Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие математических способностей у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы развития математических способностей дошкольников 6

1.1. Сущность понятия «математические способности» 6

1.2. Психологические особенности развития личности детей дошкольного возраста 9

Глава II. Практические аспекты развития математических способностей дошкольников 13

2.1. Методы и приемы развития математических способностей дошкольников 13

2.2. Педагогические условия развития математических способностей дошкольников 18

Заключение 22

Тезаурус 25

Список использованной литературы 26

  

Введение:

 

Одним из наиболее важных этапов в развитии человека является дошкольный возраст, так как именно на это время приходится наиболее активный период развития его психических процессов. Именно на этот период развития человека приходится усовершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга и формирование между ними связей. Этим процессам отводится огромная роль в образовании благоприятных условий для начала формирования у ребёнка памяти, речи, мышления, воображения, внимания, при этом следует учитывать условия для верной организации педагогического процесса с использованием научно выверенных методик, что учитывают особенности детского восприятия.

В соответствии с ФГОС ДОО основной задачей образовательной программы является обеспечение познавательного развития ребёнка, что подразумевает образование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, таких как размер, форма, цвет, материал, звучание, темп, ритм, движение и покой, причины и следствия, количество, число, часть и целое, пространство и время, и др.

Детям в дошкольном возрасте свойственно проявление спонтанного интереса к различным математическим категориям: количество, пространство, форма, время. Именно благодаря этим формам дети могут значительно лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, организовать и объединять их друг с другом, содействуют в образовании понятий. Детские дошкольные образовательные учреждения должны учитывать этот интерес и предпринимать меры для расширения знаний дошкольников в данной сфере.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры, а также требования, выдвигаемые к обновлению содержания образования, что предусмотрено ФГОС ДОО, отображает достаточно серьезные требования к познавательному развитию дошкольников. Одним из наиболее важных подобных требований является математическое развитие.

В связи с повышенным уровнем любознательности, что свойственен детям дошкольного возраста, этот возраст является наиболее подходящим для развития математических способностей.

Развитие математических способностей довольно актуально при воспитании детей дошкольного возраста, так как математические навыки оттачивают ум ребенка, развивают у него гибкость мышления, обучают логике и умению планировать, формирует и развивает такие качества как память, воображение, внимание и речь. Именно значимостью математических способностей в развитии и жизни человека обусловлено актуальность данного исследования.

Цель исследования: развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством применения специальных методов и приемов.

Объект исследования – процесс математического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – условия математического развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

— рассмотреть сущность понятия «математические способности»;

— ознакомится с психологическими особенностями личности детей дошкольного возраста;

— рассмотреть методы и приемы развития математических способностей дошкольников;

— ознакомится с педагогическими условиями развития математических способностей дошкольников.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были использованы:

— основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

— исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков);

— теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.);

— исследования, посвященные особенностям развития возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).

Практическая значимость данного исследования обусловлена тем обстоятельством, что результаты полученные в ходе проведения исследования могут использоваться для углубленного анализа проблемы развития у детей дошкольного возраста математических способностей, организации и проведения работы по созданию представлений о величинах в условиях старшей группы детского сада в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, тезаурус, список литературы  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что под дошкольным возрастом подразумевается период от 3 до 6 лет. Именно на данный возраст приходится начальный этап развития личности у человека, который завершается, за редким исключением, к 18 годам. Исключением являются, все чаще встречающиеся, инфанты.

В период от 3 до 6 лет происходит становление речи, моральных основ, элементарных знаний и навыков. За счет свойственной этому возрасту любознательности знания «впитываются детьми как губками». Именно в связи с такой спецификой детского мозга в этом возрасте оправданным является начало процесса развития математических способностей у ребят.

Несмотря на масштабные дискуссии в отношении того являются ли дети этого возраста личностями, все же было принято, что да являются, но личностями неотрывными от своих родителей. Следовательно, для развития у них математических способностей должен быть создан комфортный психолого-педагогический климат.

Математические способности – это не менее популярная тема для дискуссий среди ученых, так как несмотря на столетие изучения данного вопроса все еще не существует единого определения для них. Так, А. Пуанкаре было сделано вывод, что основная роль в математических способностях отводится навыку логического формирования ряда операций, способных привести к верному решению задачи. В свою очередь Л.А. Венгером было сделано вывод, что к математическим способностям относятся ряд особенностей умственной деятельности, а именно: обобщение математических объектов, отношений и действий; умение мыслить без лишней детализации; способность переключения с прямого на обратный ход мысли. На основании многолетних исследований различных как отечественных, так и зарубежных авторов было подведено общий знаменатель, что математические способности по своей сути являются совокупной характеристикой, в которой отражаются особенности разных психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

Одними из основных элементов математических способностей принято считать следующие способности: обобщение математического материала, пространственное представление, отвлеченное мышление.

Все эти элементы при должной работе подлежат развитию у детских умах, параллельно формируя и развивая такие личностные качества, как: логическое мышление, наблюдательность, внимательность и др. Следует отметить, что все это невозможно развить с максимальной эффективностью при отсутствии у ребенка таких личностных качеств, как: интерес к предмету, усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, организованность, настойчивость, наличие первичной базы знаний и др.

Все эти качества взаимосвязаны и должны учитываться при развитии у детей навыков, для чего применяются разнообразные методы и приемы. Методы обучения бывают следующих видов: практические, наглядные, словесные, игровые. Примечательно, что все они имеют тесную взаимосвязь.

При выборе метода необходимо учитывать ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

Применение метода обучение подразумевает выполнение ребенком каких-либо упражнений, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Наиболее популярным методом при развитии у детей математических способностей является игра. В большинстве случаев используются дидактические игры, способствующие развитию отдельных мыслительных операций или же изучению вычислительных приёмов, навыков в беглости счета. Позволяют сформировать у детей внимание, память, смекалку, находчивость, сообразительность.

Следует отметить, что дидактические игры по развитию математических способностей разделены на несколько групп: игры с геометрическими фигурами; игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры на логическое мышление.

Не менее популярными являются наглядный, словесный и практический методы, что применяются комплексно и должны соответствовать ряду выдвигаемых к ним требованиям, таким как: понятность, наглядность, соответствие уровню знаний и возрасту обучающегося и др.

Необходимо отметить, что все эти методы и приемы позволяют не только развивать математические способности у детей, но и контролировать уровень их развития.

Согласно ФГОС ДОО основной задачей образовательной программы является обеспечение познавательного развития ребёнка, в чем огромную роль играет развитие у детей математических способностей. Как уже ранее было отмечено огромное значение в этом процессе имеют не только психологические, но и педагогические условия. Под благоприятными педагогическими условиями подразумевается обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и ребёнком, а именно в коллективе воспитанников дошкольных учреждений, а также педагогическая развивающая среда, окружающая ребёнка в дошкольном учреждении, для чего применяются все возможные знания и опыт, а также разрабатывается перспективный план с учетом ранее рассмотренных методов и приемов.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы развития математических способностей дошкольников

1.1. Сущность понятия «математические способности»

Вопрос понятия математические способности довольно неоднозначен. Многие авторы придерживаются мнения, что математические способности представляют собою качественную специализацию общих психических процессов и свойств личности, то есть общие интеллектуальные способности, что развиты относительно математической деятельности. Неоднозначным является факт принадлежности математических способностей к унитарным или интегральным свойствам. В случае их принадлежности к интегральным свойствам математические способности являются довольно сложным формированием, имеющим определенную структуру.

Несмотря на то, что уже на протяжении столетия педагоги и психологи пытаются определить истину в отношении понятия «математические способности» — это понятие все еще неоднозначно.

В ходе многолетних исследований по изучению данного вопроса А. Пуанкаре было сделано вывод, что основная роль в математических способностях отводится навыку логического формирования ряда операций, способных привести к верному решению задачи. Также было отмечено, что математику недостаточно обладать хорошими памятью и вниманием. Согласно мнению, высказанному А. Пуанкаре, люди, что способны к математике, отличаются наличием умения уловить порядок, в котором должны располагаться элементы, которые необходимы для математического доказательства. Именно подобная интуиция и составляет три четверти основного элемента математического творчества [16, с. 68].

Л.А. Венгером было сделано вывод, что к математическим способностям относятся ряд особенностей умственной деятельности, а именно: обобщение математических объектов, отношений и действий; умение мыслить без лишней детализации; способность переключения с прямого на обратный ход мысли [6, с. 216].

Несмотря на то, что на протяжении многолетних исследований ученым так и не удалось прийти к общему мнению в отношении того, что такое математические способности, ими установлено, что математические способности по своей сути являются совокупной характеристикой, в которой отражаются особенности разных психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

Одними из основных элементов математических способностей принято считать следующие способности: обобщение математического материала, пространственное представление, отвлеченное мышление. Также как самостоятельный элемент математических способностей, некоторыми учеными, выделяется математическая память на схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и способы подхода к ним. Приверженцем такого мнения является В.А. Крутецкий, которым было выделено математические способности, к которым относятся:

— способность к обобщению, выделению основного и общего;

— способность к отделению формы от содержания, к формализации математического материала, абстрагированию от определенных количественных отношений и пространственных форм и оперировать формальными структурами, структурами отношений и связей;

— способность к манипулированию числовой и знаковой символикой;

— способность к обратимости мыслительного процесса;

— способность к логическому и последовательному рассуждению, вызванному потребностью получить результат от решения поставленной задачи;

— способность мыслить свернутыми структурами;

— математическая память;

— гибкость мышления;

— способность к пространственным представлениям [22, с.168].

Данная структура математических способностей является наиболее распространенной среди педагогов и психологов, но несмотря на это некоторые из них вносят предложения о ее преобразовании. Так, например, З. П. Горельченко было расширено перечень компонентов структуры математических способностей, диалектические зачатки в мышлении учащихся в ходе усвоения новых математических знаний, а также особое повышенное внимание к новым математическим закономерностям, что противоположны ранее установленным и особая восприимчивость детского мышления к математическим контрастам, которые не имеют связи с ранее анализируемого явления [23].

Следует отметить, что развитие математических способностей зависит не только от ранее рассмотренных структурных элементов математических способностей, но и от наличия у ребенка ряда личностных качеств, таких как:

1. Положительного отношения к математике:

— интереса к математике;

— стремления к освоению математических знаний и др.

2. Характерологических черт:

— трудолюбие;

— самостоятельность;

— целеустремленность;

— организованность;

— настойчивость и др.

3. Благоприятные психические состояния:

— заинтересованность;

— сосредоточенность и др.

4. Наличие базы знаний.

5. Индивидуально-психологических особенностей в сенсорной и умственной сферах, что отвечают требованиям данного вида деятельности [9, с. 68].

Следовательно, несмотря на то, что мнение ученых в отношении понятия «математические способности» расходятся все же было выделено общий знаменатель, в соответствии с которым, это индивидуально-психологические особенности, что отвечают требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в данной сфере.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы