Платная доработка на тему Развитие силовых качеств у гребцов-инвалидов (спортсменов с заболеванием опорно-двигательного аппарата) с применением гребного тренажера Concept 2
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ… 6
1.1. Характеристика лиц с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата 6
1.2. Содержание понятий «сила» и «силовые качества». 13
1.2. Занятия греблей как средство развития силовых качеств. 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ.. 21
2.1. Методы исследований. 21
2.1.1. Анализ научно-методической литературы. 21
2.1.2. Педагогическое тестирование. 22
2.1.3. Педагогический эксперимент. 23
2.1.4. Математико-статистическая обработка данных. 24
2.2. Организация исследований. 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ. 27
3.1. Методика применения
гребного тренажера Concept 2 в развитии силовых качеств у гребцов с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата. 27
3.2. Обсуждение влияния методики развития силовых качеств у гребцов-инвалидов
с применением гребного тренажера Concept 2. 30
ВЫВОДЫ… 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 40
ПРИЛОЖЕНИЕ. 45
Введение:
Актуальность. Гребной спорт – один из видов
спорта в Паралимпийских играх. Академическая гребля спорта лиц с нарушениями
опорно-двигательного аппарата впервые была включена в программу XIII летних Паралимпийских
игр в Пекине в 2008 году.
В
соответствии с функциональной классификацией в паралимпийском спорте в
паралимпийских соревнованиях по академической гребле участвуют, в том числе,
спортсмены с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В класс LTA
входят гребцы-инвалиды, у которых функционируют ноги, туловище и руки и которые
могут использовать подвижную банку (сиденье) для приведения лодки в движение.
Класс ТА включает гребцов, у которых функционирует верхняя часть тела, но
которые не способны использовать «подвижную банку» сиденье для приведения лодки
в движение ввиду значительно сниженных функций нижних конечностей. Класс А
включает гребцов с полной или максимальной дисфункцией туловища (т.е.
функционируют только плечи). Гребцы класса А могут прикладывать силу только с
помощью кистей и/или предплечий.
Академическая
гребля – это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует
около 95% мышц всего тела. При этом в академической гребле необходима большая
доля максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений и
выносливостью.
Следовательно, тренировочный процесс у гребцов с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата должен включать, прежде всего, упражнения на
развитие силы.
Методика
специальной силовой подготовки спортсменов отличается высокой научной
проработанностью. Однако для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не все
классические силовые упражнения и методы их применения подходят в силу
ограниченности их возможностей и противопоказаний. В связи с этим, возникает
актуальный вопрос поиска новых форм и методов развития силы с использованием
тренажера. Тренажеры выступают основными тренировочными средствами специальной
и силовой подготовки на суше. Использование тренажеров позволяет развивать
силовые показатели в движениях, максимально приближенных к движениям цикла
гребка, разучивать общую траекторию цикла гребка. В гребле они достаточно
апробированы и могут быть рекомендованы для практического применения.
Тренажер
Concept 2 обладает
широкими возможностями для развития силовых характеристик спортсменов, в том
числе и тех, кто имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому мы
рассмотрим развитие силовых качеств у гребцов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата именно на примере тренажера Concept 2.
Объект исследования
– процесс развития силовых качеств у спортсменов с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования
– методика применение гребного тренажера Concept 2 в развитии силовых качеств у
гребцов-инвалидов.
Гипотеза исследования
– предполагалось, что применение гребного тренажера Concept 2 в рамках
тренировочного процесса позволит повысить уровень развития силовых качеств у
спортсменов с заболеванием опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования
– исследовать влияние применения гребного тренажера Concept 2 на развитие
силовых качеств у гребцов-инвалидов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу
по проблеме исследования.
2. Разработать методику применения гребного тренажера Concept 2 для
развития силовых качеств у гребцов с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата.
