Платная доработка на тему Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………..……………………..……….3
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………..…….….9
1.1.
Основные подходы к развитию творческого
воображения в отечественной и зарубежной литературе………………………………..…….…9
1.2.
Особенности развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…..17
1.3.
Изобразительная деятельность, как способ развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста……………….…….…28
Выводы
по первой главе……………………………………..….………….…34
Глава
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………..…..36
2.1. Организация и
методика проведения опытно-экспериментальной проверки эффективности развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительной деятельности…….……36
2.2. Внедрение
методики развития творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………49
2.3. Динамика развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….……58
Выводы
по 2 главе …………………….……………………………………..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………..………75
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….83
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..90
Введение:
Актуальность темы исследования. Изменения социально-экономических основ развития
российского государства и общества сопровождаются процессами модернизации
системы образования в целом, основным ориентиром которой становится
формирование образованной, творчески мыслящей личности, обладающей способностью
к саморазвитию. В связи с этим в Концепции Федеральной
целевой программы развития образования на 2016–2020 годы отмечается обеспечение государством творческого
развития подрастающего поколения, готового к деятельности в условиях
модернизированного общества[1].
Доминантой
в стратегии образовательной политики дошкольных учреждений сегодня стала
гуманизация отечественной педагогической науки и практики. Основным
образовательным ориентиром выступает уважение к личности ребенка, содействие
развитию и обогащению его творческих способностей, составляющими которого
являются природные задатки: мышление, воображение, восприятие, и приобретенные
в процессе социализации знания и умения, волевые предпосылки к активной
деятельности. Творческие способности личности рассматривается сегодня учеными
как сложная, нелинейная, открытая и самоорганизующаяся система, которая
определяет гуманистическую направленность мировосприятия, действий и поступков,
высокую адаптивность, способность к творческой самореализации и духовному
саморазвитию ребенка в обществе. Учитывая такое содержание творческого развития
детей старшего дошкольного возраста в современных социокультурных условиях,
именно ценностно опосредованное творческое воображение должно стать главным
объектом внимания в процессе развития личности.
Учитывая
это, в дошкольном учебном заведении использование инновационных методов и форм
обучения приобретает двойное значение: во-первых, творческий процесс
значительно стимулирует умственную активность дошкольников, развивает у них
качества личности, углубляет мотивацию их к изобразительной деятельности;
во-вторых, дошкольнику, который умеет творчески мыслить в процессе
изобразительной деятельности, успешно реализует свой потенциал в
жизнедеятельности, что непосредственно связано с его подготовкой к обучению в
школе.
Степень изученности проблемы. Проблемы развития важных творческих способностей,
качеств, умений, стиля мышления, деятельности личности освещаются во многих
научных исследованиях. Среди них определяются направления, отражающие отдельные
аспекты: вопросы изучения личности, ее творческих возможностей, способностей,
свойств, характерных черт (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев,
Л. С. Выготский, В. А. Моляко и др.); психологии восприятия искусства (К. А. Абульханова-Славская,
Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и
др.); исследования эффективных путей и методов развития творческой личности в
условиях эстетической деятельности (Н. Г. Володько,
П. Я. Гальперин, Е. Ю. Гарина, С. В. Гиппиус, В. Л. Дранков,
Н. А. Коноплева, Н. С. Лейтес и др.).
Факторы
и условия, способствующие развитию творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста проанализированы в трудах Л. С. Выготского,
Е. Кравцовой, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной и др.
Рекомендации по методике организации изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста даны в исследованиях В. Б. Косминской,
И. А. Лыковой, Г. С. Швайко и др. Вопросам использования
нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду посвящены работы
Т. С. Акуненок, Г. Н. Давыдовой, А. Н. Никитиной
и др. Проблемам художественно-эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительного искусства посвящены
диссертационные исследования Е. Б. Белой, Н. А. Ворониной, М. В. Мацкевич
и др. Зарубежный опыт работы в области творческого развития личности
представлен в исследованиях Ф. Зенасни, Т. Любарта,
С. Торджмана
и др.
В
то же время, как показывает анализ литературных источников, в педагогике
практически отсутствуют системные исследования, посвященные развитию творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, недостаточно представлены педагогические
возможности развития
творческого воображения дошкольников методами нетрадиционного рисования.
Изложенное
позволило выявить сложившееся противоречие
исследования между возможностями изобразительной деятельности в сфере
творческого развития личности и существующим положением педагогической практики
творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительной деятельности в образовательных учреждениях.
Представленное
противоречие определило проблему исследования: необходимость рассмотрения эффективных путей решения проблемы
творческого развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях по
изобразительному искусству. Актуальность
рассматриваемой проблемы позволила определить тему исследования: «Развитие творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности».
Объект исследования: творческое воображение
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать
наиболее эффективные приемы работы на занятиях изобразительной деятельности,
обеспечивающие эффективное развитие творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический
анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать
и внедрить в практику систему занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности.
4. Выработать предложения по
эффективному развитию творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства повысится
при условиях:
—
организации
процесса развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях создания «единого пространства»
сотворчества воспитателя и детей на основе личностно ориентированного подхода и
природы творческой деятельности;
—
внедрение в
учебно-воспитательный процесс технологии развития творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста, которая включает инновационные методы
нетрадиционного рисования;
—
методического
обеспечения процесса развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительного искусства.
Методологической
основой нашего исследования
выступают: ведущие идеи: о психологических особенностях развития детей
дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е. А. Поляков и др.), о
формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности (Н. Е. Веракса, Д. А. Донцов, А. В. Запорожец, Д.
Б. Эльконин и др.), о психических механизмах развития творческого воображения
дошкольников (Е. Д. Белова, Е. П. Ильин, Е. И. Николаева и др.).
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение, анкетирование,
эксперимент, анализ творческих работ; математические – количественный и качественный анализ
полученных результатов.
Психодиагностический
инструментарий:
1.
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)
2.
Методика «Три краски» (Л.Ю.Субботина)
3.
Методика
«Нарисуй что-нибудь» (Р.С.Немов)
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Ясли–сад
«Журавушка» №14 с. Журавки, Кировского р–на. На различных этапах исследования было охвачено 44 человека, в том числе
20 дошкольников в возрасте 5-6 лет; воспитателей – 4 человека, родителей – 20
человек.
Новизна исследования заключается в
определении возможности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, а также в
разработке программы по развитию творческого воображения «Цикл развивающих
упражнений с использованием нетрадиционных техник изобразительной
деятельности».
Теоретическая
значимость работы:
полученные в ходе исследования материалы расширяют и дополняют представления о
проблемах развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности в
современной педагогической практике.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть
использованы воспитателями детских дошкольных учреждений, руководителями
детских творческих объединений эстетического направления в своей
профессиональной деятельности, родителями в работе с детьми старшего
дошкольного возраста в условиях семьи.
Проведение исследования было
организовано в несколько этапов.
1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность
исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён
анализ психолого-педагогической, методической и научно-практической литературы
по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и
задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент.
Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы
цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Констатирующий этап, в ходе которого апробирована программа «Цикл
развивающих упражнений с использованием нетрадиционных техник изобразительной
деятельности» по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста,
проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.
Материалы
исследования апробированы: в процессе участия автора в Международной
научно-практической конференции «Философско-психолого-педагогические аспекты
формирования и развития личности современного человека» (г. Москва, 2020).
Темы: «Основные подходы к развитию творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста», «Возможности средств изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
Структура и объём выпускной
квалифицированной (бакалаврской)
работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на
современном этапе развития общества является использование инновационных
методов и форм обучения в процессе развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста.
Термин «творческое воображения»
широко описан в научной литературе отечественных и зарубежных ученых. Вопросы
развития творческих возможностей и способностей личности освещены в работах Б.
Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, Л. С. Выготского, В. А. Моляко и др.; психологические
основы восприятия искусства раскрываются такими учеными, как К. А.
Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и др.;
методологические подходы развития творческой личности в условиях эстетической
деятельности описаны в трудах Н. Г Володько, П. Я. Гальперина, Е. Ю. Гариной,
С. В. Гиппиуса, В. Л. Дранкова, Н. А
Коноплевой, Н. С. Лейтеса и др. Зарубежный опыт творческого развития
личности представлен в исследованиях Ф. Зенасни, Т. Любарта,
С. Торджмана и др.
Особенности
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
проанализированы в трудах Л. С. Выготского, Е. Кравцовой,
Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной и др. Методические подходы
организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
даны в исследованиях В. Б. Косминской, И. А. Лыковой,
Г. С. Швайко и др. В работах Т. С. Акуненок,
Г. Н. Давыдовой, А. Н. Никитиной и др. раскрываются
особенности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском
саду. В диссертационных исследованиях Е. Б. Белой,
Н. А. Ворониной, М. В. Мацкевич и др. очерчены проблемы
художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительного искусства.
Изучение oн точек oн зрения
oн исследователей oн по oн этой oн проблеме oн позволило
oн определить oн понятие
«творческое воображение», oн как способности ребенка к необычному
комбинированию элементов действительности, созидание не имеющихся в реальности
аналогов, а также умение видеть и ставить проблемы; возможность рассматривать
предметы и явления в различных связях и отношениях, находить нетрадиционные
способы проблемных ситуаций.
Начало oн развития творческого воображения oн лежит oн в
oн самом раннем oн возрасте
oн ребенка и зависит от создания благоприятных
условий в разных видах деятельности и, в первую очередь, тех, которые по сути
своей основаны на этом психологическом процессе.
Показателями (параметрами)
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста выступают:
—
беглость – способность производить количество идей, возникающих в единицу
времени; интеллект; логика;
—
оригинальность – способность воспроизводить адекватные необычные, яркие
идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, общеизвестных; креативность;
инсайт;
—
гибкость – способность оригинально, креативно, неординарно подходить к
решению задач, вопросов, ситуаций; метаморфоза; степень свободы.
Основными
условиями развития творческого воображения детей старшего дошколного возраста
являются:
— Наличие
комфортной психологической обстановки с созданием положительного эмоционального
настроя.
— Обеспечение
максимальной свободы проявления фантазии ребенка.
— Разумное
подкрепление и поощрение любых проявлений самостоятельного и оригинального
мышления у ребенка.
— Систематический
контроль результатов творческой деятельности ребенка.
— Целостность
системы работа с детьми и своевременная педагогическая поддержка увлеченности
детей и их потребности в самоутверждении.
— Полноценное
эмоциональное общение детей со взрослыми, так как эмоция собирает впечатления,
мыли и образы.
— Использование
нетрадиционных методов работы с детьми
Изобразительная деятельность
занимает важнейшее oн место oн в
oн развитии oн творческого
воображения oн в oн старшем
дошкольном oн возрасте. Творческое
воображение развивается в процессе изобразительной деятельности по ступеням:
—
Эмоциональное восприятие произведений искусства.
—
Исполнительство «ручная умелость» (техника рисования, аппликации и лепки).
—
Творчество – выбор замысла, нахождение выразительно-изобразительных
средств, воплощение замысла, оценка полученного результата.
В
результате такой деятельности у ребенка формируется художественный образ как
художественно-образное начало развития творческого воображения.
Для
детей старшего дошкольного возраста при
проведении занятий по изобразительной деятельности важно соблюдение следующих
принципов:
—
принцип целенаправленности;
—
принцип систематичности и
последовательности;
—
принцип доступности;
—
принцип наглядности обучения;
—
принцип интегрированного подхода;
—
принцип воспитывающего и развивающего
обучения;
—
принцип адаптивности.
Нами
было проведено экспериментальное исследование возможностей изобразительной
деятельности в развитии художественного воображения детей старшего дошкольного
возраста в условиях образовательной организации.
Целью
экспериментального исследования выявить и экспериментально исследовать особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях
детского сада.
Для
достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи
эмпирического исследования:
1. Оценить уровень развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста.
2. Произвести количественный и качественный анализ
полученных в ходе экспериментальной работы данных.
3. На базе проведенного анализа выявленных результатов
определить оптимальные методы и технологии организации изобразительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выбрать необходимый художественный материал и
разработать содержание педагогической работы с целью эффективного развития и
совершенствования творческого воображения детей.
Исследование проводилось
на базе МБДОУ «Ясли–сад «Журавушка» №14 с. Журавки, Кировского района. В
исследование вошли 20 детей
старшего дошкольного возраста (средний возраст по выборке – 6–7 лет), по 10
мальчиков и девочек соответственно.
Исследование
проводилось в 3 этапа.
1. Констатирующий этап состоял в
проведении диагностики уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап
включал в себя разработку и проведение цикла развивающих упражнений с использованием
нетрадиционных
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Основные
подходы к развитию творческого воображения в отечественной и зарубежной
литературе
Воображение
является основой любой творческой деятельности. Оно играет огромную роль в
жизни человека. Благодаря воображению человек имеет возможность творить,
разумно планировать свою деятельность, а также управлять ею. Практически вся
человеческая духовная и материальная культура является продуктом творчества и
воображения людей. Воображение очень многогранно, оно выводит нас за пределы
нашего существования, также напоминает нам о прошлом и открывает будущее.
Воображение – это «способ овладения человеком сферой
возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер,
благодаря чему он выделился из «царства» животных»[1]. «Воображение
есть единственная способность разума» (Я.Э. Голосовкер)[2].
