Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста средствами загадки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы исследования проблемы развития речевого творчества детей
дошкольного возраста средствами загадки. 7

1.1. Понятие
речевого творчества и особенности его развития у детей дошкольного возраста с
учетом требований ФГОС дошкольного образования. 7

1.2 Влияние
загадки на процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста. 15

1.3 Методика
использования загадок с целью развития речевого творчества детей дошкольного
возраста. 19

Выводы по
главе 1. 24

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей
дошкольного возраста с помощью загадок. 25

2.1.
Выявление уровня развития речевого творчества детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе. 25

2.2 Система
работы педагога по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста
средствами загадок на формирующем этапе. 33

Выводы по
главе 2. 39

Заключение. 40

Список
литературы.. 42

Приложение 1. 48

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Одной из значимых целей современного
дошкольного образования выступает формирование у дошкольника полноценной
речевой деятельности как средства коммуникации и необходимого элемента
мыслительной деятельности. Развитие речи необходимо активно развивать в
дошкольном возрасте по той причине, что именно этот период является сензитивным
для формирования данной стороны психики. Однако недостаточная речевая
активность, скудная речевая среда, чрезмерное увлечение гаджетами и виртуальной
реальностью приводят к тому, что развитие речевой деятельности ребенка
страдает. Ребенок не испытывает необходимости отвечать телефону или телевизору,
соответственно, его речь становится бедной, скудной, односложной. В том числе
страдает формирование творческого компонента речевой активности: способность
ребенка самостоятельному речевому творчеству, умение пользоваться образными
средствами речи, самостоятельно составлять творческие рассказы, описания и т.д.,
что вызывает тревогу у педагогов и психологов.

Задачи
развития творческой активности детей представлены в различных областях
образовательной деятельности, выделенных ФГОС ДО. Развитие творческого
воображения ребенка, умения конструировать и воплощать свой творческий замысел
в определенных продуктах деятельности является одной из задач области
«Художественно-эстетическое развитие». Способность проявлять творчество в
организации исследовательской деятельности, умение видеть проблему и творчески
подходить к ее решению является одной из задач области «Познавательное
развитие». Непосредственно развитие речевое творчество рассматривается как одна
из задач области «Речевое развитие», умение использовать различные формы речи в
коммуникации – это задача области «Социально-коммуникативное развитие». Анализ
задач ФГОС ДО позволяет говорить о том, что развитие творчества, в том числе
речевого, дошкольников является значимой задаче деятельности дошкольного
образовательного учреждения.

Проблема
формирования речевого творчества нашла отражение в трудах известных психологов
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца
и педагогов О.С. Ушаковой, Л.И. Айдаровой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш, Е.В.
Савушкиной, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др. Их исследования показали, что
дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного
педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в
собственном высказывании такие выразительные средства, как сравнение,
олицетворение, метафора, эпитеты и с их помощью ярко, точно и убедительно
выражать свои мысли и чувства. Было уточнено понятие речевого творчества,
установлены формы его реализации, возрастные этапы, факторы, условия и средства
развития, предлагаются технологии, методы и приемы развития.

Эффективным
средством развития речевого творчества в старшем дошкольном возрасте является
загадка. В истории педагогики загадки рекомендовали К.Д.
Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова. В современной педагогике в
составе исследователей загадок можно назвать Ю.Г. Илларионову, О.Н.Сомкову,
М.Ю. Новицкую, А.А. Нестеренко, О.И. Киселеву и др. Факторами эффективности
загадки как средства развития речевого творчества дошкольников следует считать
ее образность, богатство образных речевых средств, используемых в загадке, ее
игровой характер, соответствующий особенностям развития дошкольника.

В
результате анализа источников и практики нами выявлено противоречие между значимостью
развития речевого творчества в дошкольном возрасте и недостаточным использованием
воспитателями развивающего потенциала загадок в данном направлении деятельности.
Отсюда следует проблема исследования:
выявить, какова роль загадок в процессе развития речевого творчества детей
дошкольного возраста.

Цель исследования:
теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность
развития речевого творчества детей дошкольного возраста средствами загадок.

Объект исследования:
процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:
педагогические условия развития речевого творчества детей дошкольного возраста
средствами загадки.

Гипотеза исследования:
мы предположили, что процесс развития речевого творчества детей дошкольного
возраста будет эффективным при следующих условиях:


при активном использовании загадок в разных формах образовательного процесса (ООД,
режимных моментах, совместной с педагогом и свободной деятельности детей);


при интеграции творческих заданий с методами ознакомления с загадками;


при обогащении предметно-развивающей среды для работы с загадками.

Задачи исследования:

1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;

2.
Охарактеризовать понятие «речевое творчество» детей и особенности его развития
в дошкольном детстве;

3.
Выявить роль загадок в процессе развития речевого творчества детей дошкольного
возраста;

4.
Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию речевого творчества
детей средствами загадок;

5.
Оценить результативность работы и сделать выводы.

Методы исследования:


теоретические: методы изучения, анализа, синтеза и обобщения
психолого-педагогической литературы по теме;


эмпирические: диагностические методы (метод наблюдения, опросные методы —
беседы, тестирование), педагогический эксперимент, метод
качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод
математической обработки полученных данных. –

База эксперимента: МБДОУ
ДСКВ № 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области, с количеством детей 21
ребенок, возраст 4-5 лет, средней группы.

Практическая значимость
исследования: разработка схемы развития речевого
творчества дошкольников средствами загадки, описание алгоритма процесса
обучения детей старшего дошкольного возраста умению составления загадок;
составление картотеки дидактических игр на составление детьми старшего
дошкольного возраста загадок.

Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы
и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой одно из
наиболее значимых направлений работы педагога ДОУ. При этом одной из важных
задач, которые решаются в данной области, выступает формирование речевого
творчества детей. Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей
по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений
искусства, побуждающих использование детьми разнообразных выразительных
языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации. Достижение
творческого уровня речевой деятельности позволяет ребенку свободно использовать
все формы речевой деятельности как средства коммуникации и общения. Развитие
речевого творчества дошкольников помогает решать ряд важных задач: освоение
родного языка, осмысление окружающей действительности, приобщение к искусству,
обогащение жизненного опыта, развитие общения. В связи с этим возникает
необходимость поиска эффективных методов и средств развития речевого творчества
детей.

Дошкольный
возраст представляет собой сензитивный период для формирования всех компонентов
речевой деятельности, в том числе речевого творчества. Эффективным средством
для решения данной задачи выступает загадка. Интерес детей дошкольного возраста
к загадкам основан на ее образном характере и игровой направленности
деятельности по отгадыванию и составлению загадок. Работа с загадками основана
на воображении детей. Особенное внимание необходимо сосредоточить на
обеспечении педагогических условий и средств развития речевого творчества.
Загадка как педагогическое средство развития речевого творчества обладает
высокой эффективностью в силу действия ряда факторов: он содействует развитию
мыслительных процессов, активного словаря, интереса ребенка к внешнему миру
предметов и явлений, проста в использовании, ее возможно совмещать в разных
формах и видах педагогической деятельности.

Чтобы
правильно использовать загадку, необходимо создать особую предметно-развивающую
среду, обеспечить эффективную коммуникативную среду между ребенком, педагогом,
родителями и другими детьми. Изучение методик работы с загадкой в условиях
детского сада позволило выявить возможность использования их элементов в
процессе образовательной деятельности по развитию детского речевого творчества.
Для передачи определенного содержания в загадке применяются различные средства
выразительности: метафоры, эпитеты, различные описания и сравнения и т.д.
Загадки связаны с народным фольклором. Разгадывание и составление загадок
формирует у детей интерес к слову, способность воспринимать слово как живой
образный объект, что обуславливает эффективность деятельности по развитию
речевого творчества.

Эмпирическое
исследование подтвердило низкий уровень развития речевого творчества старших
дошкольников. Данный аспект развит у них недостаточно: дети не могут применять
в речи все многообразие слов русского языка, у них отмечается достаточно бедный
словарный запас, дети не используют в речи распространенные предложения,
эпитеты, создаваемые ими сюжеты неинтересны, нет творческой идеи, создаваемые
рассказы очень короткие и т.д.

На
этапе формирующего эксперимента нами был опробован алгоритм формирования у
детей старшего дошкольного возраста умения составлять загадки. Данное умение
предполагает формирование у детей умения подбирать такие словесные
выразительные средства, которые максимально точно описывают сущностные
характеристики загаданного объекта. При выборе загадок следует учитывать ряд
факторов: тема загадки должна быть знакома ребенку, у него должен быть
сформирован определенный запас знаний по данной теме и представление о
конкретном объекте.

Систематическое и
регулярное включение работы над загадками в работу по речевому развитию
дошкольников позволяет эффективно развивать у них речевое творчество.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы исследования проблемы развития речевого творчества детей дошкольного
возраста средствами загадки

1.1. Понятие речевого
творчества и особенности его развития у детей дошкольного возраста с учетом
требований ФГОС дошкольного образования Речевое
творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных
высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, побуждающих
использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих
впечатления ребенка от художественной информации. Это развитие способа общения,
и в процессе общения ребенок осваивает звуковой состав слова, определенные
модели предложений. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен инициативно
принимать участие в беседе, отвечать на вопросы развернуто, дополнять и
поправлять ответы других детей, вставлять уместные реплики, формулировать
вопросы.

Развитие
речевого творчества определено в качестве содержательного направления
образовательной области «Речевое развитие» федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Следует отметить, что
значимый акцент на речевом творчестве является характерным для современной
дошкольной педагогики, традиционно данное направление рассматривалось прежде
всего в рамках словотворчества и развития связной речи детей. В исследовании А. Абсалямовой под речевым
творчеством дошкольника понимается речевая деятельность ребенка, связанная с
восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней
интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), c созданием нового
словесного образа (объекта, сюжета) [1].

М.М.
Алексеева, Б.И. Яшина среди методических принципов развития речи и обучения
родному языку выделяют:


принцип формирования элементарного осознания явлений языка, в основе которого
лежат имитация, подражание взрослым, неосознанное обобщение явлений языка, что
позволяет ребенку создавать новые высказывания;


принцип обогащения мотивации речевой деятельности, в основе которого лежат
естественные потребности ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в
признании и поддержке; в процессе обучения педагог создает положительную мотивацию
для действий ребенка, организует ситуации, вызывающие потребность в общении
путем использования приемов, стимулирующих речевую активность и способствующие
развитию творческих речевых умений [2].

Большинство
психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования
речевого творчества у детей, доказывают, что творческая речевая деятельность
успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте в условиях специального
обучения и во многом зависит от уровня языковой способности ребенка [2].
Старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого
творчества, в частности в области сочинения собственных сказок, они способны
придумывать оригинальные сказки в устной форме, владея элементарными
(доступными) для их возраста и понимания приемами сочинения. С точки зрения
исследователей, базой для освоения речевого творчества дошкольников выступают
психолингвистические, психологические, психофизиологические особенности
развития ребенка.

С
точки зрения исследователей, базой для освоения речевого творчества
дошкольников выступают психолингвистические, психологические,
психофизиологические особенности развития ребенка. Дошкольные образовательные
организации являются социальным институтом, призванным раскрыть
индивидуальность каждого ребенка, поэтому педагоги должны приспосабливать к
нему способы и условия обучения, а не наоборот. Данная позиция отражается в
понятии адаптивного образовательного процесса. Согласно закону Российской
Федерации «Об образовании» адаптивность выступает как принцип государственной
политики в области образования, означающий приспособление системы образования к
уровню подготовки и особенностям развития воспитанников. В связи с этим
возникает необходимость реализации адаптивной образовательной деятельности по формированию
речевого творчества детей 6–7 лет с учетом особенностей их развития, а
личностно ориентированный и компетентностный подходы к ее реализации
предполагают соблюдение ряда требований к образовательной деятельности в
детском саду.

Так,
психолингвистической основой речевого творчества является речевая активность,
уровень развития языковой способности и освоения ребенком родного языка.
Изучению речевой активности дошкольников посвящен ряд исследований Л. С.
Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, М. И. Лисиной, О. С. Ушаковой, А.
А. Павловой, С. Н. Цейтлин, В. Ф. Сибиряковой, М. Р. Львова и других. Так, М.
Р. Львов определяет речевую активность как «разнообразную, инициативную,
постоянную (без существенных перерывов) практику речи». В качестве компонентов
речевой активности, которые доступны детям дошкольного возраста, М. Р. Львов
выделил: быстроту речевых реакций в диалоге; выбор игр, увлечений, связанных с
речью; быстроту и точность выбора слов, фразеологии, а также элементов
содержания речи – фактов, лиц, сюжетов и пр.; быстроту и правильность
развертывания синтаксических конструкций, текста, композиции рассказа; активную
критическую реакцию на поступок или высказывание других лиц [3].

Очевидно,
что развитие речевой активности детей будет способствовать формированию
творческой речевой деятельности старших дошкольников. Помимо
психолингвистического аспекта исследователи выделяют психологические основания
для освоения речевого творчества детьми. Как известно, речь, являясь одной из
высших психических функций, тесно связана с другими когнитивными
(познавательными) психическими процессами: восприятием, вниманием и памятью,
мышлением и воображением, т. е. с теми процессами, во взаимосвязи с которыми
она развивается. В то же время все эти процессы не просто влияют на порождение
и развитие самой речи, содействуют и сопутствуют ей, но являются органическими
речевыми составляющими. Так, в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б.
М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской,
Л. М. Гурович, А. Е. Шибицкой, О. С. Ушаковой и других ученых исследуются
особенности восприятия произведений искусства и художественной литературы и
подчеркивается их стимулирующее влияние на творческие проявления ребенка
старшего дошкольного возраста. Кроме того, творческие способности связаны с
воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства
решения творческих задач, придумать сказку или историю. С точки зрения О. М.
Дьяченко и Т. В. Лаврентьевой, способность подчинить свое воображение
определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану определяет
возможность детей старшего дошкольного возраста создавать свои первые
законченные произведения, в частности сказки [4].

Развитие
речевого творчества включает: словотворчество; творческое рассказывание
(рассказывание по воображению (придумывание рассказа о предмете (игрушке),
придумывание рассказа по картине, придумывание рассказа на предложенный сюжет);
сочинение рассказов, сказок, загадок; поэтическое творчество; интерпретация
произведения (смысловая, образная, интонационная, двигательная).

Требования
к методическому сопровождению образовательной деятельности по формированию
речевого творчества старших дошкольников предполагают:


использование взаимодополняющих методик и технологий обучения детей сочинению
собственных оригинальных сказок; развития речевой активности и освоения детьми
родного языка, восприятия сказки как литературного жанра и эмоциональной
отзывчивости на сказку, творческого мышления и воображения детей в понимании и
самостоятельном сочинении сказок;


использование здоровьесберегающих технологий, т. е. средств двигательной
направленности (пальчиковая гимнастика, подвижные игры), которые развивают
высшие психические функции, в том числе и речь детей;


использование кинезиологических технологий, направленных на развитие функций
правого и левого полушарий, межполушарного взаимодействия.

Требования
к условиям организации образовательной деятельности по формированию речевого
творчества старших дошкольников включают: требования к психолого-педагогическим
условиям и развивающей предметно-пространственной среде.
Психолого-педагогические условия предполагают реализацию субъект-субъектного
взаимодействия участников образовательной деятельности: – уважение взрослых к
человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; – построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития; – поддержка взрослыми положительного,
доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с
другом в разных видах деятельности; – поддержка инициативы и самостоятельности
детей в специфических для них видах деятельности; – возможность выбора детьми
материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения [1];
– партнерское взаимодействие в диадах «педагог – родитель» и «педагог –
педагог». Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной [1].

Словотворчество
обеспечивает активное обогащение словаря дошкольников, освоение грамматического
строя речи и характерно для детей от двух до пяти лет. Новые слова строятся
ребенком по законам языка на основе подражания формам, которые они получают от
взрослых. К.И. Чуковский отмечает сильное чутье языка у детей двух-трех лет,
что позволяет им создавать слова как уже существующие в языке, но не известные
ребенку, так и не существующие в языке [5]. М.М. Алексеева, Б.И. Яшина под
творческим рассказыванием понимают деятельность, результатом которой является
придумывание детьми рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями,
логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. В зависимости
от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание,
авторы выделяют рассказы по восприятию (носит описательный характер и подводит
ребенка к рассуждениям), по памяти (рассказывание из опыта, о пережитом,
воспринятом ранее), по воображению (творческие рассказы на основе воображения и
представлений) [2].

Сочинение
сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании собственной сказки
с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения,
победа добра над злом) [1]. Поэтическое творчество выражается в создании
произведений в стихотворной форме. Источником развития поэтического творчества
является детский фольклор. Оно способствует углублению знания родного языка,
развитию слухового внимания, смекалки, находчивости, быстроты мышления и
чувства юмора [1]. Интерпретация произведения представляет собой определение
авторского видения и познания действительности и предполагает создание
идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации. Творческий характер
интерпретации обусловлен тем, что познание художественного произведения не
ограничено, а его интерпретация зависит от жизненного опыта и опыта восприятия
текста.

Возрастом,
в котором развитие речевого творчества осуществляется наиболее продуктивно,
является старший дошкольный возраст. Это связано с накопленным жизненным опытом
и знаниями об окружающем мире, овладением сложными формами связной речи,
словарем. Условием эффективности развития речевого творчества дошкольников
выступает восприятие произведений искусства, прежде всего художественной
литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм
(пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и
художественной формы. Это требует от педагогов и родителей включения в развивающую
предметно-пространственную среду разнообразных произведений искусства,
организации наблюдений, специально организованной деятельности по освоению
умений образного видения окружающего.

Уже
в раннем возрасте, сенситивном для речевого развития, а также в дошкольном
возрасте ребёнок с удовольствием занимается словотворчеством. Слова родного
языка для него – не только способ общения, но и возможность играть,
фантазировать, радоваться миру. Игровая деятельность детей совместно с
педагогом и восприятие шедевров народной и классической литературы, интеграция
видов искусств как средства воспитания и стимулирования творчества при этом
обязательны.

Воспитательная
роль таких занятий с детьми огромна. Развивая в себе дар образного
высказывания, старший дошкольник и особенно младший школьник способны уже
отражать посредством творчества ведущие ментальные ценности – а значит, и
формировать в их русле свой характер. Педагог создаёт для ребёнка целостную и
ценностную картину мира, наполненную национальными ценностями – уважением семьи
и семейных начал, отечественных культурных традиций, ценностью жизни,
материнства, отцовства, целомудрия и др., а ребёнок не только усваивает эти
ценности на уровне чувств и мышления, но и деятельно воссоздаёт в оригинальном
варианте на уровне заинтересованного творчества.

Психологи
выделяют, что в речевом творчестве четко прослеживается тесная связь речевого и
умственного воспитания детей. Дошкольники учатся мыслить, говорить, также и
совершенствует речь, учатся мыслить, у них улучшается и монологическая речь:
дети осваивают различные типы связных высказываний (описание, повествование,
отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без. Способность к
речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей
имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно хорошо развиты активная
сторона речи, образное мышление и творческое воображение. Усиленное техническое
развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество
понемногу теряет свое значение. Люди меньше разговаривают друг с другом,
заменяют естественное межличностное общение, общением с помощью технических
средств. Впрочем, эти умения непостоянны у большей части детей. Зачастую у них
появляются трудности в отборе фактов для своих рассказов, в логической
последовательности их расположения, в построении структуры высказываний, в их
языковом оформлении. На развитие различных качеств мышления благоприятное
влияние оказывает речевое творчество. Кроме того, рассказ ребенка помогает
определить его словарный запас, умение строить фразы, композиционно оформлять
содержание. У детей вырабатывается умение слушать устные рассказы, понимать их,
после — пересказывать. Речевое творчество является одним из первых видов
деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе; оно является
универсальной условием развития личности в период дошкольного детства. В
процессе разнопланового общения в игровой деятельности ребенок познает
природный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности
и разнообразия; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой
образ "Я"; усваивает и создает культурные ценности, выступает при
этом активным субъектом взаимодействия. Ребенок дошкольного возраста активно
усваивает речь, поскольку это обусловливают его потребности узнать, рассказать,
повлиять на себя и на других. Овладевая языком в процессе общения со взрослыми,
ребенок получает не только средство эффективного общения с окружающими, но и
средство успешного управления собственным поведением. С помощью речи ребенок
может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а
также сопоставить содержание и цели деятельности.

Таким
образом, развитие речевого творчества дошкольников помогает решать ряд важных
задач: освоение родного языка, осмысление окружающей действительности,
приобщение к искусству, обогащение жизненного опыта, развитие общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы