Платная доработка на тему «Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников в дидактической игре»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические
аспекты формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного
возраста. 4
1.1 Общая характеристика мышления. 4
1.2.
Особенности наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Дидактическая игра как средство развития
словесно-логического мышления старших дошкольников. 12
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
влияния дидактической игры на развитие наглядно-образного мышления у старших
дошкольников. 17
2.1. Диагностика уровня нагляно-образного
мышления у старших дошкольников. 17
2.2.Проведение серии дидактических игр на
развитие нагляно-образного мышления у старших дошкольников. 25
2.3. Определение эффективности дидактических игр
на развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Приложение. 35
Введение:
Изучение умственного развития
в детском возрасте имеет прочные традиции как в зарубежной, так и в
отечественной психологии. Проблемами интеллекта и его диагностики на
теоретическом и экспериментальном уровнях занимались такие выдающиеся ученые,
как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. Н.
Поддьяков и другие [5; 54].
Классик отечественной
психологии С. Л. Рубинштейн определил понятие мышления, как познавательный
процесс, который расширяет границы нашего познания. По его мнению важная задача
мышления предполагает выявление связей и отношений, которые существуют между предметами
и явлениями и находятся за пределами воспринимаемой реальности [6; 82].
В начале дошкольного возраста
мышление ребенка вплетено в его игровую и практическую деятельность.
Существенное влияние на развитие мышления у детей оказывают такие виды детской
деятельности, как игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
изобразительная, конструирование (развивает пространственное мышление).
А. А. Люблинская показала, что
у детей впервые возникают представления о связях и отношениях между предметами
и явлениями при преодолении затруднений, связанных с выполнением практического
действия. Безусловно возникающие представления оказывают существенное влияние
на решение ребенком практической задачи, что придает устремленность на поиск
правильного решения и определенную направленность процессам мышления [1;
219]. Мышление ребенка трех лет
является наглядно-действенным. Он решает задачу путем непосредственного
действия с предметом. Ребенок может справиться с простым заданием по
конструированию, по образцу взрослого, осуществить постройку из нескольких
деталей разного цвета и формы. К концу старшего дошкольного возраста мышление
ребенка начинает меняться. Ребенок может выполнить задание не только
практически, но и умственно, опираясь на образные представления, а не на
действие. Мышление становится наглядно-образным. Ребенок этого возраста может
соорудить постройку по схеме, а не по образцу взрослого.
Таким образом, тема актуальна,
поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра.
Посредством взаимодействия с предметами в процессе игры, дети не только
расширяют свое миропонимание, но и развивают мышление. Ребенок мыслит, используя
различные образы и слова, которые сформировались у него на основе предыдущего
опыта. В дошкольном возрасте возможности детей усиливаются, что в первую
очередь проявляется в детских играх [8, с. 126].
Объект исследования: мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию мышления будут способствовать
дидактические игры.
Цель исследования: изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме
исследования: мышление у детей 5-6 лет;
2. Подобрать методики для изучения мышления детей старшего
дошкольного возраста;
3. Выявить особенности мышления детей 5-6 лет;
4. Охарактеризовать
особенности дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Можно сделать вывод, что
развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста играет немаловажную
роль в познании окружающего мира, формирование его оказывает большое значение
на всестороннее развитие личности.
Мышление детей данного
возраста является целенаправленным. Мыслительные операции такие, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция и классификация есть средства самого
мыслительного процесса, начинающегося с осознания ребенком проблемной ситуации.
Дети старшего дошкольного
возраста сравнивают предметы по форме, цвету и величине, анализируют полученные
данные и устанавливают сходства и различия. Знакомство ребенка со свойствами и
качествами предмета или явления способствует развитию обобщения. Обобщение
помогает ребенку раскрывать существенные признаки предмета. Благодаря
обобщению, развитию речи, расширению знаний об окружающей действительности и
умению находить существенные признаки предмета или явления у детей формируется
умение классифицировать предметы.
Таким образом, в результате
формирования мыслительной деятельности ребенком усваиваются следующие
мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,
классификация. Это и есть основные компоненты мышления, которые взаимосвязаны
между собой.
Дошкольный возраст – это
основной период, когда происходит развитие основных знаний, умений и навыков,
формирование личности ребенка и интеллекта. Развитие мышления является важным
психическим новообразованием, с помощью которого ребенок познает как самого
себя, так и окружающий мир.
В старшем дошкольном возрасте
у детей формируется наглядно-образное мышление, его возникновению способствует
развитие речи. Развитие познавательных процессов (память, внимание,
воображение) помогает ребенку использовать образы, а не действия с реальными предметами.
На формирование наглядно – образного мышления оказывают существенное значение
наблюдение в природе, различные экскурсии, продуктивные виды деятельности,
такие как лепка, рисование, конструирование из бумаги и бросового материала.
Такая деятельность с детьми
данного возраста способствует развитию образных форм мышления и становление
следующих качеств личности: активности, инициативности, целеустремленности,
умению планировать свою деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного
возраста
1.1
Общая характеристика мышления С давних пор мышление
привлекает внимание психологов, которые стремятся познать механизмы его
возникновения и функционирования. На протяжении долгого времени мышление
рассматривали в широком смысле, позже это понятие сузилось и стало
рассматриваться как способность решать задачи.
Исследование мышления как
познавательного процесса нашло отражение в трудах Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, А. В. Брушлинского, Л. М. Веккера и других. По мнению психологов,
мышление отчетливо отражается в процессе решения проблемной ситуации и определяется
как обобщенное отражение действительности. Проблемная ситуация служит пусковым
механизмом включения активного мыслительного процесса. Работа мыслительной деятельности начинается с
возникающих вопросов и умения увидеть проблему, найти пути ее решения. Мышление
человека формируется в процессе его познавательной деятельности [11, с. 67].
В психологии традиционно
выделяют такие особенности мыслительного процесса, как обобщенность,
опосредованность и отражение существенных связей и отношений между предметами и
явлениями. Перечисленные характеристики на уровне мышления подчинены друг
другу. Важный признак мышления – обобщенное познание действительности. Опыт
человека не всегда может дать нам достаточно материала для обобщения. Обобщая,
мы познаем сущность предмета или явления. Посредством мышления мы познаем общие
признаки, закономерности и связи между предметами и явлениями. Исходя из этого
можно сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей
[13, 82].
Способность мыслить отражена в самом названии