Платная доработка на тему Развитие познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 5
1.1. Общая характеристика познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения 5
1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 14
1.3. Виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Система работы по формированию познавательного интересаучащихся на уроках русского языка с помощью наглядных средств 38
2.1. Анализ наглядного материала учебников по русскому языку и электронных приложений к ним и определение его возможностей в развитии познавательного интереса младших школьников 38
2.2. Методические рекомендации по использованию наглядных средств с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка 44
2.3. Цели, содержание и результаты практической работы по развитию познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка 53
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение 75
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 79
Приложение Г 80
Приложение Д 82
Введение:
Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса школьников, его формированию и развитию. Например, в своих работах анализируются уровни и проявления формирования интереса у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского [1], [2].Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно полно, формирование устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать нас.
Развитие познавательного интереса мотивирует ребенка на учебную деятельность. Познавательный интерес и любознательность постепенно перерастают в глубокую потребность в знаниях и в их практическом применении. Также у ребенка появляется потребность в творческом освоении учебного материала.
Курс русского языка достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению русскому языку педагогу необходимо использовать на уроках дополнительные занимательные материалы. Современное общество особое внимание отводит наглядным элементам в образовательном процессе.
Одним из подтвержденных фактов в области психологии является наличие у учащихся начальной школы развитого мышления, в частности это касается наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Исходя из этого, процесс обучения в начальной школе должен опираться именно на наглядные средства обучения. Положительное свойство наглядности заключается в отображении свойств предметов, их динамики. Несомненно, использование наглядности в обучении способствует повышению эффективности процесса обучения в целом, повышает познавательную активность, оказывает помощь педагогам.
Во многих школьных учебниках по русскому языку наглядность представлена весьма скудно, а того, что имеется, не всегда достаточно для проведения полноценного урока. Не хватает методических рекомендаций по использованию наглядности при изучении материала по русскому языку, в то время как они являются необходимым компонентом при подготовке к уроку.
Таким образом, тема моего исследования является актуальной и требует более тщательного изучения.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: каковы возможности использования наглядных средств на уроках русского языка с целью развития познавательного интереса учащихся?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность развития познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования – наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Гипотеза исследования. Я предполагаю, что применение наглядных средств на уроках русского языка будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету, если:
использовать различные виды наглядного материала, включая электронные приложения;
следовать правилам применения и методическим рекомендациям по использованию наглядных средств.
Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:
дать общую характеристику познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
раскрыть особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте;
рассмотреть виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения;
провести анализ наглядного материала учебников по русскому языку и электронных приложений к ним и определение его возможностей в развитии познавательного интереса младших школьников;
разработать методические рекомендации по использованию наглядных средств с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
реализовать цели, содержание и результаты практической работы по развитию познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, освещающий состояние изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы учителями начальных классов на уроках изучения русского языка.
В соответствии с задачами исследования разработана структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Наглядность обучения – это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником получения объективных научных знаний, развития речи и самостоятельного понимания материала.
В процессе восприятия объекта наряду с восприятием участвуют память и мышление. Образ объекта, который воспринимается является наглядным только тогда, когда ребенок анализирует объект, сопоставляет его с уже приобретенным опытом. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня развития его познавательных способностей, знаний, степени наглядности начальных образов восприятия.
Принцип наглядности выходит из самого процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися учебного материала. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, участвует в развитии абстрактного мышления, во многих случаях является его основой.
Формирование у школьников навыков устной и письменной речи — тяжелая и многогранная задача, стоящая перед учителем. Главное в методике урока обучения грамоты заключается в использовании таких наглядных дидактических средств, на основе слуховых, зрительных и моторных (связанные с движением пишущей руки) ощущений которые вызвали бы у школьников яркие слуховые и зрительные впечатления.
Итак, мы пришли к выводу, что ценным методом стимулирования интереса к обучению является метод использования различных наглядных средств. Можно с уверенностью сказать, что наглядные средства – это великая сила, которая позволяет учить и учиться не только на уровне сознания, но и на уровне чувств.
Практическая работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Участниками практической работы стали учащиеся 2-го класса в количестве 18 человек. В связи с определением уровня развития познавательных интересов у средних школьников использовалась методика А.А. Горчинской. Была использована еще одна методика, автором которой является Г.И. Щукина. Ее целью является определение непосредственно уровня познавательного интереса обучающихся.
После подведения результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что после прохождения программы с использованием средств наглядности уровень сформированности познавательного интереса повысился. Использование наглядных средств при обучении русскому языку повышает уровень развития познавательного интереса у школьников в начальной школе.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате практической работы, можно прийти к выводу, что уровень развития познавательного интереса у обучающихся 2 «А» класса стал выше, что позволяет говорить о подтверждении гипотезы исследования о том, что применение наглядных средств на уроках русского языка будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету, если:
использовать различные виды наглядного материала, включая электронные приложения;
следовать правилам применения и методическим рекомендациям по использованию наглядных средств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Общая характеристика познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения
Проблему развития интереса учащихся в процессе образования рассматривали многие ученые, педагоги и психологи. У каждого учащегося существуют свои интересы, которые важно принимать во внимание в процессе обучения и развивать их.
Действительно анализ литературы доказывает, что интерес лежит в основе многих исследований, и среди психологов, среди педагогов. Среди известных авторов-педагогов проблему развития интереса у учащихся рассматривали многие авторы: В.В. Давыдов, Ю.К. Бабанский [1], [2]. С.Л. Рубинштейн изучал познавательные интересы детей и рассматривал их направленность в образовательном процессе [3]. Т.Л. Блинова изучала проблему активизации познавательного интереса у детей в процессе обучения [4]. Также к числу известных педагогов изучавших «интерес» относится Л.С. Выготский [5].
Рассмотрим как понятие «интереса» изучали различные авторы.
Определение понятию интерес дает В.И. Даль в тексте своего словаря. В соответствии с ним – это не психологическое понятие [6, c.346]. В качестве одного из толкований можно отметить – значение некоторой выгоды, прибыли.
В соответствии с мнением Л.С. Выготского интерес воспринимался как влияние «на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности» [5, c.234].
В трудах В.А. Сухомлинсого отмечается, что интересом можно назвать некоторое сенсорное благосостояние, которое опирается на осуществление познавательной деятельности, а также может характеризоваться мотивацией этой деятельности [7].
Н.Г. Морозова дает определение интересу. Рассматривает его как деятельную чувственную и познавательную взаимосвязь между социумом и всем миром [8]. С позиции Г.И. Щукиной рассматривается непосредственно познавательный интерес. Он является избранной целеустремленностью индивидуума, которая направлена непосредственно на процесс обучения [9].
Чуть позднее М.В. Матюхина раскрывает это понятие как фактическую причину действия человека, которая может чувствоваться людьми в качестве особенно важной [10]. В соответствии с М.В. Матюхиной интерес раскрывает эмоциональное положительное отношение к рассматриваемому объекту и его свойствам.
Ф.К. Савина изучала «интерес» и сделала вывод, что это системное качество человека, указывая на его продуктивные параметры. К таким параметрам можно отнести личностно-социальную взаимосвязь, субъектная ориентированность, осмысленность, сознательность, разумность, активность, в соответствии с эмоциональной окраской [11].
С.П. Рубенштейн утверждал, что интерес можно считать избирательно направленным свойством. В соответствии с ним люди направляют свое внимание и мысли [3].
В соответствии с рисунком А.1 в приложении А можно отметить факторы проявлений познавательной заинтересованности у человека. Проанализируем свойства интереса, по мнению Г.И. Щукиной [9]:
— именно интерес направляет личность к объектам и явлениям, происходящим в окружающей действительности;
— именно интерес направляет личность стремиться быть занятым в конкретной сфере, конкретном роде деятельности, что будет приносить чувства удовлетворенности и удовольствие;
— именно интерес является особенно мощным побудителем к проявлению активности, именно в соответствии с ней человек принимает участие в увлекательной и плодотворной работе;
— именно интерес выступает ориентиром для человека в стремлении к окружающим его вещам.
Современный социологический словарь также раскрывает понятие интерес. Так, интерес с латыни interest значит обладать ценностью. Он определяется в качестве направленности конкретного субъекта на объекты, которые имеют для него значение, основанные на удовлетворении нужд, выгод. У С.Л. Рубинштейна было определенное мнение по поводу интереса. Он считал, что это понятие заключается в характере двусторонних отношений [3].
М.А. Родионов принимал участие в рассмотрении понятия интерес. С его позиции это понятие можно рассматривать как непосредственно социальное явление. Так им отмечается, что он является целостностью выражения, проявлений индивидуальной сущности субъектов, выражений объективной действительности, совокупности материальных и духовных человеческих ценностей в сознаниях субъекта [12]. Фактически, «ход преобразований объективно интересной информации в субъективно значимую, и является ключевым в становлении учащегося в образовательном процессе».
О.Б. Епишева также изучала понятие «познавательный интерес». С ее точки зрения, это понятие принимается как форма проявления познавательных потребностей, которая оказывает содействие личностному направлению к осознанию намерений деятельности, а также наиболее полной ориентации, более значимому знакомству с фактами и, в качестве последствия, успешности образовательного процесса [13].
В процессе открытия сущности познавательных интересов, Т.Л. Блинова утверждает, что, во-первых, это понятие характеризует стойкие личностные желания в отношении целенаправленной активности с познавательной спецификой [4].
В процессе проведенного анализа перечисленных авторских подходов к определению понятия «интерес» определим его специфику и параметры:
возникновение селективной, целенаправленной необходимости в процессе обучения;
воздействие, оказываемое на свободу выбора целей и методов функционирования;
субъектная ориентированность на значимый объект;
интересы отличаются двусторонними отношениями;
личностная ориентированность на познавательный процесс обладает избирательным характером;
деятельное сенсорно-познавательное личностное отношение к окружающей действительности.
Эти характеристики позволяют представить данное определение термина «познавательный интерес». Данный термин может обозначать некоторые избирательные личностные импульсы, ориентированные на осознание, сенсорно-волевую информационную направленность, целый ход познания и формирования личностного интеллекта.
Г.И. Щукина отмечает важность интереса непосредственном к знанию. Особенно это указывается в учебном процессе. Данный автор отмечает, что интерес можно назвать именно качеством, которое присуще исследователю, и, находясь в постоянном становлении, он превращается в своего рода основу для позитивного отношения к обучению [9].
Итак, можно отметить, что психологическая и педагогическая концепция интереса отражает многие существенные процессы. Так, к примеру, можно выделить отдельные процессы, такие как внимательность, и их комплекс, это тенденции, нужды и взаимоотношения.
Далее заметим, что личность озадачивается некоторыми вопросами, в процессе интереса к чему-либо. Между тем это может означать, что интерес обеспечивает процесс непрерывного исследования, искания ответа на поставленный вопрос. Данная деятельность реализуется с ощущением эмоционального оживления, чувством удовлетворенности собственной успешности.
В приложении А на рисунке 1 дана схема «Обстоятельства проявления познавательных интересов и их творческого проявления».
Г.И. Щукиной были определены параметры и специфика самого термина «интерес». Они могут состоять в [9]:
во взаимной связи с личностной необходимостью в знании;
первыми признаками присутствия личностных познавательных интересов являются проявления в раннем детстве;
заинтересованность в познании охватывает несколько составляющих (объективные и субъективные);
есть прямая взаимная связь с позитивным отношением к предметам, который данные познавательные интересы и повлек за собой.
Помимо этих особенностей, интерес к знаниям характеризуется волевой направленностью. Она направлена непосредственно на образовательный процесс и его результаты и является существенной мотивацией для обучающихся, так как дает им возможность привнести чувственный опыт в обучение, побуждает обучающихся к самостоятельности. Благодаря этому образовательный процесс становится более продуктивным и творческим, что, безусловно, сказывается на закреплении интереса.
Открытие новых знаний, преодоление возникающих трудностей, несомненно, вызывает гордость, успех, чувство удовлетворения собственными амбициями, то есть создает необходимый эмоциональный фон для интереса. Учащиеся одного класса могут иметь разную степень познавательного интереса и характер его проявления. Это связано с разным личным опытом обучающихся и индивидуальным путем развития.
В соответствии с работами Г.И. Щукиной можно отметить, что познавательный интерес может относиться к одному из четырех уровней:
первый уровень-это любопытство. Интерес имеет открытый, прямой характер. Любопытство обучающегося только усиливается развлечением определенной дисциплины. У обучающихся еще нет никакого стремления к знаниям. На стадии любознательности ученик может быть удовлетворен только ориентацией, которая связана с развлечением определенного предмета или ситуации.
второй уровень-это чувство любознательности. Этот уровень характеризуется наличием у обучающихся догадок, процессом поиска, использованием уже приобретенных знаний и умений. Для него характерно стремление расширить границы «видимого». Обучающиеся самостоятельно занимаются деятельностью, а когда возникают трудности, они учатся сами находить причины таких действий. Наличие любознательности у обучающихся важно для них как личности. В соответствии с работами С. И. Кудинова эта черта рассматривается как основа, которая, несомненно, гарантирует постоянное стремление обучающегося к изучению неизвестного [14]. Так, другие авторы отмечают, что любопытство — это диффузное понятие, которое не фокусируется на определенных объектах и видах деятельности [15]. Некоторые отмечают, что существуют отличительные черты, характеризующие любознательность как форму деятельности [16]. Таким образом, она обеспечивает успех в интеллектуальной деятельности, является связующим звеном между рефлексом и активностью, а также гарантирует наименьшее напряжение и усталость. Наличие определенных противоречий в деятельности обучающихся приводит к поиску возможных решений и как следствие гарантирует развитие любознательности;
третий уровень-это познавательный интерес. Она представляет интерес школьников к установлению причинно-следственных связей, к определению логики законов, к формированию новых правил. Обучающийся озабочен определенным вопросом или проблемой при наличии познавательного интереса, он находится в непрерывном последовательном движении, что способствует открытию новых знаний. Благодаря познавательному интересу учащиеся получают наиболее глубокие знания о явлениях и предметах, активно ищут решения тех или иных интеллектуальных трудностей, а также проявляется усилие воли органов чувств.
четвертый уровень-это теоретический интерес. Этот уровень связан с практическим использованием определенных знаний и наиболее важен для старшеклассников, обладающих достаточными теоретическими знаниями. Этот уровень характеризуется активным воздействием индивида на окружающую среду. Особое значение имеет мировоззрение обучающегося и его вера в науку. Обучающийся раскрывается как субъект, субъект и непосредственно как личность в процессе проявления теоретического интереса, что также раскрывает познавательное начало каждого обучающегося [9].
Итак, эти уровни характеризуют процесс развития познавательного интереса и способствуют своевременному осознанию влияния той или иной дисциплины на личность.
Интерес, который обучающиеся могут проявлять к той или иной деятельности, может быть недолговечным, он проявляется под влиянием различных аспектов обучения (например, близость к преподавателю, развлечение, хорошая реакция, повышение собственного престижа) и может не приносить никакой пользы личности обучающегося.
Между тем, с помощью такого временного интереса обучающихся и целенаправленной деятельности преподавателей появляется возможность формирования любознательности, повышения интереса к поисково-исследовательской работе, побуждения обучающихся к чтению литературы.
Познавательный интерес является одной из составляющих учебной мотивации, которая обеспечивается деятельностным подходом, определенной организацией учебного процесса, содержанием предмета, активными методами и средствами обучения. Познавательный интерес положительно влияет на характер познавательной деятельности и ее результаты. Средства, направленные на формирование познавательного интереса у школьников, оказывают большое влияние на успешное приобретение знаний и умений в процессе обучения.
Метод эффективного формирования познавательных интересов обучающихся имеет ряд этапов [17]:
обучение обучающихся, которое обеспечивает определенный запас знаний и умений, языковых когнитивных средств, необходимых для воспитания интересов обучающихся;
формирование положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности, что является необходимым условием формирования познавательного интереса;
организация творческой деятельности, пробуждающей познавательные потребности обучающихся и ее активизацию в процессе самостоятельной работы с целью дальнейшего развития познавательных интересов;
систематическая поисковая деятельность педагога, использование соответствующих форм и методов обучения и воспитания с целью развития у учащихся устойчивого познавательного интереса.
Для школьников предметом познавательного интереса являются новые знания о мире и явлениях в нем. Именно дети охотно обращаются к природе, с удовольствием изучают все то, что реально, а не прозрачно, их привлекает любое существующее явление. Именно поэтому, необходимо тщательно подбирать средства обучения.
Чтобы повысить познавательную активность, педагог должен определить свои собственные методы, стимулирующие познавательные интересы детей.
Г.И. Щукина установила несколько групп стимулов для развития познавательных интересов:
I. Стимул познавательных интересов через содержание учебного материала. Вы можете использовать следующие приемы:
новизна содержания;
обновление уже освоенных знаний;
культурно-исторический аспект познания;
насущная практическая потребность в знаниях для жизни человека;
демонстрация современных научных достижений.
II. Стимул познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся. Здесь вы можете выделить следующие моменты:
разнообразие форм самостоятельной работы, так как их изменчивость активизирует познавательную деятельность обучающихся;
наличие проблемы, которая должна содержать неожиданность, трудности, поиск путей их решения, что также стимулирует активность и самостоятельность учащихся;
творческие работы, активизирующие эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы обучающихся;
практические работы, которые формируют деятельность через применение знаний.
III. Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками образовательного процесса, которые в дружеских, доверительных отношениях способствуют развитию активности. Давайте перечислим особенности этих отношений:
эмоциональный тон деятельности обучающихся;
интеллектуальное отношение школьников со стороны учителя;
общая страсть к деятельности;
высокая эмоциональность в обсуждениях;
деловой, энергичный стиль в классе;
эмоциональность учителя;
педагогический оптимизм, доверие к познавательным способностям обучающихся;
взаимная поддержка и поощрение[9].
Итак, согласно представленному анализу литературы, интерес-это чувственно-оценочное отношение человека к процессу собственной деятельности. Именно познавательный интерес является эффективным воспитательным инструментом, а также важным воспитательным мотивом. Процесс развития интереса к знаниям обычно проходит через несколько уровней. Принимаются следующие уровни его развития: первый – чувство любопытства, второй-любознательность, третий -познавательный интерес, четвертый -теоретический интерес. Для успешного и эффективного процесса обучения преподаватели должны стремиться развивать познавательный интерес учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, познавательный интерес усиливает влияние учителя на учащихся, кроме того, именно интерес активизирует поисковую и исследовательскую деятельность школьников и выступает в качестве особого компонента образовательного процесса.