Платная доработка на тему Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………………… 9
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста …………………. 9
1.2 Значение изобразительной деятельности в сенсорном воспитании ……. 21
1.3 Педагогические условия развития сенсорных представлений у детей
раннего возраста посредством изобразительной деятельности ……………….. 26
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………………. 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………… 48
2.1 Диагностика начального уровня сенсорных представлений детей
раннего возраста ……………………………………………………………………………………. 48
2.2 Педагогическая работа по развитию сенсорных представлений детей
раннего возраста посредством изобразительной деятельности ……………….. 53
2.3 Итоговая диагностика сенсорных представлений детей раннего возраста
……………………………………………………………………………………………………………… 68
Выводы по главе 2…………………………………………………………………………………. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ…
Введение:
Актуальность исследования. Каждый возрастной отрезок имеет сферу
психического развития, формирование которой в этот период
характеризуется наибольшим темпом. Так, ранний возраст как никакой
другой период жизни сензитивен в отношении развития сенсорных
представлений. Поэтому актуальность изучения средств развития сенсорных
представлений у детей раннего возраста во многом обусловлена
восприимчивостью данного возрастного этапа в сенсорном отношении.
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия
предметов и явлений. Мышление, воображение, память – все другие формы
познания – развиваются на базе образов восприятия, выступая, таким
образом, результатом их переработки. В связи с этим, справедливо полагать,
что полноценное умственное развитие индивида детерминировано его
способностью к восприятию, т.е. уровнем развития сенсорных
представлений.
Успешность нравственного, эстетического воспитания также в
значительной степени зависит от уровня развития сенсорных представлений
у детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающий мир. Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость,
точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных
процессов, обеспечивающих отражение действительности. Развитие
сенсорных представлений – сложный процесс, который включает такие
основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных
обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение развития сенсорных представлений в раннем возрасте,
охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить.
4
Психологические новообразования, которые складываются в этот период,
влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот
возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов
чувств, накопления представлений.
Развитие сенсорных представлений малышей происходит под влиянием
различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет
характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с
предметами. Развитие сенсорных представлений в определенной мере
направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако
стихийно этот процесс происходит с малой эффективностью и не
обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем
сенсорных эталонов и обследовательских действий. В связи с этим
определением условий эффективного развития сенсорных представлений у
детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги –
практики.
Изучением специфики развития сенсорных представлений у детей в
раннем возрасте занимались выдающиеся специалисты, как отечественной,
так и зарубежной науки. Прежде всего, о важной роли своевременного и
качественного развития сен6сорных представлений у детей раннего возраста,
необходимости создания среды, совершенствующей зрение, слух и осязание
ребенка, писали в своих работах О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева,
Ф. Фребель и др.
Разнообразные аспекты совершенствования сенсорной сферы детей в
раннем детстве были рассмотрены Ш.А. Абдуллаевой, В.Н. Аванесовой,
Н.М. Аксариной, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, С.Л. Новоселовой,
Э.Г. Пилюгиной, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, А.М. Фонаревым и др.
Несмотря на значительное число тематических исследований, на
практике по-прежнему нередко выявляется недостаточный уровень развития
5
сенсорных представлений у детей раннего возраста. Это можно объяснить
недостаточной методической разработанностью данного процесса, что
актуализирует последующую его разработку.
Развитию сенсорных представлений в раннем возрасте может
способствовать целый ряд направлений работы, однако, в рамках данного
исследования было сосредоточено внимание на средствах изобразительной
деятельности. Изобразительная деятельность доступна и интересна детям
раннего возраста. Имея конкретный результат в виде рисунка или поделки,
изобразительная деятельность способна мотивировать детей к занятиям.
Использование разнообразных цветов, материалов и форм – один из лучших
способов сформировать сенсорные представления у детей раннего возраста.
Проблема исследования заключается в противоречии: с одной стороны
вопросам развития сенсорных представлений детей раннего возраста
посвящено множество исследований, велика роль изобразительной
деятельности в этом процессе, с другой, не конкретизированы
педагогические условия развития сенсорных представлений детей раннего
возраста средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития сенсорных представлений
детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития сенсорных
представлений детей раннего возраста посредством изобразительной
деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и подтвердить
эффективность педагогических условий, направленных на развитие
сенсорных представлений детей раннего возраста посредством
изобразительной деятельности.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось
достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически
обосновать и подтвердить эффективность педагогических условий,
направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- были рассмотрены особенности сенсорного развития детей раннего
возраста;
- было выявлено значение изобразительной деятельности в сенсорном
воспитании;
- были теоретически обоснованы педагогические условия сенсорного
развития детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности;
- была проведена опытная работа по сенсорному развитию детей
раннего возраста средствами изобразительной деятельности.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезу исследования о том, что педагогическими
условиями, обеспечивающими успешное развитие сенсорных представлений
у детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности, станут
следующие:
- использование возможностей игровых приемов в развитии сенсорных
представлений у воспитанников посредством изобразительной деятельности;
- обеспечение предметно-развивающей среды в группе дошкольной
образовательной организации, стимулирующей интерес детей к
изобразительной деятельности с целью развития сенсорных представлений у
детей раннего возраста;
76
- создание на базе дошкольной образовательной организации
творческой мастерской по изобразительной деятельности для воспитанников,
ориентированной на развитие сенсорных представлений у детей раннего
возраста;
- обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной
организацией и родителями воспитанников по направлению развития
сенсорных представлений у детей в изобразительной деятельности.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а
гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Период дошкольного детства является временем интенсивного
сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во
внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и
времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все
более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства
поверхности и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, к числу которой отнесены учебно-методические пособия,
монографии, диссертационные исследования, публикации в реферируемых
журналах, позволил прийти к мысли о том, что проблемой сенсорного
развития детей раннего возраста занималось большое количество ученых. В
этой связи содержательное наполнение понятия «сенсорное развитие» не
имеет однозначного определения. Так, например, известный советский и
российский психолог Л.А. Венгер[8] предлагает следующее определение:
сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Ученый-методолог В.И. Логинова [27] вкладывала в искомое понятие
следующее значение: сенсорное развитие – это формирование разнообразных
систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов.
10
Я.Л. Коломинский [26], чей наиболее известный научный труд
посвящен вопросам психического развития детей, полагает, что сенсорное
развитие связано с формированием новых, ранее не существовавших
сенсорных процессов. В пособии для педагогов, составленном
Л.А. Метиевой [35], предложена иная формулировка: сенсорное развитие –
это формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о
предметах, объектах окружающего мира. Можно отметить, что, несмотря на
разницу подходов, определения авторов имеют определенное сходство,
поскольку сенсорное развитие представлено как освоение определенных
эталонов представлений о внешних свойствах предметов, осуществляемое
под руководством педагога.