Платная доработка на тему Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, в процессе конструирования из природного материала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе конструирования из природного материала 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого–педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения 13
1.3. Особенности процесса конструирования из природного материала как средства развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II Опытно-экспериментальная деятельность по развитию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе конструирования из природного материала 27
2.1. Выявление исходного уровня познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения 27
2.2. Организация занятий по конструированию из природного материала для развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения 35
2.3. Анализ результатов исследования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. 44
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………..………………………………………..57
Введение:
Актуальность исследования продиктована, тем, что важность и своевременность вопроса развития познавательного интереса в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Современная система дошкольного образования направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий в познании окружающего мира. В соответствии с этим необходимо акцентировать внимание на том, какую степень самостоятельности проявляет дошкольник при овладении знаниями, умениями и навыками, как часто обращается к собственному опыту, использует рациональные способы достижения цели, как относится к решению познавательных и практических задач. Самостоятельность как базовое качество личности дошкольника проявляется в способности действовать независимо от помощи и руководства со стороны взрослого, проявлять элементарную критичность и самокритичность, доводить любое дело до конца. Актуальным в этой связи становится необходимость формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Однако ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение). Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить детей, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.
При том, что требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников, воспитывающихся в условиях инклюзии, понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Процесс конструирования выступает важной деятельностью, которая оказывает благоприятное влияние на развитие детей дошкольного возраста, поскольку такой вид продуктивной детской деятельности позволяет развивать восприятие и образное мышление, воображение и творческие способности ребенка. Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазию и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.
Подходы к решению проблем вопросам развития познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.Н.
Заключение:
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным. Он позволяет выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения.
Известно, что источником познавательного интереса является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательный интерес является природным проявлением ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими, параметрами об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий).
Дошкольники с нарушением зрения наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер. Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с нарушением зрения выступает степень соответствия общего темпа развития ребенка с нарушением зрения с темпом развития нормально видящих сверстников.
Проведя исследование, мы пришли к выводам, что
— деятельность по конструированию с природным материалом помогает удовлетворить естественную любознательность дошкольников, развивает познавательную активность, наблюдательность,
— конструирование с природным материалом способствует всестороннему развитию ребенка: формируется система знаний о природе, экологии, социальных явлениях, взаимосвязи между явлениями и объектами,
— совершенствуются исследовательские навыки и экологически целесообразное поведение, положительное отношение к природе.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ «Черлакский детский сад№9». Выборку составили 20 детей, в возрасте 4–5 лет.
На основании исследований современных педагогов, а также М.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич мы подобрали необходимые методики по анализу уровня сформированности познавательного интереса у дошкольников среднего возраста.
Анализ данных исследований позволил на констатирующем этапе выявить уровень развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, он показал, что: в группе большинство детей имеют низкий уровень развития познавательных интересов, любознательности и практически не проявляют познавательной активности, поэтому необходима была организация и проведение специальной работы по их развитию.
На формирующем этапе исследования нами был разработан план работы, на основе использования конструирования из природного материала в процессе формирования познавательных интересов. Были разработаны конспекты занятий по конструированию из природного материала, которые способствовали развитию
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I Теоретические основы развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе конструирования из природного материала
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого–педагогической литературе
В дошкольном возрасте, который выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в дошкольном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в образовательной деятельности [12].
Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может несколько превышать сведения, которые имеются в методических пособиях. Однако знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу по их преобразованию в логичную и полную картину мира [14].
Необходимо отметить, что понятие интереса имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является избирательной направленностью индивида, определяет его внимание, мысли и предпочтения [32].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением индивида к окружающей действительности