Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Процесс психомоторного развития детей в
норме. 7

1.1.   Особенности  развития общей, мелкой и артикуляционной
моторики у детей в норме. 7

1.2.   Закономерности
развития пальчиковой моторики. 13

1.3 Особенности развития речевой моторики у
дошкольников. 14

Глава 2. Предметно-практическая деятельность и ее
влияние на. 20

развитие мелкой моторики детей с общим
недоразвитием речи. 20

2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
с общим. 20

недоразвитием речи. 20

2.2. Особенности развития мелкой
артикуляционной  моторики у детей с общим
недоразвитием речи. 26

2.3. Виды предметно-практической деятельности,
способствующие. 33

развитию мелкой моторики. 33

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по
исследованию.. 40

уровня развития мелкой моторики у старших
дошкольников с ОНР в. 40

процессе предметно-практической деятельности. 40

3.1. Организация и методы изучения уровня мелкой
моторики у. 40

старших дошкольников с ОНР. 40

3.2. Система работы по развитию мелкой моторики
детей старшего. 50

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в
процессе. 50

предметной деятельности. 50

3.3. Динамика уровня развития мелкой моторики у
дошкольников. 56

с ОНР. 56

Заключение. 64

Список использованной литературы.. 67

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Задержка
и отклонение от нормы в физическом развитии, в том числе в развитии мелкой
моторики, тормозят формирование жизненно важных умений. Особенно значимо данное
утверждение для детей с речевыми нарушениями. Следствием плохого развития общей
моторики рук является общая неподготовленность большинства современных детей к
письму или проблемы с речевым развитием. Двигательные навыки тесно связаны с
речевой моторикой; у детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение
артикуляционных структур, речь ограничена в движениях, из-за чего страдает
слуховое произношение. Развитие речи и
моторики взаимосвязано и во многом зависит от работы передних отделов головного
мозга. Соответственно от нарушения деятельности этих мозговых отделов
наблюдается нарушение в речи и моторике. Развитие мелкой моторики руки играет
важную роль в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Все вышеизложенное и предопределило
актуальность данной проблемы; чем выше уровень развития мелкой моторики, тем
лучше развита речь у детей. Поэтому
нужно отметить, что развитие мелкой моторики у детей позволяет активизировать
деятельность головного мозга, улучшает координацию движений и развитие речи.

На основе проверенных экспериментов и обследования множества
детей выявлены следующие закономерности: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы. Если
развитие движений пальцев задерживается, развитие речи также задерживается.

Ученые, изучающие работу
детского мозга и их психически процессы, обращают внимание на огромное
стимулирующее знание функции руки. Сотрудница Института физиологии детей и
подростков АПН М.И.Кольцова выявили прямую закономерность уровня развития речи
детей от степени сформированности 
движений пальцев рук [25]. Она пришла к выводу о том, что речевых
областей формируются под воздействием кинестетических импульсов, а также от
пальцев.

Данный факт должен применяться
в работе с детьми, у которых наблюдаются отставание, задержка развития моторной
стороны речи. Положительную роль оказывает пальчиковая гимнастика с учащимися в
коррекции ОНР 3 уровня.

При коррекции речевых
нарушений, а именно нарушений звукопроизношения,  нужно учитывать моторное развитие, особенно тонкую
ручную моторику ребёнка. Учитывая тесную связь развития мануальной и
артикуляционной моторики в курсы логопеда, необходимо включить упражнения на
тонко согласованные движения рук, элементы ритма логотипа. Целью исследования является исследование роли предметно практической деятельности
на развитие мелкой моторики старших

дошкольников с общим недоразвитием
речи (ОНР). Исходя
из цели, определены следующие задачи:

1. Дать
психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.

2. Определить особенности
развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

3. Рассмотреть виды предметно-практической
деятельности, которые помогают развивать мелкую моторику.

4. Выявить уровень
развития моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

5. Изучить роль
предметно-практической деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей с
общим недоразвитием речи. Объект исследования – развитие
мелкой  и артикуляционной моторики у  детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – влияние
предметно-практической деятельности на развитие мелкой  и артикуляционной моторики детей с общим
недоразвитием речи. Гипотеза исследования заключается в
том, что использование комплекса специальных мероприятий с применением методов
предметно-практической деятельности будет способствовать повышению уровня развития
мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: •
теоретические методы – изучение, анализ и обобщение положений научной
литературы по теме исследования. •
эмпирические методы – диагностические упражнения (блок 1. Упражнения на
координацию движений — «Ладонь, кулак, ребро», «Посолим капусту», «Катание
шарика», блок 2. Повторение фигур из пальцев — «Коза», «Заяц», «Вилка», «Игра
на рояле», блок 3. Работа с бумагой — «Вырезание ножницами», «Сгибание листа
пополам», блок 4. Графические действия — методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру,
методика «Мячики», методика «Лес»). •
статистические методы – количественный анализ данных. Методологические основы
исследования составляют работы М.М. Кольцовой
«Ребенок учится говорить» [2014], О.А. Анисимовой «Развитие мелкой моторики у
детей дошкольного возраста» [2015], А.В. Вавиловой «Развитие мелкой моторики
как средство улучшения речи» [2014], Е.В. Горбуновой «Взаимосвязь нарушений
мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста» [2016], Л.В.
Фоминой «Роль движений рук и моторной речи ребенка» [2013]. Основные цели данной
работы: 1)
Теоретически обосновать важность 
развития  пальчиковой моторики и
артикуляционной речи детей с ОНР. 2)
Выявить закономерности психомоторного и речевого развития детей с  ОНР. 3)
Научиться планировать коррекционно- педагогическую  работу с детьми с ОНР. 4)
Правильно диагностировать уровень развития  мелкой и артикуляционной моторики. 5)
Систематизировать практический материал по коррекции психомоторного   развития детей с ОНР  (игры, упражнения, специальные приемы). База исследования – СЦ. «Гармония» г. Шахты Выборка исследования – 10 детей дошкольного возраста. Структура работы: введение, три главы, заключение,
список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе написания курсовой работы, было
выявлено, что дети с задержкой в речевом развитием, также имеют отставание в
развитии двигательных процессов пальцев рук. Также нужно заметить, что возможно
 нормальное развитие общей моторики и
даже выше. У исследуемых детей с недостаточным развитием мелкой моторики рук, можно
отметить недостаточную сформированность навыков зрительно-двигательных
координационных процессов, произвольности внимания и зрительной памяти [51].

Таким образом, в процессе исследования нами были раскрыты характерные особенности
детей с ОНР, и определено значение предметно-практической деятельности в совершенствовании
мелкой моторики.

На констатирующем этапе диагностики была поставлена задача: выявить уровень
развития мелкой моторики детей старших дошкольников с ОНР на данный момент. Задача
была выполнена, в результате были сформулированы следующие выводы: дети 3-4 лет,
имеющие речевые нарушения, имеют выраженные нарушения в развитии движений
пальцев рук, в частности, наблюдались не точные, не скоординированные движения
пальцев, затруднены изолированные движения пальцами. В свою очередь, это стало
подтверждением тесной взаимосвязи мелкой моторики с речевой моторикой.

На сегодняшний день проблема соотношения мелкой моторики пальцев рук и
звукопроизношения достаточно актуальна, даже несмотря на многочисленные исследования
в данной области. Чем раньше начата ранняя диагностика и выявление, и на их
основе организованная своевременная коррекционная работа, тем эффективнее она
будет. Целенаправленная деятельность по развитию движений пальцев рук является
весьма полезной в отношении подготовительной работы руки к письму. Организация
коррекционной работы по развитию мелкой моторики с детьми исследуемой группы предполагает
использование стишков, потешек, прибауток. Дошкольникам очень нравятся слушать
их, запоминать, а после произносить. В течение конкретного периода времени, а
именно полгода, в ходе постоянной коррекционной работы, можно наблюдать
положительную динамику. Исследуемые дети стали лучше выполнять упражнения,
которые связаны с мелкой моторикой. Заметно улучшилась речь, наблюдается рост активности
познавательной деятельности. Исследуемая группа детей стали более общительны.
Речь отличалась мелодичностью и эмоциональностью, стихи и потешки дети
рассказывали чётче, выразительнее, ритмичнее.  С этой цель были использованы серии разнообразных
упражнений, позволяющих выявить уровень владения мелкими движениями кистей рук.

Итоги исследования свидетельствуют о том, что у дошкольников с общим
недоразвитием речи, наблюдаются отставания в развитии мелкой моторики рук.
Данные проявления можно заметить в неточном выполнении движений, не соблюдении
заданного темпа, не полностью скоординированной работой рук. Особенно ярко это
проявилось при изучении динамической организации движений, точности выполнения
упражнений, во втором блоке обследования детей, а также при изучении
координации мелкой моторики, синхронности и гибкости движений, во время игр и
упражнений. Результаты эксперимента убедили нас в необходимости организации
активной и напряженной работы с использованием различных приемов предметной
практической деятельности, способствующих повышению уровня развития мелкой
моторики рук у старших дошкольников. Организация и проведение практических
занятий по таким предметам, как аппликация, ниткография, раскрой бумаги и
ткани, лепка из пластилина и соленого теста, оригами, рисование солью,
пальцами, 50 пальцами, позволили повысить уровень развития мелкой моторики рук
у детей, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента. По итогам проведенного
формирующего эксперимента из 10 детей (100 %) количество детей с высоким
уровнем развития мелкой моторики рук повысилось с одного ребенка (10 %) до
двоих детей, что составляет 20 % от всего количества детей, так же количество
детей со средним уровнем развития мелкой моторики рук увеличилось с 20 % до 60
% детей. С низким уровнем остались только двое детей (20 %), на констатирующем
этапе их было семь детей (70 %).

Составленный комплекс различных видов дисциплинарных мероприятий
развивает мелкую моторику пальцев рук, что способствует формированию правильной
и красивой речи. Использование в практической деятельности предмета развивает
мелкую моторику за счет совершенствования технических навыков и умений,
регулярной практической деятельности, а также развития воображения,
художественного вкуса, стремления к достижению цели, к успеху.

Практические навыки, приобретенные при выполнении заданий на развитие
мелкой моторики пальцев рук во всех видах деятельности, а также технические
навыки, приобретенные на занятиях, позволили детям справиться с
диагностическими задачами на контрольном этапе обучения.

Таким образом, были достигнуты цели и задачи исследования, выдвинута
гипотеза исследования о том, что применение комплекса специальных мероприятий с
использованием методов предметно-практической деятельности способствует
повышению уровня развития мелкой моторики, языковых навыков у детей с общим
недоразвитием языка в дошкольном учреждении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Процесс
психомоторного развития детей в норме

1.1. Особенности 
развития общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей в норме Грудной малыш на исходном этапе своей жизни имеет
единственный нюанс развития, который можно наблюдать – это моторика. Именно
оптимальное развитие моторики позволяет говорить о хорошем развитии речи малыша.

Благодаря одному из важнейших признаков физического,
нервно-психического и речевого развития – движениям пальцев рук малыша, можно
судить о разностороннем развитии ребенка.

Большинство проведенных исследований свидетельствует
об изученности данного вопроса и наличии достаточного количества данных о
последовательности и времени возникновения разных движений рук.

До начала второго месяца жизни у ребенка все время
пальцы сжаты в кулаки, и если кто-то из взрослых кладет палец ему в руку, он
еще сильнее сжимает кулак (так называемый «хватательный рефлекс»).

Постепенно, на протяжении второго месяца, пальцы
малыша постепенно сокращаются и к началу третьего месяца они уже разгибаются.
Если ребенок помещает в ручку какой-либо предмет, он схватывает и крепко держит
его, рассматривая несколько минут. Он начинает согласовывать зрение с
тактильным чувством (ощущением).

На 4-м месяце жизни ребенка руки у него сильно заняты.
Он перемещает их почти все время, особенно если рядом есть предмет, который он
хотел бы поднять. Протягивая обе руки к игрушке сбоку, ребенок сначала
дотрагивается до нее и хватает одной рукой. Неподкрепленное движение другой
руки постепенно замедляется, и она все меньше и меньше участвует в захвате
предмета, а затем вообще не включается.

Ребенок учится пользоваться только одной рукой, в
дальнейшем ведущей. Таким образом, начинается процесс различения движений одной
руки от другой.

К 9 месяцам малыши уже умеют двигать большими
пальцами. Ребенок может хватать предметы и удерживать их между большим и
другими пальцами. Она прикасается к предметам указательным пальцем и вскоре
сможет указывать на что-то этим пальцем.

На 10-м месяце жизни появляется возможность
противопоставить большой палец указательному. Эта способность — одно из
важнейших достижений человека, позволяющее использовать руки как для
манипулирования объектами, так и для письма. С 6 месяцев, когда движения рук
ребенка были еще неловкими, до 10 месяцев, когда ребенок умудряется поднять
небольшой предмет с помощью ловкого движения большого и указательного пальцев,
на уровне нервов происходил колоссальный процесс. координация.

К 18 месяцам ребенок может перевернуть 2-3 страницы
книги и уже пытается есть ложкой.

В 2,5 года ребенок расстегивает пуговицы и раздевается. Рисуя, малыш
держит карандаш, уподобляясь взрослому человеку.

Что касается развития у детей способности выполнять тонкие манипуляции,
следует отметить очень интересное обстоятельство — наличие тесной связи между
координацией тонких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой
показали, что речевая деятельность у детей частично развивается под влиянием
импульсов, исходящих от пальцев рук. Глядя на детей в возрасте от 7 до 12
месяцев, она обнаружила, что ее речь, образно говоря, находится у нее под
рукой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы