Олигофренопедагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие личностного самоопределения обучающихся с нарушениями интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Особенности личностного самоопределения и его
развитие в подростковом возрасте. 4

1.1. Понятие личностного самоопределения. 4

1.2. Особенности развития самоопределения в подростковом
возрасте. 10

Глава 2. Личностное самоопределение у подростков с нарушением
интеллекта  16

2.1. Особенности развития подростков с нарушением
интеллекта. 16

2.2. Личностное самоопределение у подростков с нарушением
интеллекта  21

Заключение. 25

Список литературы.. 27

 



 

  

Введение:

 

Актуальность
курсовой работы
. Среди актуальных задач, стоящих перед
специальным образованием на сегодняшний день, выделяется обеспечение условий
для социализации индивида, который имеет отклонения в развитии, эффективное
развитие у таких детей навыков социальной и жизненной компетентности. Другими
словами, важное внимание уделяется проблеме формирования умения у детей с
отклонением в развитии умения жить среди людей.

Еще
одним важным моментом является то, что усиление личностного подхода в
психологии способствовало развитию понятий, которые отражают такие аспекты
сферы развития личности, ранее остававшиеся за рамками психологического
анализа. В первую очередь к ним относится «Я-концепция», понятие
«самоопределения личности», «личностная идентичность» и т.п.
при том, что проблема формирования личностного самоопределения в
период подросткового возраста обуславливается важностью решения фундаментальных
задач социального и личностного самоопределения человека.

На
сегодняшний день в нашей стране вырос интерес к проблеме помощи детям и
подросткам, которые имеют нарушения интеллекта, т.е. умеренную или тяжелую
умственную отсталость. В процессе обучения в коррекционных школах с такими
детьми решается круг задач, среди которых поиск пути эффективного становления
личностного самоопределения посредством привития норм социально-адекватного
поведения, развития навыков самообслуживания, приучение к разным формам труда и
повышение их коммуникативной компетентности.

Проблемой
исследования самоопределения личности занимались многие отечественные психологи,
среди которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.
Анализ структуры самоопределения и идентификации личности, динамика его
развития представляет большой интерес. Однако изучение именно личностного
самоопределения индивида в младшем школьном возрасте остается не до конца
исследованным, особенно у детей с нарушением интеллекта.

В связи с
этим, целью курсовой работы является
изучение особенностей развития личностного самоопределения у подростков с
нарушением интеллекта.

Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Определить
понятие и составляющие личностного самоопределения.

2.
Охарактеризовать особенности развития личностного самоопределения обучающихся в
подростковом возрасте.

3. Изучить
психологические особенности развития подростков с нарушением интеллекта.

4.
Исследовать особенности развития личностного самоопределения обучающихся подросткового
возраста с нарушением интеллекта.

Объектом исследования выступает процесс развития личностного
самоопределения.

Предметом исследования является развитие личностного
самоопределения обучающихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.

Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, становление личности содержит в себе
становление относительно устойчивого образа «Я» как целостного представления о
самом себе. При этом с возрастом образ «Я» меняется. Среди таких изменений
могут быть следующие: изменение уровня и критериев самооценки, изменения
степени сложности представлений о себе, рост цельности личности и ее
стабильности, ценности, уровень самоуважения и т.д. Такие изменения могут четко
прослеживаться в период подросткового возраста, так как именно это время
является наиболее важным периодом развития, при котором протекает основной
кризис идентичности. К началу юности личность обретает или взрослую
идентичность, или задерживается в развитии, оставаясь на прежней позиции, что
говорит о диффузии идентичности.

Личностная идентичность
считается результирующим вектором процесса идентификации, имеет целостность и
структурность, которые выражаются как переживание личностью тожественности и
изменчивости Я во времени в один и тот же моменты. При этом, формирование
идентичности в период подросткового возраста включает и процесс самосознания и
самоидентификации среди других. Важно понимать, что в период перехода от
детства к зрелости, юношам и девушкам необходима определенная автономия и
самоидентичность.

Исходя из вышесказанного,
можно сделать следующие выводы относительно
развития личностного самоопределения у подростков
с нарушением интеллекта:

— несомненно, ребенок с
интеллектуальной недостаточностью способен отделять себя от событий и явлений,
которые его окружают;

— слабость развитие личностного самоопределения является
выражением беззащитности и зависимости, а также гипертрофированного
эгоцентризма, склонности к социальному иждивенчеству;

— умственная отсталость
характеризуется не только интеллектуальной недостаточностью, но и отставанием в
социальном приспособлении;

— систематические переживания
неуспеха ведут к формированию патологических черт личности – к отказу от всякой
деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию, негативизм и
озлобленность;

— отмечается тенденция к завышенному
самооцениванию;

— низкий уровень самосознания
проявляется в том, что такие дети не могут критически оценивать свои и чужие
поступки, свои возможности, склонности, результаты своего труда;

— в силу вышеперечисленных
особенностей
развития
личностного самоопределения
у детей с нарушением интеллекта отмечается
неадекватность социального поведения.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Особенности личностного самоопределения и его развитие в подростковом
возрасте

1.1.
Понятие личностного самоопределения

Усиление
личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями,
отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за
рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятие
«самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное
сегодня в психологической и педагогической литературе
[2,
с. 36].

Термин
самоопределение употребляется в литературе в самых различных значениях. Так
говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном,
нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами
зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к
достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить
два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более
важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение
специфически социологического подхода в психологическое исследование (и
психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно
психологического содержания
[16, с. 42].

С точки
зрения социологического подхода к самоопределению оно относится к поколению в
целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не
рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии,
методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое
в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную
структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь
процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы
то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия
большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к
социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются
собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено
[11,
с. 86].

Методологические
основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.
Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы
детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют,
преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины
действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от
внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация
необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение
внутренних свойств объекта)»
[14, с. 75].

В этом
контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней
детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная
природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии
самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа
детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента
самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему»
[14,
с.77]. Более того, сама специфика человеческого
существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения
другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с
наличием у человека сознания и действия.

Таким
образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения
выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя
детерминация» — это социальные условия и социальная детерминация.

Самоопределение,
понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря,
механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как
будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким
образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой
как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная
детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной
активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие
обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в
различных психологических теориях по проблеме самоопределения
[1,
с. 83].

Самоактуализация является
абсолютным раскрытием человеком своего личностного потенциала, определенных
склонностей и задатков. Ее выражение находится в стремлении личности к
максимальному выявлению своих возможностей, а также определением их дальнейшего
образования. Стоит заметить, что истинная самоактуализация во многом опирается
на наличие благоприятных социальных и исторических условий, но не задается со
стороны социума или культуры. Помимо этого, самоактуализация не имеет в своем
значении внешней цели, поскольку исходит изнутри человека, показывая позитивную
природу индивида [15, с. 90].

В.С. Мухина и ряд авторов, работающих в русле ее концепции, предлагают
следующую структуру самоопределения:

1) осознание своего имени, осознание образа собственного тела;

2) притязание на признание;

3) половая идентификация;

4) психологическое время личности;

5) социальное пространство личности [12, с. 42].

Гуманистическая концепция
психологии выдвигает понятие самоактуализации как ключевое, указывая на ее
основные ценности, которые предполагаются в виде личностной свободы,
устремления на развития, реализацию потенциала и желаний индивида [11, с. 87].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы