Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие связной речи у детей старшей группы в процессе театрализованной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8

1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 8

1.2. Средства речевого развития детей дошкольного возраста 18

1.3. Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста 26

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33

2.1. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 33

2.2. Диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 56

2.3. Анализ результатов работы 63

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие речи — один из важнейших вопро-сов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Родная речь, окру-жающая ребенка с рождения, является важным источником знаний, необходи-мых для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а также успешной со-циализации и адаптации в современном обществе. Центральной задачей рече-вого воспитания детей являются вопросы, связанные с процессом развития ре-чи. Речь — это высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и психического развития ребенка.

Среди многих важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является обучение род-ному языку, речевому общению, развитию речи. В соответствии с Федераль-ным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г. (Раздел 2.6 п. 1.2) включает ряд специальных за-дач: обогащение, закрепление и активизация словарного запаса, повышение звуковой культуры речи, построение диалогической и монологической речи, совершенствование грамматической точности речи, воспитание интереса к ли-тературному слову, подготовка к обучению грамоте.

Цель ФГОС дошкольного образования состоит в том, чтобы к концу обучения ребенок достаточно хорошо владел устной речью, умел выражать свои мысли и желания, использовал речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строил речевое высказывание в ситуации общения, определял звуки в словах, имел предпосылки для обучения грамоте.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, ком-муникативная функция речи и языка. По мнению выдающихся советских пси-хологов Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Ру-бинштейн, Ф.А. Сохин и др. [29], связная речь — высшая форма речемысли-тельной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого разви-тия ребенка.

Психологическая природа связной речи, особенности ее развития и меха-низмы у детей раскрываются в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В.Щерба).

Вовлечение детей в игровую деятельность поможет активизировать рече-вое развитие. На наш взгляд, именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети всту-пают в речевое общение и раскрываются.

По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательные задачи дошкольной образовательной органи-зации: развивать художественный вкус, творчество, воображение, память. Ре-бенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последователь-ность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарный запас, развивает речь, формирует внима-ние. Театр в детском саду учит малыша видеть прекрасное в жизни и людях, вызывает желание нести прекрасное и доброе в саму жизнь.

Кукольный театр — неисчерпаемый источник развития чувств, пережива-ний и эмоциональных открытий, который создает позитивный настрой, снимает стресс и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театр — это прежде всего «импровизация, оживление предметов с помощью звука».

Роль кукольного театра в развитии ребенка-дошкольника трудно пере-оценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребенком, если он «скован», эмоционально «застрял», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха и тревоги, и ребенок, особенно младший, быстрее идет на контакт с ней, чем со взрослым. Дети, которые избегают прикоснове-ний, скорее согласятся протянуть руку и поздороваться с куклой, чем с учите-лем. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым и смелым в непосредственном контакте с окружающим миром и людьми. Это позволяет дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, к новым учителям, образовательным программам, а зача-стую, и к новому коллективу детей.

Важно, что в кукольном театре ребенок говорит опосредованно, от имени куклы, находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять некий зажим перед зрителями. С помощью куклы ребенок учится жести-кулировать при разговоре.

Степень разработанности проблемы. Теоретический подход к проблеме развития речи дошкольников основывается на представлении о закономерно-стях их речевого развития, представленных в трудах Л.С. Выгoтского, А.А. Леoнтьева, Ф.А. Сoхина, Д.Б. Элькoнина, и др.

Вопросы методики развития речи представлены в работах педагогов-ученых М.М. Алексеевой, А.М. Бoродич, Е.М. Струнинoй, O.С. Ушакoвой, Б.И. Яшиной и д.р.

Основы методики развития речи дошкольников исследовали А.М. Леу-шина, Е.И. Тихеева и др. Проблему содержания и методов обучения моноло-гической речи в дошкольной образовательной организации разрабатывали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, О.С. Уша-кова и др.

Отечественная дошкольная педагогика представлена довольно широким кругом исследований по развитию речи. В работах В.Г. Казаковой, Т.С. Кома-ровой рассматривается теория и методика развития речи при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства; при ознакомлении с художе-ственной литературой и фольклором – О.В. Акуловой, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой; развитие речи при ознакомлении с природой изучали Н.Ф. Вино-градова, Е.Н. Водовозова, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева.

Объект исследования – процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – средства речевого развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать речевое развитие детей дошкольного возраста и на основе опытно-экспериментальной работы прове-рить эффективность развития речи детей дошкольного возраста посредством кукольного театра.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности речевого развития детей дошкольного возрас-та.

2. Рассмотреть средства речевого развития детей дошкольного воз-раста.

