонстрировать высокий уровень речевого развития. Преобладающий уровень речевого развития в группе – средний и низкий. Также выявлены определенные сложности с формированием связного текста, т.е. устная речь слабослышащих младших школьников характеризуется недостаточной связностью.
На формирующем этапе эксперимента со слабослышащими младшими школьниками была реализована коррекционно-развивающая программа, основанная на использовании игр и игровых приемов. Несмотря на то, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность, игровая деятельность по-прежнему очень интересует детей, вызывает их познавательную активность, способствует быстрому и прочному усвоению новых знаний.
Для того чтобы узнать, оказало ли участие слабослышащих младших школьников в формирующей работе позитивное влияние на уровень развития их устной речи, было проведено повторное тестирование. Согласно полученным данным, отмечается устойчивый рост результатов. Это означает, что устная речь детей стала более развитой, ее связность повысилась. Т.е. реализованный комплекс игр и игровых упражнений оказался эффективным.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что развитию устной речи у слабослышащих школьников будет способствовать:
— учет психолого-педагогических особенностей слабослышащих младших школьников;
— систематичность и целенаправленность деятельности по развитию устной речи на уроках русского языка;
— использование потенциала игровых заданий и упражнений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Нарушения слуха и характеристика слабослышащих младших школьников
Дети, страдающие нарушениями слуха, образуют группу довольно разнообразную по своей структуре. Эту группу составляют дети с нарушениями слуха различной степени, по-разному готовые к школьному обучению, воспитывающиеся в разнообразных семейных условиях, а также имеющие дополнительные отклонения в своем развитии и др.
Согласно исследованиям А.Ю. Хохловой [55], у детей с какими-либо нарушениями слуха и детей нормально слышаших не было обнаружено значимых различий в уровне развития вербального интеллекта. Отталкиваясь от данных сведений, мы можем констатировать, что дети, отличающиеся нарушениями слуха и не имеющие тех или иных дополнительных отклонений развития, имеют тождественные с их нормотипичными сверстниками предпосылки для развития невербального мышления, однако, им характерны существенные сложности во время процесса образования в ходе воплощения данных возможностей на практике.
В развитии ребенка с нарушениями слуха существенную роль играет статус других членов их семьи. Так, родители ребенка с нарушением слуха, не имеющие проблем со слухом, располагают более существенными возможностями для организации детской реабилитации, например, они могут принимать участие в тренингах для родителей. Подобная тенденция связана с более высоким социальным и образовательным статусом, свойственным, как правило, родителям с сохранным слухом. Можно также отметить, что слышащие родители имеют доступ к большему объему информации, а потому имеют возможности для самообразования.