Воображение – это особая
форма человеческой психики, которая состоит отдельно от остальных психических
процессов, но на ряду с ними же занимает промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью[3].
Воображение, с точки
зрения М. Г. Ярошенко, – это способность человека представлять отсутствующий
или не существующий реально объект, который можно удерживать в памяти и
мысленно манипулировать им[4].
По мнению Я.Л. Коломенского
воображение – это «своеобразная форма отражения действительности, которая
заключается в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений»[5].
И. Кант считал, что воображение «выступает
как одна из многочисленных способностей души; как основа познания и осознания
мира», это «…есть способность созерцания без присутствия предмета; а
творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения
объекта, не данного ранее в опыте…»[6].
У Гилфорда понятие «воображение»
рассматривается как «дивергентное мышление», и его критериями оценки выступают гибкость (быстро «переключение» внимание
сознания с одного образа на необходимый), оригинальность
(проявление яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности), беглость (продуцирование большого числа
идей, образов), точность (детальное
воссоздание интересующего объекта)[7].
По мнению Д.С. Брунер –
процесс воображения «всегда протекает и будет протекать в неразрывной связи с
психическими процессами – памятью, а также мышлением. Ведь считается, что
воображение является основой наглядно-образного мышления, который позволяет
человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи, которые не требуют
непосредственного вмешательства практических действий»[8].
В работах Л.С. Выготского
отмечено: «образы воображения строятся из элементов, которые взяты из
действительности, а также из опыта человека»[9].
Кроме того, воображение
рассматривается и «как аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая
направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, которые
преобладают в человеке в данный момент времени» [10] .
«Воображение,
считает В.М. Козубовский, – это
психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта
(предмета, явления), которого не существует в реальной жизни[11]. Воображение опирается на
прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят корнями»
в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком[12].
Продуктом
воображения могут быть[13]:
—
образ конечного результата реальной предметной деятельности;
—
картина собственного поведения;
—
образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное
преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем».
Образы, воссозданные
воображением, не всегда соответствуют реальности, так как в них есть элементы фантазии
и вымысла (картины не соответствует действительности) и мечты (претворение,
преобразование действительности). Сновидение, в данном
случае, — это пассивный вид воображения,
вызванный эмоциональным отношением к пережитому, а галлюцинация –
фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.
Сущность воображения Э.В.
Ильенков видит «в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе
отдельного намёка, тенденции строить целостный образ»[14]. «Отличительная его
особенность в своеобразном отлёте от действительности, когда на основе
отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто
реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования
внутреннего плана действий»[15].
В жизни человека
воображение выполняет ряд специфических функций:
—
целеполагание — будущий результат деятельности создается
в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его
активность на получение желаемого;
— предвосхищение (антиципация) —
моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода
взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта
и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении
будущее рождается из прошлого;
— комбинирование и планирование — создание
образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого
опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности;
— замещение действительности — человек
может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной
ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает
действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность
воображаемой;
—
проникновение во
внутренний мир другого человека — на основе описания или
демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в
данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к
его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной
коммуникации[16].
Воображение развивается
вместе с человеком. Оно не дано нам изначально. Именно поэтому воображение
имеет свои особенности. Главная особенность воображения – это его преобразующий
характер. Ведь воображать – это и значит преображать и создавать что-то новое. Вторая
особенность – это ярко выраженная эмоциональность, как данного процесса, так и
самого его продукта. Третьей особенностью является целостность образа
воображения, так как оно связано с умением человека видеть целое раньше частей.
Таким образом, отличительной
чертой воображения является то, что оно характерно только для человека и
связано с деятельностью его организма, будучи в то же самое время самым
«психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает,
что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный
характер человеческой психики[17].
Существенными чертами
воображения выступают внезапность, безличность, метафизичность, обилие образов,
их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире
фантазий[18].
Выделим традиционные виды
воображения, которые представлены на рисунке 1.
[1]
Психологический словарь URL:http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=324
[2]
Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение Владос, 1995. – 496 с. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm
[3]
Коршунова
Л.С. Воображение и его роль в познании. – URL: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00068197_0.html
[4]
История
психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976
[5]Шинкарёва Н.А., Карманова А.В.
Сущность понятий «воображение», «Творческое воображение» в
психолого-педагогической литературе// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL
https://moluch.ru/archive/104/24137/
[6] Козубовский В. М. Общая психология:
познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. — 3-е изд. —
Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.
[7] Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.:
Знание, 1986. – 96 с.
[8]
Немов Р. С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.