3. Проанализировать значение театрализованной деятельности в раз-витии речи детей дошкольного возраста.

4. Представить содержание работы по развитию речи детей дошколь-ного возраста посредством кукольного театра.

5. Провести диагностику речевого развития детей дошкольного воз-раста.

6. Проанализировать результаты работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение теоретических основ театрализованной деятельности и разработка содержания работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством кукольного театра помогут в развитии речи детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной, методической и педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, классификация, обобщение, качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение «Детский сад №23 «Калейдоскоп».

Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного воз-раста, которая поможет при разработке содержания по развитию речи детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ре-зультаты работы могут быть использованы в работе практикующих педагогов.

Объем и структура работы. Работа общим объемом 80 страниц состоит из 4 рисунков и 4 таблиц и имеет следующую структуру: введение, две главы с выводами, заключение, список использованных источников информации в ко-личестве 49 источников, приложения. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Мы выяснили особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординиро-ванного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически пра-вильно оформленной.

2. Важно отметить, что важнейшие средства развития речи – это театра-лизованная деятельность, драматизация, детская художественная литература и устное народное творчество, праздники и т.д. Эмоции детей являются своеоб-разным стимулом, влияющим на уровень усвоения родного языка. На вырази-тельность детской речи влияют чувство радости, состояние взволнованной приподнятости и ожидание необычного. Также, они обостряют детское воспри-ятие и усиливают запоминание материала. Рассматривание картины, предметов прикладного творчества всегда сопровождается у детей высказываниями, во-просами, желанием поделиться новыми впечатлениями.

3. Театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка и является уникальной возможностью раскры-тия его творческого потенциала. Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают словарный запас, получают понятие о литератур-ном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Театр от-крывает перед детьми звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.

4. Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью изучения эф-фективности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образова-тельное учреждение «Детский сад №23 «Калейдоскоп». В исследовании приня-ло участие 18 детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа включала несколько основных этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для достижения цели констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выбраны критерии и показатели развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось в виде индивиду-альной беседы с каждым ребенком (не более 15 минут).

По результатам диагностики выделяются три уровня развития связной речи. В целях комплексного исследования связной речи детей старшего до-школьного возраста мы использовали серию заданий, в которые включали ме-тодику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Диагностика связной речи старших дошкольников».

Высокий уровень развития связной речи у дошкольников составил – 6 %, средний уровень – 55 % и низкий уровень – 39 %.

На основе полученных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на улучшение качества развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Вторым этапом опытно-экспериментальной работы стал формирую-щий этап работы. Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной ра-боты – разработка и апробация работы по развитию связной речи детей стар-шего дошкольного возраста посредством кукольного театра.

6. Третьим этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап. Цель контрольного этапа опытно-экспериментальной работы – повторно выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и сделать анализ опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.

На контрольном этапе были использованы те же критерии, показатели и методики, как и на констатирующем этапе. Высокий уровень развития связной речи у дошкольников составил – 17 %, средний уровень – 72 % и низкий уро-вень – 11 %.

Итак, по результатам исследования можно отметить, что кукольный театр является эффективным средством формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Речь — это исторически сложившаяся форма общения между людьми при поддержке языковых систем, которая формируется на основе определенных правил. Речь изучается со всех сторон различными науками: психологией, психолингвистикой, физиологией, лингвистикой, семиотикой.

Письменная речь отличается от устной речи не только графическим изображением (с помощью письменных знаков), но и строгой последовательностью слов друг за другом. В письменной речи и пишущий, и читающий одновременно имеют в поле своего восприятия несколько слов. Кинетическая речь — единственный тип речи, выполняющий все речевые функции. Со временем этот тип речи утратил свою функцию и теперь используется как эмоционально-экспрессивный элемент речи — жесты.

Существует еще одно деление речи на два основных типа: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения и обмена информацией. Внутренняя речь связана в первую очередь с обеспечением процесса мышления.

Рассмотрев основные виды речи, нельзя не упомянуть о формах устной речи (рис. 1).

Речь в форме разговора является основным начальным типом устной речи. Такая речь называется разговорной, или диалогической. Ее ключевой характеристикой является активная поддержка речи собеседника и отсутствие необходимости в детальной экспрессии. Монологическая речь (монолог) — это речь, которую произносит один человек, а слушатели лишь воспринимают речь говорящего, но не принимают в ней непосредственного участия. И диалогическая, и монологическая речь делятся на два типа: активную и пассивную.

Трудности формирования речи и речевых oтношений в дошкольном возрасте выявляются в исследованиях Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сoхина, Н. Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы