Психолого-педагогическое образование дошкольников Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ
………………………………………..……………………..……….3

Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
………………………………………..…….….9

1.1.        
Основные подходы к развитию творческого
воображения в отечественной и зарубежной литературе………………………………..…….…9

1.2.        
Особенности развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…..17

1.3.        
Изобразительная деятельность, как способ развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста……………….…….…28

Выводы
по первой главе
……………………………………..….………….…34

Глава
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
……………………………..…..36

2.1. Организация и
методика проведения опытно-экспериментальной проверки эффективности развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительной деятельности…….……36

2.2. Внедрение
методики развития творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………49

2.3. Динамика развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….……58

Выводы
по 2 главе
…………………….……………………………………..73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……
…………………………………………………..………75

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………….83

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..90

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Изменения социально-экономических основ развития
российского государства и общества сопровождаются процессами модернизации
системы образования в целом, основным ориентиром которой становится
формирование образованной, творчески мыслящей личности, обладающей способностью
к саморазвитию. В связи с этим в
Концепции Федеральной
целевой программы развития образования на 2016–2020 годы
отмечается обеспечение государством творческого
развития подрастающего поколения, готового к деятельности в условиях
модернизированного общества[1].

Доминантой
в стратегии образовательной политики дошкольных учреждений сегодня стала
гуманизация отечественной педагогической науки и практики. Основным
образовательным ориентиром выступает уважение к личности ребенка, содействие
развитию и обогащению его творческих способностей, составляющими которого
являются природные задатки: мышление, воображение, восприятие, и приобретенные
в процессе социализации знания и умения, волевые предпосылки к активной
деятельности. Творческие способности личности рассматривается сегодня учеными
как сложная, нелинейная, открытая и самоорганизующаяся система, которая
определяет гуманистическую направленность мировосприятия, действий и поступков,
высокую адаптивность, способность к творческой самореализации и духовному
саморазвитию ребенка в обществе. Учитывая такое содержание творческого развития
детей старшего дошкольного возраста в современных социокультурных условиях,
именно ценностно опосредованное творческое воображение должно стать главным
объектом внимания в процессе развития личности.

Учитывая
это, в дошкольном учебном заведении использование инновационных методов и форм
обучения приобретает двойное значение: во-первых, творческий процесс
значительно стимулирует умственную активность дошкольников, развивает у них
качества личности, углубляет мотивацию их к изобразительной деятельности;
во-вторых, дошкольнику, который умеет творчески мыслить в процессе
изобразительной деятельности, успешно реализует свой потенциал в
жизнедеятельности, что непосредственно связано с его подготовкой к обучению в
школе.

Степень изученности проблемы. Проблемы развития важных творческих способностей,
качеств, умений, стиля мышления, деятельности личности освещаются во многих
научных исследованиях. Среди них определяются направления, отражающие отдельные
аспекты: вопросы изучения личности, ее творческих возможностей, способностей,
свойств, характерных черт (
Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев,
Л. С. Выготский, В. А. Моляко и др.
); психологии восприятия искусства (К. А. Абульханова-Славская,
Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и
др.); исследования эффективных путей и методов развития творческой личности в
условиях эстетической деятельности (Н. Г. Володько,
П. Я. Гальперин, Е. Ю. Гарина, С. В. Гиппиус, В. Л. Дранков,
Н. А. Коноплева, Н. С. Лейтес и др.).

Факторы
и условия, способствующие развитию творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста проанализированы в трудах Л. С. Выготского,
Е. Кравцовой, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной и др.
Рекомендации по методике организации изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста даны в исследованиях В. Б. Косминской,
И. А. Лыковой, Г. С. Швайко и др. Вопросам использования
нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду посвящены работы
Т. С. Акуненок, Г. Н. Давыдовой, А. Н. Никитиной
и др. Проблемам художественно-эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительного искусства посвящены
диссертационные исследования Е. Б. Белой, Н. А. Ворониной, М. В. Мацкевич
и др. Зарубежный опыт работы в области творческого развития личности
представлен в исследованиях
Ф. Зенасни, Т. Любарта,
С. Торджмана

и др.

В
то же время, как показывает анализ литературных источников, в педагогике
практически отсутствуют системные исследования, посвященные
развитию творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
, недостаточно представлены педагогические
возможности
развития
творческого воображения дошкольников методами нетрадиционного рисования
.

Изложенное
позволило выявить сложившееся противоречие
исследования
между возможностями изобразительной деятельности в сфере
творческого развития личности и существующим положением педагогической практики
творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительной деятельности в образовательных учреждениях.

Представленное
противоречие определило проблему исследования: необходимость рассмотрения эффективных путей решения проблемы
творческого развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях по
изобразительному искусству.
Актуальность
рассматриваемой проблемы позволила определить тему исследования: «Развитие творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
».

Объект исследования: творческое воображение
детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности процесса
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и обосновать
наиболее эффективные приемы работы на занятиях изобразительной деятельности,
обеспечивающие эффективное развитие творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.  Дать теоретический
анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2.  Выявить особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

3.  Разработать
и внедрить в практику систему занятий по
развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности.

4.  Выработать предложения по
эффективному развитию творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительного искусства повысится
при условиях:

                    
организации
процесса
развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
в условиях создания «единого пространства»
сотворчества воспитателя и детей на основе личностно ориентированного подхода и
природы творческой деятельности;

                    
внедрение в
учебно-воспитательный процесс технологии
развития творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста
, которая включает инновационные методы
нетрадиционного рисования;

                    
методического
обеспечения процесса
развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительного искусства
.

Методологической
основой нашего исследования

выступают: ведущие идеи: о психологических особенностях развития детей
дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е. А. Поляков и др.), о
формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности (Н. Е. Веракса, Д. А. Донцов, А. В. Запорожец, Д.
Б. Эльконин и др.), о психических механизмах развития творческого воображения
дошкольников (Е. Д. Белова, Е. П. Ильин, Е. И. Николаева и др.).

Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение, анкетирование,
эксперимент, анализ творческих работ; математические –
количественный и качественный анализ
полученных результатов.

Психодиагностический
инструментарий:

1.               
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)

2.               
Методика «Три краски» (Л.Ю.Субботина)

3.               
Методика
«Нарисуй что-нибудь» (Р.С.Немов)

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Ясли–сад
«Журавушка» №14 с. Журавки, Кировского р–на. На различных этапах исследования было охвачено 44 человека, в том числе
20 дошкольников в возрасте 5-6 лет; воспитателей – 4 человека, родителей – 20
человек.

Новизна исследования заключается в
определении возможности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, а также в
разработке программы по развитию творческого воображения «Цикл развивающих
упражнений с использованием нетрадиционных техник изобразительной
деятельности».

Теоретическая
значимость работы:

полученные в ходе исследования материалы расширяют и дополняют представления о
проблемах развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности в
современной педагогической практике.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть
использованы воспитателями детских дошкольных учреждений, руководителями
детских творческих объединений эстетического направления в своей
профессиональной деятельности, родителями в работе с детьми старшего
дошкольного возраста в условиях семьи.

Проведение исследования было
организовано в несколько этапов.

1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность
исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён
анализ психолого-педагогической, методической и научно-практической литературы
по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и
задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент.
Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы
цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.

3. Констатирующий этап, в ходе которого апробирована программа «Цикл
развивающих упражнений с использованием нетрадиционных техник изобразительной
деятельности» по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста,
проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.

Материалы
исследования апробированы: в процессе участия автора в Международной
научно-практической конференции «Философско-психолого-педагогические аспекты
формирования и развития личности современного человека» (г. Москва, 2020).
Темы: «Основные подходы к развитию творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста», «Возможности средств изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Структура и объём выпускной
квалифицированной
(бакалаврской)
работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложений.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на
современном этапе развития общества является использование инновационных
методов и форм обучения в процессе развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста.

Термин «творческое воображения»
широко описан в научной литературе отечественных и зарубежных ученых. Вопросы
развития творческих возможностей и способностей личности освещены в работах Б.
Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, Л. С. Выготского, В. А. Моляко и др.; психологические
основы восприятия искусства раскрываются такими учеными, как К. А.
Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и др.;
методологические подходы развития творческой личности в условиях эстетической
деятельности описаны в трудах Н. Г Володько, П. Я. Гальперина, Е. Ю. Гариной,
С. В. Гиппиуса, В.  Л. Дранкова, Н. А
Коноплевой, Н. С. Лейтеса и др.
Зарубежный опыт творческого развития
личности представлен в исследованиях Ф. Зенасни, Т. Любарта,
С. Торджмана и др.

Особенности
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
проанализированы в трудах Л. С. Выготского, Е. Кравцовой,
Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной и др. Методические подходы
организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
даны в исследованиях В. Б. Косминской, И. А. Лыковой,
Г. С. Швайко и др. В работах Т. С. Акуненок,
Г. Н. Давыдовой, А. Н. Никитиной и др. раскрываются
особенности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском
саду. В диссертационных исследованиях Е. Б. Белой,
Н. А. Ворониной, М. В. Мацкевич и др. очерчены проблемы
художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительного искусства.

