Платная доработка на тему Развитие лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 9
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 9
1.2. Феномен
лидерства: научные подходы к его трактовке. 14
1.3.
Возрастные аспекты становления лидерских качеств в младшем школьном возрасте. 19
1.4.
Возможности основных форм внеурочной деятельности как средства развития
лидерских качеств младших школьников. 30
ВЫВОДЫ ПО 1
ГЛАВЕ. 36
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 37
2.1.
Организация и проведение процедуры исследования. 37
2.2.
Комплекс внеурочных мероприятий по развитию лидерских качеств у детей младшего
школьного возраста. 50
2.3. Оценка
эффективности внеурочной деятельности в развитии лидерских качеств младших
школьников. 59
ВЫВОДЫ ПО 2
ГЛАВЕ. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ. 84
Введение:
Актуальность.
В
условиях современного общественного развития, становления рыночной экономики
человек вынужден существовать в условиях конкуренции, уметь быстро реагировать
на изменения, прогнозировать ход событий на основе анализа информации и т.д.
Развивающемуся обществу нужны предприимчивые и активные личности, способные в
любых условиях осуществлять правильный выбор и проявлять качества лидера. В
соответствии с этим перед современной школой ставятся задачи формирования и
развития социальных компетенций и позитивного социального опыта обучающихся,
что предполагает как развитие способности к адаптации детей в условиях
динамично меняющегося мира, так и развитие способностей к тому, чтобы быть
организаторами, уметь критически осмысливать собственные поступки, отстаивать
свою позицию и нести ответственность за результаты своих действий.
Развитие социальной
активности, лидерских качеств необходимо начинать уже в период младшего
школьного возраста. Этот период является наиболее благоприятным, поскольку
именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент для личностного
становления, происходит развитие отношений к окружающим и самому себе. В
условиях личностно-ориентированного образования необходимо создание
соответствующих условий для интеллектуального, социального и эмоционального
развития личности ребенка. Изучение механизмов проявления активности и
лидерского потенциала обучающихся особенно важно для поиска наиболее
эффективных средств, способствующих становлению лидерских качеств личности.
В рамках федерального образовательного
стандарта начального образования основные компоненты образования соотносятся с
личностными, метапредметными и предметными образовательными результатами, а в
качестве одного из ведущих средств достижения школьниками планируемых
образовательных результатов выступает учебная и внеучебная деятельность. В свою
очередь, компоненты структур лидерских качеств соотносятся с отдельными универсальными
учебными действиями — инициативность и энергетический потенциал с
самоопределением, мотивация к успеху — со смыслообразованием,
коммуникабельность и дипломатичность — с управлением поведением партнера,
самоконтроль — с планированием способов взаимодействия и т.д.В рамках
Федерального закона "Об образовании в РФ" начальное общее образование
направлено на формирование личности обучающегося, развитие навыков
самоконтроля, культуры межличностного общения и т.д. Применительно к теме
исследования, согласно стратегии воспитания в РФ до 2025 года, в качестве
ожидаемых результатов предполагается развитие и поддержка детских инициатив,
ученического самоуправления. Стратегия направлена на переосмысление такой
ценности, как ответственная жизненная позиция, в ней четко обозначены задачи
развития в детской среде ответственности, коллективизма и солидарности.
Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для формирования и развития лидерских качеств,
поскольку именно в данный возрастной период ребенок вступает в новые
взаимоотношения, приобретает новую социальную позицию, познает свои личностные
качества.
Возможности для
воспитания и развития и младших школьников качеств лидера заложены во
внеклассных формах работы. Однако, несмотря на ряд существующих исследований по
проблеме лидерства, в настоящее время отмечается недостаток работ,
затрагивающих проблемы развития лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста средствами внеурочной деятельности. В то же время данная проблема не в
полной мере осмыслена педагогической наукой, поскольку большинство исследований
проводилось в психологическом русле. К числу недостаточно разработанных
относятся вопросы, которые связаны с раскрытием и содержанием понятия лидерские
качества младших школьников, использование потенциальных
Заключение:
Для
достижения поставленной цели мы провели теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, акцентируя
внимание на изучении потенциала внеурочной деятельности как средства развития
лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
Анализ научной литературы
по проблеме исследования показал, что лидерство в теориях педагогической и
психологической наук рассматривается в контексте внутригрупповых взаимодействий
(Н.С. Жеребова, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский); как «характеристика личности» (Р. Стогдилл); «особая форма власти»(Р.Х. Холл); как «средство координации и
управления отношениями членов группы» (Р.Л. Кричевский); как «феномен микросреды» (Б.Д. Парыгин); как «психологическая характеристика поведения членов группы» (Г.М. Андреева); как «психологический феномен,
стихийно возникающий и разворачивающийся в контексте неформальных отношений» (Р.Л. Кричевский).
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки
и практики, следует отметить, что младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для формирования и развития лидерских качеств,
поскольку именно в данный возрастной период ребенок вступает в новые
взаимоотношения, приобретает новую социальную позицию, познает свои личностные
качества.
В период младшего
школьного возраста у детей уже имеется определенный лидерский потенциал,
включающий наличие таких качеств, как уверенность в себе, стремление к
независимости, способности к отстаиванию субъектной позиции и своей точки
зрения, а также наличии потребности в самореализации и самоутверждении. Для
школьников-лидеров свойственны высокая занятость, активность при участии в
общественных мероприятиях. Лидерские качества младших школьников (мотивация,
эмпатия, дипломатичность, целеполагание) постепенно формируются в разных видах
деятельности и общения. К позитивным лидерским качествам у ребенка 7-8 лет
можно причислить энергичность, целеустремленность, ответственность, инициативность.
Процесс формирования
лидерских качеств не может происходить спонтанно, для этого необходима его
организация, а эффективность и результативность его обеспечивается единством
обучения и воспитания и применения различных форм обучения и воспитания. Одной
из таких форм работы является внеурочная деятельность, которая, по сравнению с
урочной формой внеурочная деятельность обладает большей эффективностью и не так
регламентирована, как урочная.
В рамках проведения
опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности были определены критерии и
показатели развития лидерских качеств обучающихся. В качестве критериев были
определены: социометрический статус, коммуникабельность,
творческий потенциал, активность, организаторские способности, умение управлять
собой, работа с классом. Показателями явились следующие: круг значимого
общения, проявление симпатии в общении, стремление к риску, умение решать
проблемы, открытость новому опыту, умение организовывать и контролировать
деятельность других, склонность к коллективной деятельности, настойчивость,
энергичность.
Большинство детей
младшего школьного возраста имеют средний уровень сформированности
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста
Период младшего школьного возраста — это оптимальный период
активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми,
усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных
ситуаций. С началом школьного обучения ребенок вступает в новый мир социального
пространства, представленный общением, отличным от периода дошкольного детства.
Это обусловлено тем, что ребенку предстоит справляться с учебными
обязанностями, и весь процесс общения с ребенком окружающих предполагает
отношение к нему как к ученику.
Д.Б. Элькониным [64] и В.В. Давыдовым [15] подчеркивается
необходимость усвоения младшим школьником специальных психофизических и
психических действий, обслуживающих письмо, арифметические действия, чтение,
физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.
У детей 7 лет уже достаточно развиты рефлексивные
способности: мотив «Я долго преобладает над мотивом «Я хочу». Помимо усвоения
специальных умственных действий, ребёнок под руководством учителя начинает
овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства,
морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми
социальными ожиданиями людей [9].
Обучение в школе предъявляет качественно новые требования к
ребенку в плане необходимого речевого развития: речь должна быть грамотной,
четкой, выразительной. Все речевые конструкции ребенка должны соответствовать
сложившимся в культуре ожиданиям, что имеет огромное значение для формирования
коммуникативных способностей. Ребенок начинает постепенно осознавать
ответственность за собственную речь, устанавливать взаимоотношения с учителем и
сверстниками посредством правильной речевой организации.
В современном постоянно изменяющемся мире меняются и
требования к общению. Ребенок должен уметь быстро ориентироваться в
коммуникативном пространстве, быть компетентным и грамотным, адаптированным к
социальной действительности. Как правило, отсутствие элементарных навыков
общения в младшем школьном возрасте приводит к множеству конфликтов при
совместной деятельности, препятствующих эффективному взаимодействию. Поэтому
уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание
разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.
Младший школьник стремится активно овладевать
навыками общения, чему способствуют происходящее в этот период активное и
интенсивное расширение сферы контактов, приобретение навыков социального
взаимодействия в среде сверстников. По мере взросления младшие
школьники
аккумулирует в себе необходимую информацию в условиях осмысленной деятельности,
посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и коммуникативного
поведения.
Перестройка взаимоотношений, происходящая в младшем школьном
возрасте, приводит и к трансформации индивидуального поведения ребенка. Две
сферы социальных отношений «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети»
взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В этот период в сфере
«ребёнок — взрослый» и «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок
— учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его
поведению [41, с. 158]. Процесс учебной деятельности будет эффективным при наличии у
ребенка способностей к управлению собственным поведением, что даёт возможность
подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной
дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого,
нового качества психических процессов [62].
Произвольность как психическое новообразование означает
владение ребенком умением сознательной постановки цели собственных действий,
поиск средств их достижения, преодоления препятствий, что является также
основой формирования коммуникативных способностей. Для формирования
познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной
деятельности, вовлечение ребёнка в учебные ситуации, которые решаются совместно
с учителем.
Адаптация к новым социальным отношениям и
связям, в которых начинает проявляться личность, определяется по тому, как
младший школьник входит в новый коллектив сверстников, какое занимает в нём
место, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к
самому себе как школьнику. Младшие школьники имеют ряд проблем: трудности
адаптации, неумение контактировать друг с другом, асоциальные формы поведения,
провоцирующие в детях неуверенность