Платная доработка на тему Развитие учебной мотивации учащихся 2 класса средствами мультимедийных технологий в образовательном процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Особенности развития учебной мотивации у младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 24
2.1 Диагностика уровня развития учебной мотивации у учащихся 2 класса 24
2.2 Работа по развитию учебной мотивации в образовательном процессе учащихся 2 класса с использованием мультимедийных технологий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
Актуальность. В современной школе вопрос об учебной мотивации следует назвать центральным, так как мотив является источником деятель-ности и выполняет функцию побуждения к учебной деятельности и смыс-лообразования. Младший школьный возраст, в отличие от последующих, наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться. Именно в этом возрасте у детей можно выработать и поощрять постоянное стремление к новым учебным достижениям, постановке реаль-ных и интересных для ребенка целей. Результаты деятельности каждого человека только лишь на 20 – 30 % зависят от интеллекта, и на 70 — 80 % – от движущих им мотивов.
Учебная мотивация как таковая представляет собой совокупность побуждений, определяющих направленность личности обучающегося. К числу этих побуждений относятся потребности, мотивы, цели, интерес, эмоции. Наличие данных элементов может говорить о наличии у обучаю-щегося смысла в процессе учения, т. е. внутреннего положительного отно-шения к процессу обучения, сказывающегося на качестве каждого резуль-тата его
учебной деятельности.
Каждый педагог в ходе учебного процесса сталкивается с проблемой неодинакового усвоения обучающимися, имеющими однозначно нормаль-ный уровень развития интеллектуальных способностей, одного и того же учебного материала. Данная проблема лежит в основе различных уровней учебной мотивации. У обучающихся развиты не только и даже не столько познавательные мотивы, сколько именно ключевые организующие соци-альные мотивы.
К их числу, прежде всего, следует отнести стремление обучающихся к самореализации, достаточно ярко выраженную направленность на бу-дущее, интерес к определенной профессии, которой ребенку непременно хочется овладеть, и др. У обучающихся, которые имеют значительные трудности в обучении, напрямую не связанные с уровнем их интеллекту-ального развития, чаще ведущими являются узколичные, а совсем не аль-труистические мотивы служения Родине.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей младшего школьника является «умение учиться», развитие личностной успешности, способствование развития широких познавательных интересов, мотивация к познанию и к творчеству, инициативы и любознательности.
Таким образом, тема развития учебной мотивации младших школь-ников является актуальной. Исследованиями мотивации к учению у школьников занимались такие ученые, как Е.А. Байер, А. Ю. Бутов, В. А. Жиляева, Е. П. Жирнова, В. Н. Ильин, В. А. Ковтонюк, О. Ю. Латышев, Л. Б. Левина, Л. Н. Макарова, Е. В. Петрова, В. А. Подкопаева, А. В. Снегу-ров и многие другие.
Ряд исследователей обосновывают роль ИКТ в обучении младших школьников, обозначают значимость использования некоторых видов ИКТ (например, мультимедийные учебные занятия и др.) в образователь-ной деятельности детей как показателя развития учебной мотивации. Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда его основная учебная деятельность находится в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки для формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации обучающихся опреде-ленную форму, то есть поставить ее на службу устойчивого личностного образования школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически прове-рить эффективность использования средств мультимедийных технологий в образовательном процессе для развития учебной мотивации у учащихся второго класса.
Объект исследования: развитие учебной мотивации у учащихся второго класса.
Предмет исследования: процесс развития учебной мотивации в об-разовательном процессе средствами мультимедийных технологий у уча-щихся второго класса.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития учебной мотивации у младших школьников.
2. Обосновать целесообразность использования мультимедийных технологий для развития учебной мотивации в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста.
3. Выбрать диагностические методики для определения уровня раз-вития учебной мотивации у учащихся 2 класса.
4. Провести опытно-практическую работу по развитию учебной мо-тивации у учащихся 2 класса с использованием мультимедийных технологий в образовательном процессе класса и оценить её ре-зультативность.
Методы исследования: теоретический – анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение и анкетирование.
анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
наблюдение;
методика диагностики;
количественная и качественная обработки данных.
Заключение:
В процессе исследования была достигнута его цель: теоретически обоснована эффективность использования средств мультимедийных техно-логий для развития учебной мотивации младших школьников в образова-тельном процессе.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи иссле-дования:
1. Охарактеризовано развитие учебной мотивации младших школь-ников.
2. Обоснована целесообразность использования мультимедийных технологий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
3. Рассмотрены диагностические методики для определения уровня развития учебной мотивации у учащихся 2 класса.
4. Проведена опытно-практическая работа по развитию учебной мо-тивации у учащихся 2 класса с использованием мультимедийных технологий в образовательном процессе класса и оценить её ре-зультативность.
В ходе работы были применены такие методы исследования, как анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, библиографический метод.
В результате исследования была подтверждена гипотеза исследова-ния: сотрудничество семьи и школы способно оказать надлежащее влияние на развитие у обучающихся второго «М» класса общеобразовательной школы учебной мотивации, что в дальнейшем будет выливаться в кон-структивные модели их общественного поведения и позитивной самореа-лизации.
Таким образом, в результате исследования представляется целесооб-разным сделать следующие выводы:
Одним из наиболее эффективных средств существенного повышения мотивации второклассников к учению является применение мультимедий-ных технологий, которые интересны ученикам, тянущимся ко всему ново-му. Также при этом чрезвычайно важной является способность учителей и родителей признавать младшеклассника взрослыми ответственным чело-веком в том случае, если он целеустремленно учится и выполняет все зада-ния учителя.
Метод визуализации образовательного контента как один из ве-дущих методов повышения мотивации второклассников к учению в широ-кой совокупности всех используемых методов. При этом принимается во внимание высокую заинтересованность учащихся в продуктах мультиме-диа, которые практически всегда доставляют каждому из них большое удовольствие и прекрасно запоминаются.
Пренебрежение со стороны педагогов и родителей к высокой заинте-ресованности учащихся младших классов к освоению мультимедийных технологий может пагубно сказаться на уровне мотивации к учению. Дея-тельное участие учащихся в использовании мультимедийных технологий, с чтоки зрения данного ученого, достаточно активно содействует процессу взросления ребенка и нарастанию его чувства ответственности за поручен-ное ему дело (в данном случае – уроки) существенно снижает его мотива-цию.
Метод укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева, приме-няемый в процессе использования технологий мультимедиа в целях прида-ния каждому уроку существенно усиленного комплекта дидактических функций, основн на том, что включение образного восприятия учащимися второго класса учебного материала будет позволять с большим интересом подходить к изучению школьных дисциплин, меньше уставая при этом.
Деятельностный поход в обучении должен использоваться в каче-стве одного из наиболее действенных средств для правильного и своевре-менного включения мультимедийных технологий в образовательный про-цесс. Чем больше ученики второго класса получат возможность манипу-лирования с виртуальными объектами учебной деятельности, тем с боль-шим интересом они будут подходить к изучению каждой школьной дисци-плины.
В условиях применения личностно-ориентированного подхода к обучению второклассников с использованием мультимедийных технологий в школе и дома можно будет давать учащимся задания различного уровня сложности в полной зависимости от реальных возможностей каждого из них, и оценивать их выполнение быстрее обычного. Поэтому следует все-мерно использовать все вышеназванные способы для того, чтобы второ-классник имел высокую мотивацию к учению как взрослый, и поэтому до-статочно ответственный человек, понимающий влияние каждого своего усилия на собственную судьбу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития учебной мотивации
у младших школьников
Согласно педагогическому словарю, мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направлен-ность и характер деятельности личности, ее поведения. Понятие «мотива-ция» происходит от французского слова «motifver», которое означает «обусловливать», и представляет собой совокупность причин, побуждаю-щих человека к действию; объяснение причин его поступков. вся совокуп-ность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направ-ленность и характер деятельности личности, ее поведения. Данное понятие и предлагается взять за основу.
Г. И. Щукина полагает, что «не может быть речи о самостоятельно-сти действий без достаточной внутренней мотивации, основой которой яв-ляются потребности и интересы, поскольку тогда вообще не может быть речи об активности. Что касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зави-сит от каждоразового подкрепления [35].
Существуют следующие разновидности мотивации:
Главные виды мотивации:
1. Внутренняя мотивация. В этом случае человек вдохновлён внут-ренними желаниями. Например, когда мы сами хотим похудеть и стать бо-лее здоровыми, речь идёт именно о внутренней мотивации. Наша цель — получить удовлетворение от лучшего самочувствия и обновлённого обра-за в зеркале.
2. Внешняя мотивация. При этом виде мотивации нас побуждают к свершениям желания других людей или обстоятельства. Допустим, если мы также хотим похудеть и лучше выглядеть, но уже из‑за давления со стороны своей второй половины. Наша цель не собственное удовлетворе-ние, а симпатия любимого человека.
Внешняя мотивация может быть менее эффективной, чем внутренняя, поскольку тут наши стремления зависят не от нас.
Второстепенные виды мотивации.
3. Мотивация вознаграждением. Этот вариант основан на получении конкретной награды. Как правило, речь идёт о поощрении извне. Но вы можете использовать такой подход и сами. Например, пообещайте себе купить то, что давно хотели, если достигнете цели.
4. Мотивация страхом. Слово «cтрах» ассоциируется с чем‑то ужас-ным, но в случае с мотивацией это необязательно так. Когда вы станови-тесь за что‑то ответственными, особенно перед близкими людьми, ваши действия автоматически подкрепляются страхом неудачи.
Этот подход также легко использовать для достижения собственных целей. Например, озвучьте предстоящую задачу публично и скажите, что справитесь с ней. Так вы мотивируете себя страхом невыполненных обе-щаний.
5. Мотивация достижения. Если вы часто придумываете себе челлен-джи и не хотите останавливаться на достигнутом, вы имеете дело с мотива-цией достижения. Это разновидность внутреннего типа, поэтому она может работать лучше, чем вариант с вознаграждением. Если начальник переста-нет побуждать вас к профессиональным свершениям премией, вы всё рав-но останетесь мотивированы.
6. Мотивация власти. Те, кто стремится влиять на ситуацию и отстаи-вать своё мнение, подпитываются мотивацией, основанной на власти. Такие люди хотят всё контролировать и побуждать других к выполнению нуж-ных действий. Цели человека не всегда бывают благими, но этот вариант отлично подходит для тех, кто хочет изменить мир вокруг.
7. Мотивация принадлежности. «Скажи мне, кто твой друг, и я ска-жу, кто ты». Этой фразой руководствуются люди с мотивацией принад-лежности. Они развиваются, когда общаются с теми, кто обгоняет их по статусу, профессионализму и уровню образованности. Им нравится, когда эти люди хвалят их работу.
Вы можете окружить себя теми, кто добился целей, к которым вы са-ми стремитесь. Тогда вы не только сможете спросить у этих людей совета, но и будете мотивированы соответствовать своему окружению.
8. Мотивация компетентности. Вы всегда хотели быть лучшим в том, что делаете? Ваша цель — идеально выполнять работу и достичь успехов в хобби? Тогда вы вдохновлены получением компетентности. Этот тип мо-тивации полезен при освоении новых навыков. И он может быть более эф-фективным, чем стимуляция вознаграждением. Например, когда человек хорошо учится ради повышенной стипендии, его интересуют не знания, а оценки. А если его цель — стать дипломированным специалистом, то он сосредоточится на обретении новых навыков, а стипендия будет лишь приятным бонусом.
9. Мотивация отношения. Вы ощущаете этот тип мотивации, если хо-тите изменить свой взгляд на мир и на себя в нём. Под успехом часто по-нимается набор вполне конкретных достижений: деньги, признание, семья. Но каждого из нас могут радовать другие вещи, и это редко что‑то мате-риальное. Мы хотим, чтобы нас ценили, желаем гордиться тем местом, где мы работаем, и получать удовольствие от того, чем занимаемся. Все дей-ствия, направленные на поиск своего места в жизни и гармонии с самим собой, связаны с мотивацией отношения.
Учебная мотивация необходима для того, чтобы ребёнок хотел учиться и получать хорошие резульаты учебы. Особенности, которыми обладает учебная мотивация, состоят в силе и устойчивости учебных мо-тивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания по-требности и самого мотива, по его интенсивности.
Учебная мотивация, как полагает А. К. Маркова, определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная моти-вация позволяет развивающейся личности определить не только направле-ние, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, за-действовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве зна-чимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учеб-ной ситуации в каждый временной интервал.