Изучение  точек  зрения
 исследователей  по  этой  проблеме  позволило
 определить  понятие
«творческое воображение»,  как
способности ребенка к необычному
комбинированию элементов действительности, созидание не имеющихся в реальности
аналогов, а также умение видеть и ставить проблемы; возможность рассматривать
предметы и явления в различных связях и отношениях, находить нетрадиционные
способы проблемных ситуаций.

Начало  развития творческого воображения  лежит  в
 
самом раннем  возрасте
 ребенка и зависит от создания
благоприятных
условий в разных видах деятельности и, в первую очередь, тех, которые по сути
своей основаны на этом психологическом процессе.

Показателями (параметрами)
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста выступают:

      
беглость – способность производить количество идей, возникающих в единицу
времени; интеллект; логика;

      
оригинальность – способность воспроизводить адекватные необычные, яркие
идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, общеизвестных; креативность;
инсайт;

      
гибкость – способность оригинально, креативно, неординарно подходить к
решению задач, вопросов, ситуаций; метаморфоза; степень свободы.

Основными
условиями развития творческого воображения детей старшего дошколного возраста
являются:

       Наличие
комфортной психологической обстановки с созданием положительного эмоционального
настроя.

       Обеспечение
максимальной свободы проявления фантазии ребенка.

       Разумное
подкрепление и поощрение любых проявлений самостоятельного и оригинального
мышления у ребенка.

       Систематический
контроль результатов творческой деятельности ребенка.

       Целостность
системы работа с детьми и своевременная педагогическая поддержка увлеченности
детей и их потребности в самоутверждении.

       Полноценное
эмоциональное общение детей со взрослыми, так как эмоция собирает впечатления,
мыли и образы.

       Использование
нетрадиционных методов работы с детьми

Изобразительная  деятельность
занимает важнейшее  место  в
 развитии  творческого
воображения  в  старшем
дошкольном  возрасте.
Творческое
воображение развивается в процессе изобразительной деятельности по ступеням:

      
Эмоциональное восприятие произведений искусства.

      
Исполнительство «ручная умелость» (техника рисования, аппликации и лепки).

      
Творчество – выбор замысла, нахождение выразительно-изобразительных
средств, воплощение замысла, оценка полученного результата.

В
результате такой деятельности у ребенка формируется
художественный образ как
художественно-образное начало развития творческого воображения.

Для
детей старшего дошкольного возраста при
проведении занятий по изобразительной деятельности важно соблюдение следующих
принципов:

         
принцип целенаправленности;

         
принцип систематичности и
последовательности;

         
принцип доступности;

         
принцип наглядности обучения;

         
принцип интегрированного подхода;

         
принцип воспитывающего и развивающего
обучения;

         
принцип адаптивности.

Нами
было проведено экспериментальное исследование возможностей изобразительной
деятельности в развитии художественного воображения детей старшего дошкольного
возраста в условиях образовательной организации.

Целью
экспериментального исследования
выявить и экспериментально исследовать особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях
детского сада.

Для
достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи
эмпирического исследования:

1. Оценить уровень развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста.

2. Произвести количественный и качественный анализ
полученных в ходе экспериментальной работы данных.

3. На базе проведенного анализа выявленных результатов
определить оптимальные методы и технологии организации изобразительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста.

4. Выбрать необходимый художественный материал и
разработать содержание педагогической работы с целью эффективного развития и
совершенствования творческого воображения детей.

Исследование проводилось
на базе МБДОУ «Ясли–сад «Журавушка» №14 с. Журавки, Кировского района. В
исследование вошли
20 детей
старшего дошкольного возраста (средний возраст по выборке – 6–7 лет), по 10
мальчиков и девочек соответственно.

Исследование
проводилось в 3 этапа.

1. Констатирующий этап состоял в
проведении диагностики уровня развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста.

2. Формирующий этап
включал в себя разработку и проведение цикла
развивающих упражнений с использованием
нетрадиционных
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1.        
Основные
подходы к развитию творческого воображения в отечественной и зарубежной
литературе

 

Воображение
является основой любой творческой деятельности. Оно играет огромную роль в
жизни человека. Благодаря воображению человек имеет возможность творить,
разумно планировать свою деятельность, а также управлять ею. Практически вся
человеческая духовная и материальная культура является продуктом творчества и
воображения людей. Воображение очень многогранно, оно выводит нас за пределы
нашего существования, также напоминает нам о прошлом и открывает будущее.

Воображение – это «способ овладения человеком сферой
возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер,
благодаря чему он выделился из «царства» животных»[1].
«Воображение
есть единственная способность разума» (Я.Э. Голосовкер)[2].
 