3. Оценить влияние методики применения гребного тренажера Concept 2 на развитие
силовых качеств у гребцов-инвалидов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, выводов,
практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Характеристика лиц с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата В настоящее время при систематизации нарушений опорно-двигательного
аппарата, сопровождающихся изменениями в опорно-двигательном развитии, наиболее
часто учитывают время возникновения нарушения, а также характер поражения
центральной нервной системы или костно-мышечной системы. Анализ литературы показывает,
что большинство авторов (Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко,
О.Г. Приходько и др.) выделяют три основные группы двигательных
расстройств:
— нарушения опорно-двигательного аппарата, вызванные
органическим поражением различных отделов центральной нервной системы;
— врожденная патология опорно-двигательного аппарата,
возникновение которой связано с воздействием неблагоприятных факторов, в том
числе и наследственного характера в период внутриутробного развития;
— приобретенные заболевания и повреждения
опорно-двигательного аппарата, обусловленные воспалительными процессами,
травматическими повреждениями и т.д. [9, с. 46].
Следует отметить, что нарушения функций ОДА не всегда
является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при строгом лечении,
реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние пациента может, как
не ухудшаться, но даже улучшаться.
Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом
диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом –
минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные,
имеют различную степень выраженности, поэтому может отмечаться целая гамма
различных сочетаний.
Двигательные нарушения у пациентов с нарушением функций ОДА
имеют всевозможную степень выраженности.
Рассмотрим классификацию уровней выраженности нарушений
функций ОДА по степени сложности, предложенную Л.М. Шипицыной и И.И. Мамайчук [40, с. 157].
Тяжелая. Пациенты не овладевают манипулятивной деятельностью
и навыками ходьбы. Они не могут себя обслуживать.
Средняя. Пациенты овладевают ходьбой, но передвигаются с
помощью ортопедических приспособлений (канадских палочек, костылей и т.п.)
Навыки самообслуживания у них сформированы не полностью из-за нарушения
манипулятивной функции.
Легкая. Пациенты ходят самостоятельно. Они могут себя
обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Тем не
менее, у больных могут отмечаться неправильные патологические позы и положения,
нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Имеются
недостатки мелкой моторики, снижена мышечная сила [40, с. 159].
При легком и среднем уровне поражения (более 70%) пациенты
могут посещать коррекционно-образовательные учреждения. Наиболее тяжелые
больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
К рассматриваемым группам могут быть отнесены пациенты с
церебральным параличом, с последствиями полиомиелита, аномалиями развития
позвоночника и конечностей, заболеваниями позвоночника и суставов, в том числе
имеющими системный характер, и т.д.
Уровень опорно-двигательного развития таких пациентов
различен. Одни пациенты полностью лишены возможности передвигаться, требуют
постоянного ухода и внимания. Другие овладевают двигательными навыками,
позволяющими добиться частичной независимости от окружающих, например, ходят с
костылями. Третьи могут себя обслуживать и их двигательные нарушения
проявляются не столько в прямохождении, сколько в тех видах деятельности,
которые требуют целенаправленного, произвольного контроля над их моторной
составляющей. Однако все пациенты нуждаются в комплексной реабилитационной
помощи, включающей медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие, массаж,
лечебную физкультуру, а порой хирургическое и ортопедическое лечение. Поэтому
они преимущественно воспитываются и обучаются в образовательных учреждениях
компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для
лечебно-восстановительной работы [22,
с. 143].
Среди страдающих нарушениями ОДА есть такая категория, чье
опорно-двигательное развитие характеризуется незрелостью, запаздыванием
овладения количественной и качественной сторонами произвольной двигательной
активности. Это пациенты с функциональными, незначительными по степени
выраженности недостатками функций опорно-двигательного развития, а именно: быстроты; силы; координированности; ритмичности;
одновременности движений; общей двигательной активности; диспропорциональности
развития отдельных мышечных групп; нарушений мелкой моторики; мимической и
артикуляционной моторики [5,
с. 98].
В зависимости от преимущественного характера проявлений
среди этих отклонений в опорно-двигательном развитии условно можно выделить
несколько групп.
1) Отклонения в моторном развитии могут быть вызваны
несовершенством физических предпосылок: состояния опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Несовершенство костно-мышечной системы оказывает
существенное влияние на весь ход физического и моторного развития. Среди таких
нарушений наиболее часто встречаются: позднее
окостенение скелета; несформированность физиологических изгибов позвоночника и
пяточно-пальцевого переката стопы; изменения мышечного тонуса [16, с. 45].
В результате их проявлений у страдающих нарушениями ОДА
возникают дефекты осанки, сколиозы, плоскостопие. Они могут несколько отставать
по срокам овладения основными движениями от своих сверстников, их двигательные
навыки несовершенны. Они ходят и бегают с измененным положением туловища. Его
наклон в ту или иную сторону приводит к изменению центра тяжести и формированию
приспособительных поз (например, сутулости). Они с трудом прыгают, приземляясь
на выпрямленные ноги. Страдают скоростно-силовые качества: движения медленные,
пациенты не успевают за сверстниками, постоянно оказываются в положении
проигравших. Можно отметить различия в объеме движений, доступном разным
крупным и мелким мышечным группам. Изменения мышечного тонуса преимущественно
влияют на качественную характеристику двигательных функций. Пациенты не
способны переносить длительное мышечное напряжение, быстро утомляются.
При неблагополучном состоянии сердечно-сосудистой и
дыхательной систем у пациентов наблюдается снижение двигательной активности,
что в дальнейшем способно вызвать гипокинезию и оказать неблагоприятное влияние
на качественную сторону движений. Особенно пострадают те двигательные навыки и
физические качества, которые требуют высокого уровня адаптационных возможностей
организма, т.е. предполагают сильную загруженность сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. В этом случае подростки с трудом будут выполнять упражнения,
предполагающие значительные изменения положения тела, будут значительно
отставать от них в моторном развитии по таким показателям, как быстрота,
выносливость, сила, ловкость. В целом у них быстрее наступает утомление,
сопровождающееся одышкой, жалобами на плохое самочувствие, отказом от
выполнения упражнений [31,
с. 96].
2) Нарушения двигательной активности проявляются либо в виде
повышенной (гипер-), либо в виде пониженной (гипо-) ее интенсивности.
Пациенты с большой подвижностью всегда особенно заметны. Они
отличаются неуравновешенным поведением. Из-за чрезмерной подвижности они не
успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего отмечается малая
степень осознанности движений. Предпочитают такие вида движений, как бег,
прыжки. Избегают движений, требующих точности, сдержанности. Их движения
быстры, резки, плохо координированы.
Пациенты с малой подвижностью обычно вялы, пассивны, быстро
устают. Они стараются избегать активных действий. Движения отличаются и по
качеству: неопределенны, медлительны, нечетки [11, с. 122].
3) Недоразвитие произвольных движений.
Процесс развития произвольности движений обеспечивает
своевременное и последовательное появление всех основных двигательных навыков.
Если овладение произвольностью проходит нормально, страдающие нарушениями ОДА
овладевает всеми видами движений в соответствии с возрастными показателями. В
других случаях отмечаются отклонения от временных показателей в развитии той
или иной моторной функции, которые иногда могут носить индивидуальный характер
и не считаться нарушениями.
Наиболее часто выделяют такое состояние в двигательном
развитии, как «моторная незрелость». В этом случае отмечается некоторая
задержка в овладении основными движениями, страдает их качественная сторона.
Производимые пациентами движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый
характер. Вместе с тем имеет место общая медлительность и неуклюжесть,
отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные,
мелкие движения, требующие ловкости и координации, не удаются. Особенно
страдают целенаправленные движения в мышцах органов артикуляции, мелкой
моторики, что приводит к нарушениям речи, предметно-манипулятивной деятельности [27, с. 176].
4) Несовершенство развития активности отдельных мышечных
групп: общей, мелкой и артикуляционной моторики.
При анализе отдельных этапов моторного развития может быть
обнаружена дифференциация в уровне развития активности разных мышечных групп.
Одни страдающие нарушениями ОДА показывают большую динамику в развитии общей
моторики, другие – в раз витии более мелких мышечных групп, что оказывает
влияние на эффективность того вида деятельности, обязательной составной частью
которого является данный двигательный компонент.