Платная доработка на тему Развитие мелкой моторики у дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 8
1.1 Овладение мелкой моторикой при нормальном психомоторном развитии 8
1.2 Особенности развития мелкой моторики и проявление нарушений произношения в дошкольном возрасте 12
1.3 Возможности развития мелкой моторики у дошкольников с дислалией 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ 25
2.1 Методы и организация исследования 25
2.2 Программа развития мелкой моторики у дошкольников с дислалией 35
2.3 Описание и анализ полученных результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей и результаты констатирующего этапа…………………………………………………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты контрольного этапа исследования 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа развития мелкой моторики 61
Введение:
Речь представляет собой сложную структуру, основанную на системе процессов, таких как восприятие, произношение, слух и др. Это характеризует речь как нелинейную открытую функциональную систему, основанную на психическом и биологическом базисе. Одной из биологических основ речи является ее моторное обеспечение.
Связь речи и моторики, а также моторики рук и артикуляционной моторики рассмотрена в логопедических исследованиях, так основоположником данной проблемы является Н.А. Бернштейн. Идеи развиваются в работах Е.Н. Винарской, Л.Т. Журба, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой и др.
Особенности организации коррекционной работы и воздействие на различные психофизиологические основы речи в русле логопедической работы рассмотрены в трудах Г.А. Волковой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Медведьевой, Т.С. Овчинниковой, Н.Д. Шматко и др.
В диссертационном исследовании Ю.О. Филатовой рассматривается взаимосвязь развития крупной моторики и развития речи в онтогенезе, поднимается проблема развития речи в связи с особенностями усложнения и освоения ритмических моторных действий. Это вновь привлекает внимание исследователей к процессу развития звукопроизношения и других компонентов речевого развития в контексте проблемы развития моторных процессов.
Актуальность проблемы раскрывается недостаточным исследованием особенностей взаимодействия и взаимосвязи развития моторных процессов (крупной и мелкой моторики) с развитием речи, просодики, звукопроизношения. В то же время имеется большой практический опыт в отношении развития мелкой моторики детей разных возрастных групп.
На основании приведенных данных можно отметить, что необходимо научное обоснование места и роли развития мелкой моторики и проверки эффективности методов развития мелкой моторики в контексте современных подходов к логопедической работе.
Объект работы – коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет работы – процесс развития мелкой моторики рук при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Целью работы является исследование содержания работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в структуре коррекции звукопроизношения детей с дислалией.
Гипотеза исследования заключается в предположениях:
использование в коррекционной работе комплекса методов по развитию мелкой моторики, включающего самомассаж рук, пальчиковые игры, бисероплетение, теневой театр и работу с пластичными и сыпучими материалами способствуют развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста;
развитие мелкой моторики рук в коррекционной работе способствует развитию артикуляционной и мимической моторики в логопедической работе с детьми с дислалией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст в норме и у детей с нарушениями звукопроизношения.
2. Определить методические основы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики у детей с дислалией.
4. Определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
5. Провести анализ и сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Методологическую основу исследования составляют:
Биологическое и физиологическое понимание координации и моторики как интегративного регулятора деятельности ЦНС, сетей нейронов, обладающих связями (Б.С. Алякринский, Н.П. Бехтерев, А.М. Иваницкий и др.);
Системный подход к пониманию поведенческого акта (П.К. Анохин);
Понимание речи как открытой системы, характеризующуюся нелинейностью, самоорганизацией и регуляцией (В.И. Бельтюков, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия);
Представления об онтогенестических особенностях развития речи и моторики (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Х. Швачкин и др.)
Рассмотрение психофизиологической основы речи, комплексное рассмотрение развития и оценки речевого и психомоторного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ: анализ физиологической, психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы, включающей монографии, диссертационные исследования, статьи, результаты исследования;
2. Эмпирические методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования, позволяющие сделать вывод о развитии артикуляционной и мимической моторики в логопедической работе с детьми с дислалией в ходе коррекционной работы, включающей самомассаж рук, пальчиковые игры, бисероплетение и работу с пластичными и сыпучими материалами;
3. Статистические: методы обработки данных, качественное описание и интерпретационные методы.
Методики.
Методы обследования развития мелкой моторики, предложенные А.Е. Аллексеевой:
блок изучения мелкой моторики (2 серии);
блок изучения артикуляционной моторики (4 серии);
блок изучения мимической моторики (4 серии).
Экспериментальная база: группа детей младшего дошкольного возраста «Детский сад №1 с. Фурманово Марксовского района».
Экспериментальная выборка: 25 детей, имеющие нарушения звукопроизношения при отсутствии установленных патологий ЦНС, из них 13 мальчиков и 12 девочек, возраст детей от 6-6,5 лет, дети имеют нарушения звукопроизношения, свистящие нарушены у 1 ребенка, шипящие у 3 детей, [Л], [Л’] у 5 детей, [Р], [Р’] у 8 детей, выявлены дошкольники, имеющие нарушения сонорных звуков ([Л], [Л’] и [Р], [Р’]) у 8 детей. Список детей и особенности произношения приведены в приложении.
Теоретическая значимость. Работа включает в себя анализ современных данных о особенностях взаимосвязи развития мелкой моторики и ее связи с развитием речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
Практическая значимость. Проведен анализ эффективности коррекционной работы, предложена система коррекции развития мелкой моторики у детей при дислалии, данная программа может быть использована логопедами и педагогами при организации работы по развитию мелкой моторики, программа может быть адаптирована для работы с детьми, имеющими другие особенности онтогенеза и для работы с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы: работа включает в себя введение, включающее актуальность работы, цель, предмет и объект работы, гипотезу, методические основания и методы исследования, основную часть, заключение, библиографический список и приложения. Основная часть представлена двумя главами. Первая глава – теоретический анализ, в данной главе представлены результаты теоретического анализа по проблеме исследования: особенности овладения ребенком старшего дошкольного возраста мелкой моторикой, особенности взаимосвязи мелкой моторики и развития речи, а также роль и место мелкой моторики в логопедической работе с детьми с дилалией. Вторая глава – экспериментальное исследование, которое включает три этапа: на констатирующем этапе был проведен анализ актуального развития мелкой моторики детей с дислалией, на формирующем этапе определены основные этапы развития мелкой моторики у детей с дислалией, подобраны методические средства и разработано содержание логопедической работы, на третьем этапе проведен анализ динамики развития мелкой моторики детей с дислалией, сделаны выводы об эффективности программы. Работа включает в себя 7 рисунков, 5 таблиц, текст работы размещен на 57 страниц, в работу включены 3 приложения.
Заключение:
Так нами была проведена работа, направленная на разработку и апробацию методов формирования мелкой моторики, в основу работы легли представления о физиологических особенностях развития моторики и представлениях о формировании навыка.
В первой части работы нами был проведен теоретический анализ с целью решения задачи анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «мелкая моторика», определены особенности развития мелкой моторики в норме и при дизонтогенезе, выраженном в дислалии. Было выявлено, что развитие мелкой моторики требует специальной методической организации, который должен включать в себя работу по подготовке мышц и связок руки к освоению новых двигательных актов, работу по закреплению и автоматизации движений, работу по формированию специальных двигательных актов, способствующую подготовке к освоению графомоторных действий. У детей с дислалией имеются особенности развития моторики, которые выражаются в особенности мышечного тонуса: гипер- или гипотонус, истощаемость мышц кистей, повышенная утомляемость мышц пальцев рук, снижение способности к дифференциации иннервации мышц пальцев и кистей, наличие несогласованности и неловкости движений руками и пальцами, наличие неточности движений, ограниченная амплитуда движений.
Во второй части работы нами была организована экспериментальная деятельность, включающая три этапа. На этапе контрольного исследования было выявлено, что мелкая моторика имеет неоднородность развития, так отмечаются группы с выраженными нарушениями моторики, группа детей с наличием незначительных нарушений развития моторики и группа детей, имеющая высокий уровень развития мелкой моторики. Данные результаты связываются нами с этиологией формирования нарушения звукопроизношения.
Был разработан комплекс, включающий самомассаж рук, пальчиковые игры, бисероплетение, теневой театр и работу с пластичными и сыпучими материалами. Работа по программе ориентируется на этапы формирования навыка.
На контрольном этапе сделаны выводы, что программа способствовала развитию мелкой моторики, способствовало формированию автоматизированных движений, однако сохраняется потребность в организации развивающей среды для поддержания результатов.
Так нами проведено исследование места развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в структуре коррекционной работе со звукопроизношением детей с дислалией, рассмотрена коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, а именно роль и место развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Гипотеза исследования о том, что использование в коррекционной работе комплекса методов по развитию мелкой моторики, включающего самомассаж рук, пальчиковые игры, бисероплетение, теневой театр и работу с пластичными и сыпучими материалами способствуют развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста при дизонтогенезе подтвердилась.
Дополнительные гипотезы о том, что развитие мелкой моторики рук взаимосвязано с развитием артикуляционной и мимической моторикой у детей при наличии дислалии и развитие мелкой моторики рук в коррекционной работе способствует развитию артикуляционной и мимической моторики в логопедической работе с детьми с дислалией частично подтверждены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Овладение мелкой моторикой при нормальном психомоторном развитии
Развитие моторики в целом и в частности мелкой моторики рук связана с особенностями развития мозговых механизмов, обеспечивающих моторную деятельность, к которым относятся[1].
теменная доля выполняет функцию восприятия и анализа чувственных раздражителей и пространственную ориентацию, которые составляют основу оценки точности движений, контроля выполнения и коррекции движения;
нижние области теменной извилины (центр праксиса), которые выполняют функцию усвоения движения в процессе целенаправленного осуществления автоматизированных движения, что составляет основу механического выполнения движения.
Так основным показателем нормального развития моторной активности будет являться нормальная работа и взаимодействие тонического и фазического канала, однако будет включать и прочие компоненты: восприятие и оценку кожно-мышечно-кинетического чувства, оценку точности, бинокулярный контроль и т.д.
Так критериями оценки особенностей овладения моторикой детьми будут являться[2]:
зрительно-моторная координация;
координация движения;
пространственное представление и восприятие;
чувство ритма;
особенности выполнения ручной моторики.
В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, что дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Исследования Т.П. Хризман показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствуют стойкому повышению работоспособности коры головного мозга. Исследования Л.В. Фоминой показывают, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук.
Таким образом, очень важным является рассмотрение процесса развития движений руки ребенка в первый год жизни. Первая двигательная функция руки – схватывание. Оно сначала появляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони – «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению. После 5-ти месяцев у ребенка начинают наблюдаться не только (безусловные) врожденные, двигательные рефлексы, но и (условно-рефлекторные) приобретенные. Так, в 5 месяцев ребенок протягивает руку к предмету, к матери. В 6-7 месяцев – размахивает руками. В 8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью; показывает нос, глаза и так далее; начинается превалирование функций одной руки. На 11-м месяце жизни ребенок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется то, что можно определить как элементарное планирование действий[3].
Развитие все более тонких движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений отражают не только совершенствование функций руки, но усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга[4, с. 40].
Исследованиями М.М. Кольцовой совместно с сотрудниками НИИ физиологии детства и подростков установлено:
— около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.
— движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускорение развития речи ребенка.
Таким образом, нарушения движений пальцев рук у детей оказывает влияние на контроль и регуляцию движений в двигательном анализаторе, что влияет, прежде всего, на формирование речевой деятельности.
В исследованиях Р.И. Мироненко отмечается, что среди различных речевых нарушений у детей особенно сложно диагностировать нарушения моторной системы и работы мышц. Связано это с тем, что для их выявления недостаточно исследовать речевую функцию, необходимо углубленное обследование детей, учитывающее не только все компоненты речевой деятельности, но и ряд неречевых функций, к которым относится тонкая моторика[5, с. 42].
По исследованиям ученых можно сделать вывод, что роль двигательного анализатора оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно велико влияние на деятельность мозга. Влияние двигательного анализатора на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Специфическое влияние выражается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности. Неспецифическая форма влияния на мозг заключается в том, что благоприятные условия для выработки временных связей и функционирование уже имеющихся[6].
Так нами была рассмотрена роль и место развития мелкой моторики при постановке звукопроизношения, мелкая моторика связана с особенностями физиологического развития центральной нервной системы. Рассмотрим структуру и особенности развития моторики в онтогенезе.
В исследованиях Т.В. Ланиной отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции[7]:
1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;
2) мелкая моторика кистей рук. В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи, с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и прочее. Усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его.
В норме от 4 до 5 лет ребенок рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
К 6 годам копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет).
В возрасте от 6 до 7 лет полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка и т.п.) и так же полностью владеет крупной моторикой.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод: в норме овладение моторикой к старшему дошкольному характеризуется способностью выполнять тонкие движения пальцами и кистью, авторами отмечается, что мелкая моторика тесно связана с речью и способствовали ее развитию.