Воображение – это особая
форма человеческой психики, которая состоит отдельно от остальных психических
процессов, но на ряду с ними же занимает промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью[3].

Воображение, с точки
зрения М. Г. Ярошенко, – это способность человека представлять отсутствующий
или не существующий реально объект, который можно удерживать в памяти и
мысленно манипулировать им[4].

По мнению Я.Л. Коломенского
воображение – это «своеобразная форма отражения действительности, которая
заключается в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений»[5].

И. Кант считал, что воображение «выступает
как одна из многочисленных способностей души; как основа познания и осознания
мира», это «…есть способность созерцания без присутствия предмета; а
творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения
объекта, не данного ранее в опыте…»[6].

У Гилфорда понятие «воображение»
рассматривается как «дивергентное мышление», и его критериями оценки выступают гибкость (быстро «переключение» внимание
сознания с одного образа на необходимый), оригинальность
(проявление яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности), беглость (продуцирование большого числа
идей, образов), точность (детальное
воссоздание интересующего объекта)[7].

По мнению Д.С. Брунер –
процесс воображения «всегда протекает и будет протекать в неразрывной связи с
психическими процессами – памятью, а также мышлением. Ведь считается, что
воображение является основой наглядно-образного мышления, который позволяет
человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи, которые не требуют
непосредственного вмешательства практических действий»[8].

В работах Л.С. Выготского
отмечено: «образы воображения строятся из элементов, которые взяты из
действительности, а также из опыта человека»[9].

Кроме того, воображение
рассматривается и «как аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая
направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, которые
преобладают в человеке в данный момент времени»
[10] .

«Воображение,
считает  В.М. Козубовский, – это
психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта
(предмета, явления), которого не существует в реальной жизни[11]. Воображение опирается на
прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят корнями»
в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком[12].

Продуктом
воображения могут быть[13]:


образ конечного результата реальной предметной деятельности;


картина собственного поведения;


образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное
преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем».

Образы, воссозданные
воображением, не всегда соответствуют реальности, так как в них есть элементы фантазии
и вымысла (картины не соответствует действительности) и мечты (претворение,
преобразование действительности).
Сновидение, в данном
случае, — это пассивный вид воображения,
вызванный эмоциональным отношением к пережитому, а галлюцинация –
фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.

Сущность воображения Э.В.
Ильенков видит «в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе
отдельного намёка, тенденции строить целостный образ»[14]. «Отличительная его
особенность в своеобразном отлёте от действительности, когда на основе
отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто
реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования
внутреннего плана действий»[15].

В жизни человека
воображение выполняет ряд специфических функций:


целеполагание
— будущий результат деятельности создается
в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его
активность на получение желаемого;

предвосхищение (антиципация) —
моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода
взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта
и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении
будущее рождается из прошлого;

комбинирование и планирование — создание
образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого
опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности;

замещение действительности — человек
может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной
ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает
действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность
воображаемой;


проникновение во
внутренний мир другого человека
— на основе описания или
демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в
данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к
его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной
коммуникации[16].

Воображение развивается
вместе с человеком. Оно не дано нам изначально. Именно поэтому воображение
имеет свои особенности. Главная особенность воображения – это его преобразующий
характер. Ведь воображать – это и значит преображать и создавать что-то новое. Вторая
особенность – это ярко выраженная эмоциональность, как данного процесса, так и
самого его продукта. Третьей особенностью является целостность образа
воображения, так как оно связано с умением человека видеть целое раньше частей.

Таким образом, отличительной
чертой воображения является то, что оно характерно только для человека и
связано с деятельностью его организма, будучи в то же самое время самым
«психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает,
что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный
характер человеческой психики[17].

Существенными чертами
воображения выступают внезапность, безличность, метафизичность, обилие образов,
их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире
фантазий[18].

Выделим традиционные виды
воображения, которые представлены на рисунке 1.

 





[1]
Психологический словарь URL:http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=324

[2]
Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение Владос, 1995. – 496 с. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov1.htm

[3]
 Коршунова
Л.С. Воображение и его роль в познании. –
URL: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00068197_0.html

[4]
История
психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976

[5]Шинкарёва Н.А., Карманова А.В.
Сущность понятий «воображение», «Творческое воображение» в
психолого-педагогической литературе// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL
https://moluch.ru/archive/104/24137/

[6] Козубовский В. М. Общая психология:
познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. — 3-е изд. —
Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.

[7] Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.:
Знание, 1986. – 96 с.

[8]
 Немов Р. С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.