Специальная психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития на занятиях по формированию элементарных математических
представлений. 6

1.1
Характеристика мышления как психологического понятия. 6

1.2
Особенности мышления у детей с ЗПР. 13

1.3
Характеристика формирования элементарных математических представлений  18

Глава 2. Экспериментальная
работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития на занятиях по формированию элементарных математических
представлений. 26

2.1
Первичная диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. 26

2.2 План
занятий по формированию элементарных математических представлений  34

2.3
Результаты контрольного этапа. 46

Заключение. 50

Список использованных
источников. 52

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. ФГОС ДО и АООП ДО детей с ЗПР обеспечивает
формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на
основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации, а также
элементами теоретического мышления.

Мышление – это высшая психическая функция, процесс отражения
и познания существенных связей и отношений предметов, явлений объективного
мира. В  процессе онтогенеза выделяют три
основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое [23].

Как правило, у детей ведущим видом мышления к 7-летнему
возрасту становится словесно-логическое мышление. Данный вид мышления
осуществляется путем логической связи конкретных предметов, объектов, процессов
и явлений с языкового контекста [6].

Дети с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту
не переходят на уровень словесно-логического мышления, остаются на предыдущем
уровне, то есть на уровне сформированности наглядно-образного мышления [9].

Проблема развития мышления у детей с задержкой психического
развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей
актуальности и в настоящее время. Особенности развития наглядно-образного
мышления у детей с задержкой психического развития изучали: В. А. Ковшиков [8],
А.А. Люблинская [9], И. Ф. Марковская [10], М. С. Певзнер 18],  О.А.Шагреева, Е.В.Родина, Н.А. Стародубова [23].

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и
объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного
содержания представлений с окружающей действительностью [12]. Безусловно, от
уровня сформированности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР зависит успешность освоения основной образовательной программы
начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в
частности [16].

Одним из методов развития мышления детей с ЗПР может
выступать формирование элементарных математических представлений. Математические
представления – это элементарные знания о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития
у обучающихся с ЗПР житейских и научных понятий [4]. Для умственного развития
обучающихся существенное значение имеет приобретение ими математических
представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий,
столь необходимых для познания окружающего мира. Фактор, делающий данную
проблему актуальной, связан с тем, что дошкольников с ЗПР это разнообразная
категория, которая включает в себя обучающихся с различной степенью тяжести [15].

Объект исследования
– процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования
– методы и приемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Цель исследования
– на основе анализа теоритических и эмперических данных разработать программу
развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития на занятиях по формированию элементарных математических
представлений.

В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:

1. Дать характеристику мышления как
психологического понятия.

2. Рассмотреть особенности мышления у детей с ЗПР.

3. Дать характеристику формирования элементарных
математических представлений.

4. Провести первичную диагностику мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

5. Составить план занятий по формированию
элементарных математических представлений и апробировать его.

Методы и методики
исследования. Теоретические методы:
абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция,
моделирование. Эмпирические методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за
испытуемыми, психолого-педагогический эксперимент. Методики исследования:
«Цветные матрицы Равена» Д. Равена и Л. Пенроуза [22], «Нелепицы» Р.С. Немова
[14], «Исключение четвертого лишнего» Р.С. Немова [14], «Чего не хватает на
рисунках» А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой [7].

Базой исследования является МБДОУ №77 «Бусинка» г.
Сургут.

Структура курсовой
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретико-эмпирическое изучение развития мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по
формированию элементарных математических представлений позволило сделать
следующие выводы:

1. Мышление — это обобщенное и косвенное отражение
естественных и существенных взаимосвязей реальности. Это обобщенная ориентация
на конкретные ситуации действительности. Сущность человеческого мышления
заключается в создании универсальных отношений, в понимании сущности
конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, а также в
обобщении свойств однородной группы явлений. Мышление развивается на протяжении
всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом этапе возраста
мышление имеет свои особенности.

2. У детей с ЗПР наблюдается задержка мыслительных
процессов, соответственно у этих детей также наблюдается неполноценность речи.
Итак, умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, развиваются и улучшаются по мере того, как вы учитесь говорит

3. Выборка испытуемых составляет 10 человек, в состав
которой вошли дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
1 девочка и 9 мальчиков. Осуществив диагностическую процедуру, можно сделать
вывод, что у 40 % от общего числа выборки испытуемых, в полном объёме не
сформировано мышление. Очевидно, это указывает на необходимость
коррекционно-развивающей работы специального психолога, направленной на
совершенствование мышления у детей данной возрастной категории с задержкой
психического развития.

4. На основании полученных в ходе констатирующего
эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент.
Он был направлен на проверку результативности работы по развитию мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе решения формирования
математических представлений. Этот этап предполагал непосредственную
плодотворную работу с детьми. В ходе работы постепенно усложнялись умения
детей. Сначала ребенок закреплял умения выявлять отдельные качества предметов,
абстрагировать их от других, сопоставлять, обобщать и закреплять в сознании по
этим качествам разные предметы. Затем ребенок овладевал умениями выявлять,
абстрагировать и закреплять в объектах одновременно несколько качеств,
сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия каких либо
качеств.

5. В ходе проведения промежуточного мониторинга результатов
были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе психолого-
педагогического эксперимента, кроме методики «Цветные матрицы Равена», а также,
соблюдая те же условия проведения диагностики. На основе полученных результатов
промежуточного мониторинга прослеживается незначительная положительная
динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной
коррекционно-развивающей программы, вероятнее всего, прослеживаться более
точно.

Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на
занятиях по формированию элементарных математических представлений

1.1. Характеристика мышления как психологического
понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей развития
мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, необходимо определить,
что представляет собой понятие мышления в психологии. В процессе восприятия и ощущения человек познает окружающий
мир в результате его сенсорного и прямого отражения. Однако суть вещей и
внутренние законы не могут быть напрямую отражены в нашем сознании. Никакая
закономерность не может быть воспринята непосредственно чувствами. Определяем
ли мы, глядя в окно на мокрую улицу, идет ли дождь, или устанавливаем законы
движения планет — в обоих случаях мы осуществляем мыслительный процесс,
например косвенно отразить существенные связи между явлениями путем сопоставления
фактов. Человек никогда не был на Марсе, он не видел элементарных частиц,
однако в результате размышлений он получил некоторую информацию об
индивидуальных свойствах планеты Марс и элементарных частицах материи. Познание
основано на выявлении отношений и связей между вещами [23].

Познавая мир, человек отражает общие свойства вещей и
обобщает результаты чувственного опыта. Для познания окружающего мира
недостаточно просто замечать связь между явлениями, необходимо установить, что
эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек
решает реальные познавательные задачи [27].

Мысль дает ответ на такие вопросы, которые нельзя принять
посредством чувственного и прямого размышления. Благодаря мышлению человек
правильно ориентируется в окружающем мире, использует ранее полученные
обобщения в новой и реальной среде. Человеческая деятельность разумна для
познания взаимосвязи между объективной реальностью и законами.

Мышление — это обобщенное и косвенное отражение естественных
и существенных взаимосвязей реальности. Это обобщенная ориентация на конкретные
ситуации действительности.

В мышлении знания переносятся из одной ситуации в другую,
устанавливается связь условий деятельности с ее целью, трансформация этой
ситуации в подходящую обобщенную схему [9].

Сущность человеческого мышления заключается в создании
универсальных отношений, в понимании сущности конкретного явления как
разновидности определенного класса явлений, а также в обобщении свойств
однородной группы явлений [12].

Но мышление, выходящее за пределы восприятия и ощущения,
всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением реальности.
Обобщения развиваются на основе восприятия отдельных предметов, и их истинность
проверяется практикой.

Мысль, являясь безупречным отражением действительности,
имеет материальную форму своего проявления. Механизм человеческого мышления —
это безмолвная, внутренняя, скрытая речь. Это предопределено микродвижениями
органов языка, которые скрыты, неуловимы для человека, и произношением слов [5].

Особенностью внутренней речи является ее извилистость,
лаконичность и лаконичность. Но при возникновении умственных трудностей
внутренняя речь принимает развернутую форму и часто превращается в громкую или
шепотную речь. Это позволяет лучше закрепить и проанализировать абстрактный
речевой материал: проблемные условия, формулировки и т. д. [6]

Язык — это средство абстракции, фиксации и хранения знаний,
средство абстрагирования существенных характеристик объектов, а также средство
передачи знаний другим людям. Только благодаря языку социальный и исторический
опыт становится достоянием отдельного человека и всего человечества. Значение
слова — инструмент мышления.

Мысль социально обусловлена, она рождается только в
социальных условиях человеческого существования и основана на
социально-историческом опыте человечества, то есть на знаниях.

Как уже отмечалось, изначально человеческое мышление было
напрямую переплетено с его материальной деятельностью, думал один человек,
действуя на практике. Но постепенно самостоятельные мыслительные и мысленные
действия стали отличаться от практических действий, ориентирующих,
подготавливающих практические действия. В процессе исторического развития
мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам. Постоянно
проверяя и повторяясь на практике, эти правила закрепились в сознании человека
и приобрели для него аксиоматический характер [14].

Мышление как явление, обеспечивающее родовую характеристику
человека, в структуре психики человека относится к психическим когнитивным
процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание воздействия
окружающей действительности людьми.

Определения традиционной мысли в психологической науке
обычно фиксируют две ее основные характеристики: опосредование и обобщение.

Другими словами, мышление — это процесс косвенного и
обобщенного отражения реальности в ее существенных отношениях и связях.
Мышление — это процесс познавательной деятельности, в котором субъект оперирует
различными типами обобщений, включая образы, категории и концепции.

Суть мышления заключается в выполнении некоторых
познавательных операций с образами во внутреннем образе мира. Эти операции
позволяют построить и завершить модель изменяющегося мира.

Специфика мышления состоит в том, что мышление дает
возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его
существования. Только в мышлении можно познать мир, который меняется,
становится и развивается. Мышление позволяет прогнозировать будущее и
планировать практическую деятельность.

Все, что было указано выше, напрямую связано друг с другом и
более четко интерпретируется, если рассматривать такие структурные единицы как
типы мышления [15].

Мышление является объектом изучения не только психологии, но
и диалектической логики. У каждой из этих научных дисциплин, изучающих мышление,
есть своя область исследования или разные проблемы. Проблема логики — это
вопрос о познавательном отношении мысли к бытию, к истине. Психологическая
наука занимается не отношениями между мышлением и бытием, а структурой и
регулярностью хода психической деятельности индивида, конкретным различием
между мышлением и другими формами умственной деятельности и их
взаимоотношениями с ними. Таким образом, в отличие друг от друга психология
мышления и логика тесно связаны друг с другом. Ведь психология мышления всегда
исходит и неизбежно должна исходить из той или иной логической,
методологической, философской концепции.

Отражение окружающего мира в мыслительном процессе
осуществляется с помощью мысленных операций, таких как:

1. Анализ — это расчленение объекта, практического или
ментального, на составные элементы с последующим их сравнением.

2. Синтез — это построение целого из аналитически заданных
частей.

Синтез и анализ обычно проводятся вместе, они способствуют
глубокому познанию реальности. «Синтез и анализ, — писал С.Л. Рубинштейн, —
«общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к
абстрактному мышлению, но и к чувственному восприятию и познанию. С точки
зрения сенсорного познания анализ выражается в выделении некоторых сенсорных
свойств объекта, которые ранее не были адекватно выделены. Познавательная
ценность анализа связана с тем, что он «подчеркивает» и выделяет существенное»
[20, с. 102].

3. Абстракция — это выбор любого аспекта явления, который
фактически не существует независимо. Абстракция выполняется для более глубокого
изучения на основе ранее проведенного синтеза и анализа. Формирование концепции
— результат всех этих операций. Действия, особенно методы решения проблем,
могут стать абстрактными. Их использование и перенос в другие условия возможны
только тогда, когда выбранный способ решения осознан и выполняется независимо
от конкретной задачи [25].

4. Обобщение — выступает как совокупность существенного и
связывает его с классом явлений и предметов. Понятие становится одной из форм
мысленного обобщения [9].

5. Конкретизация — действует как операция, противоположная
обобщению. Он проявляется в том, что по общему определению — понятию — судят о
принадлежности отдельных явлений и вещей к определенному классу [16].

Логика изучает логические формы мышления: концепции,
суждения и умозаключения [10].

Понятие — это мысль, отражающая общие, существенные и отличительные
(специфические) характеристики предметов и явлений действительности. Например,
понятие «человек» включает такие важные характеристики, как производство орудий
труда, рабочая деятельность, артикуляция языка. Все эти существенные
существенные свойства отличают человека от животных [22].

Содержание понятий находится в суждениях, которые всегда
выражаются в устной форме — письменно или устно, вслух или молча. Суждение —
это отражение связи между явлениями и объектами действительности или между их
знаками и свойствами [19].

Таким образом, устанавливая различные отношения и связи
между концепциями, суждения являются утверждениями чего-то о чем-то. Они
подтверждают или отрицают любую связь между предметами, явлениями, событиями.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную
реальность, они бывают верными или ложными. Истинное суждение выражает такую
​​связь между предметами и их свойствами, которая существует в
действительности.

Суждения формируются двумя основными способами:

1) прямо, когда выражают то, что воспринимается;

2) косвенно — рассуждение или рассуждение.

В такой рассудочной, рассуждающей (и, в частности,
предсказательной) мыслительной работе наиболее ярко проявляется ее
опосредованный характер. Вывод, рассуждение: это основная форма опосредованного
познания реальности.

Следовательно, вывод — это такая связь между мыслями,
посредством которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое
суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Первоначальные суждения, из которых выводится другое
суждение, называются предпосылками вывода.

Есть два основных типа умозаключений: индуктивный (индукция)
и дедуктивный (дедукция).

Индукция — это вывод из частных случаев, примеров и т. д.
(т.е. от частных суждений) к общей позиции (к общему суждению).

Дедукция, напротив, — это вывод из общей позиции (суждения)
к частному случаю, например, факту, явлению [19].

Мысль человека всегда носит произвольный и преднамеренный
характер, поскольку любой акт мышления направлен на решение определенной
психической проблемы, так или иначе возникшей в нашем сознании.

В настоящее время психологи выделяют три основных типа
мышления:

1) Визуально эффективное мышление — один из видов мышления,
который определяется тем, что решение проблемы осуществляется с помощью
физического и реального преобразования ситуации. Элементарные формы
зрительно-активного мышления, наблюдаемые у высших животных, изучали В. Келлер,
И. П. Павлов и другие ученые.

2) Визуально-образное мышление: тип мышления,
характеризующийся зависимостью от образов и идей. Функции образного мышления
связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет
получить в результате своей деятельности, трансформирующей ситуацию. Очень
важной особенностью образного мышления является формирование удивительных и
необычных сочетаний свойств и предметов. В отличие от зрительно-деятельностного
мышления, при образно-визуальном мышлении ситуация реорганизуется только с
точки зрения образа. Визуально-образное мышление — один из этапов онтогенетического
развития мышления.

3) Концептуальное (логико-вербальное) мышление — вид
мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. В словесном
мышлении субъект может познать ненаблюдаемые отношения и существенные
закономерности исследуемой реальности.

Эти типы на сегодняшний день считаются основными типами
мышления, характеризующимися использованием существующих понятий,
функционирующими на основе языка, языковых средств и логических структур [20].

Классификация П. Н. Шишкоедова основывается на развделении
видов мышления на основании практической направленности. Он различает такие
виды мышления, как [26]:

– Практическое мышление; – Теоретическое мышление;

– Аналитическое мышление;

– Интуитивное мышление;

– Реалистическое мышление;

– Логическое мышление;

– Аутистическое мышление;

– Продуктивное мышление и другие.

Следовательно, мыслительный процесс характеризуется
следующими характеристиками: он опосредован; он рождается из живого созерцания,
но не сводится к нему; всегда действует на основе имеющихся знаний; отражает
отношения и связи в вербальной форме, а также связана с практической
деятельностью человека.

Отражение окружающего мира в мыслительном процессе
осуществляется с помощью таких мыслительных операций, как: анализ, синтез,
абстракция, конкретизация и обобщение.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в
процессе его деятельности. На каждом этапе возраста мышление имеет свои
особенности.

Таким образом, под мышлением в дальнейшем мы будем  понимать процесс познавательной деятельности
индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением
действительности.

Развитие мышления нейротипичных детей характеризуется
следующими этапами:

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается
способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими
предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только
наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые
представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно
от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться
словесно-логический тип осмысления информации. Рассмотрим особенности мышления
детей с ЗПР.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы