Математика Платная доработка Точные науки

Платная доработка на тему Развитие коммуникативных УУД у младших школьников в процессе групповой работы на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ.. 7

1.1
Современные подходы к развитию коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе. 7

1.2
Особенности организации групповой работы на уроках математики. 15

1.3 Формирования
коммуникативных универсальных учебных действий в процессе групповой работы на
уроках математики. 22

Выводы по 1 главе. 30

ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ
РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 32

2.1
Диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников. 32

2.2  Комплекс уроков по математике с
использованием групповой работы для развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников. 46

2.3.
Анализ результатов исследования. 51

Выводы по 2 главе. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 62

Приложение

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время целью образовательного
процесса является не конкретная, точная и весомая сумма практических и
теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики, а
целостная психолого-педагогическая сфера сформированных его личностных,
социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Осуществление и
достижение данной цели может быть возможным только при помощи формирования у
учащихся системы универсальных учебных действий.

Теория формирования универсальных
учебных действий была разработана А.Г. Асмоловым, Г.В. Бумеранской, И.А.
Володарской, О.А. Карбановой и др., определяют универсальные учебные действия
как комплекса обобщённых действий ученика и взаимосвязанных с ними знаний,
умений и навыков в учебном процессе, помогающие обеспечить способности
субъектов к самостоятельному формулированию, выводу и усвоению новых знаний,
умений и компетентностей, к осознанному и сознательному освоения нового
социального опыта и коммуникативных умений и действий, к саморазвитию,
саморегуляции и самосовершенствованию личности ученика.

Среди совокупностей всех
универсальных учебных действий главную роль учёные отводят действия
коммуникативного характера. Степень сформированности данных коммуникативных
умений, знаний и компетентностей, влияет не только на результат обучения детей,
но и на процесс становления социализации и гармоничного развития личности в
общем. Умения формируются в активной деятельности и работы учащихся, а
коммуникативные умения складываются, формируются и совершенствуются в процессе
общения и взаимодействия учащихся, как на уроках, так и во внеурочной
деятельности.

Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает
формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации
ребёнка в социуме. ФГОС НОО даёт установку, что процесс общения просто
необходим школьникам, они научится делать выбор при формулировании языковых
средства для успешного выполнения коммуникативных задач, умение формулировать
учебные действия элементарными единицами терминологического языка и умение
применять на практике полученные умения и навыки для реализации на уроке
познавательных, практических и коммуникативных задач.

Сегодня
самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
математики, помогающий успешной социализации ребёнка в окружающей среде.
Необходим основательный подход к решению данной проблемы, подкреплённый
соответствующими методами и приёмами, который позволит сделать процесс формирования
коммуникативных универсальных учебных действий действительно эффективным.

Было
выявлено противоречие между необходимостью применения разнообразных современных
форм и методов обучения, направленных на формирование коммуникативной
компетентности у младших школьников и отказ от внедрения педагогами данных
методических рекомендаций в практику.

Цель исследования:
теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования
групповой работы на уроках математики для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников.

Объект исследования:
коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.

Предмет исследования:
процесс развития коммуникативных УУД у младших школьников в процессе групповой
работы на уроках математики. Гипотеза исследования:
процесс формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников в процессе групповой работы на
уроках математики будет успешен, если:


педагог использует разнообразные групповые формы обучения;


учитель контролирует весь процесс взаимодействия сотрудничества  детей;


педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося

Поставленная
цель предполагает реализацию ряда задач:

1.
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме данного
исследования.

2.
Разработать комплекс заданий для организации групповой работы на уроках
математики в начальной школе.

3.
Провести опытно-поисковую работу и выполнить анализ её результатов.

4.
Определить эффективность использования групповой работы на уроках математики
для формирования коммутативных универсальных учебных действий младших
школьников.

При
реализации поставленных нами задач нами применялся комплекс теоретических и
практических методов исследования:
анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение
педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся,
психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ
полученных результатов, систематическая и графическая обработка результатов
исследования.

Теоретическая значимость:
проанализирован, систематизирован и конкретизирован потенциал групповой учебной
работы на уроках математики в аспекте формирования коммуникативных
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Обоснованы
педагогические условия организации групповой работы, как с точки зрения
повышения эффективности процесса обучения, так и в аспекте развития
коммуникативных УУД младших школьников на уроке математики.

Практическая значимость исследования
заключается в разработке и апробации комплекса заданий и упражнений для
организации групповой работы на уроках математики, способствующей развитию
коммуникативных УУД учащихся младшего школьного возраста.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование умения учиться является
одной из приоритетных целей начального общего образования. Данная цель отражена
в Федеральном государственно образовательном стандарте начального общего
образования (ФГОС НОО). Представленные УУД классифицируют в четыре крупных
блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Было выявлено, что
коммуникация охватывает передачу, прием знаний, идей, мнений и чувств.
Универсальный ресурс коммуникации – это речь. Под коммуникативными умениями
понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения в
зависимости от речевой ситуации и знания и умения из некоторых филологических
областей, таких как лингвистика, риторика и т.д. Некоторые ученые рассматривают
коммуникативные умения как необходимые для адекватного выражения своей мысли и
понимания чужой. Формированию коммуникативных умений способствует диалогическое
общение.

Определили, что для
младшего школьного возраста необходимо формировать такие коммуникативные
умения, как умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
учебных и жизненных ситуаций; речевые этикетные умения; умения согласовывать
усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества; умения выделять и
отображать в речи существенные ориентиры действия; умения группового
взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи; умения
различать и понимать выраженные вербально различные позиции других людей.

Было определено, что
на основании проведенного анализа исследований и трудов по теме данной работы
можно заметить, что процесс формирования коммуникативных умений учащихся
является актуальным. Уровень сформированности коммуникативных умений может
оказывать влияние не только на результаты обучения школьников, однако также и
на процесс их социального развития, а также на процесс становления личности
таких детей.

Результаты исследования
коммуникативных универсальных учебных действий показали, что учащиеся имеют
разный уровень сформированности коммуникативных УУД, но преобладание
показателей низкого и среднего уровня указывает на необходимость организации
работы, направленной на их развитие.

Были представленв
цель и методика констатирующего эксперимента. В соответствии с анализом
результатов констатирующего эксперимента можно отметить, что большей
части учащихся требуется повысить уровень развития коммуникативных умений, в
качестве одного из основных компонентов социальной компетентности.

Таким образом, реализованная
первичная диагностика позволила вывить недостаточность сформированности всех
компонентов коммуникативных умений у учащихся, принявших участие в
экспериментальной работе, что подтвердило необходимость в реализации формирующей
педагогической работы.

Представлена формирующая
педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста. Был разработан перечень занятий с детьми.

В соответствии с
анализом результатов исследования выявили, что работа по формированию
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста является
эффективной.

Следует отметить, что полученные
данные невозможно назвать устойчивым. Но, при условии продолжения работы по
организации совместной деятельности данных учащихся, в предложенной форме с
использованием групповой работы и в иных формах прогрессивные изменения будут
закрепляться.

Достигнутые на момент завершения
формирующего эксперимента показатели развития самостоятельности у обучающихся,
включённых в мероприятия формирующего этапа педагогического эксперимента, так
же нуждаются в закреплении и дальнейшем совершенствовании.

Таким образом, в соответствии с
анализом результатов исследования выявили, что работа по формированию
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста является
эффективной.

Таким образом, цель,
поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.  А также подтверждена
гипотеза.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1.1
Современные подходы к развитию коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе При разработке Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) приоритетная задача начального школьного образования
определяется как формирование у детей младшего школьного возраста основ умения
учиться, создание условий для более полной реализации возможностей учеников,
обеспечивающих их личностный рост. Для реализации этой задачи необходимо
использование в образовательном учебном процессе методов и приемов, которые
сформируют у учащихся младших классов умение самостоятельно получать новые знания,
работать с полученной информацией, делать собственные выводы и умозаключения,
то есть то, что дети смогут сделать вместе сегодня в процессе обучения, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно [46].

ФГОС НОО определяет требования к формированию у школьников
метапредметных результатов. При этом можно заметить, что в соответствии с ФГОС
основа образовательного процесса – это формирование умений учиться. Также можно
назвать универсальными учебными действиями (УУД) [46].

Развитие универсальных  учебных
действий рассматривалось многими педагогами в рамках системно-деятельностного
подхода. При этом к числу таких авторов можно отнести: Г.В. Бурменскую, А.Г.
Асмолова, И.А. Володарскую и многих других педагогов и исследователей.

Можно отметить, что структура педагогического образование все
больше превращается  в универсальную, а в
то же время знания являются интегрированными. 
Такие направления в обучении совпадают также с личностно-ориентированным
обучением, нацеленным на личность самого учащегося. При этом принимаются во
внимание способности и возможности каждого ученика, возможности обучаться
самостоятельно, и также получать и добывать новое знание [6].

Следует обратить также внимание на то, что требования ФГОС заключается
не только в формировании учебных результатов по предметам. Но также такие
требования включают требования к личностному развитию учащихся, к развитию
их  познавательных процессов, что в свою
очередь будет способствовать формирование успеха в учебе. Отметим определение УУД из ФГОС. Так, под ними можно понимать совокупность
действий учащихся, которые обеспечивают его культурную самобытность, социальную
компетентность, терпимость, способность самостоятельно приобретать новые знания
и навыки, включая организацию этого процесса [19].

Также можно рассматривать и УУД в более узком понимании. Другими
совами данное понятие можно рассматривать как определенные действия учеников
или же их умения и навыки. Такие навыки могут гарантировать ученику то, что он
сможет сам самостоятельно получать новое знание,  гарантировать развитие и саму организацию
обучения [5].

Изучением понятия УУД занималась Т. В. Василенко. Так, по мнению
автора под этим понятием можно понимать определенную постоянную величину в
процессе обучения и воспитания. Несомненно, в процессе того как формируются все
виды УУД у учеников у них также появляются способности к самообучению, к
получению нового учебного материала, к формированию определенных умений.
Формируются основные компетенции  [7]. Изучением понятия УУД занималась О.В. Клубович. С точки зрения
автора, под этим термином можно понимать определенное средство в
самостоятельном получении знаний, при этом это относится к разным предметам и
учебным дисциплинам, и в общем, ко всему процессу обучения. Включая разные характеристики
[26].

Как уже упоминалось различными авторами, сам процесс формирования
УУД может быть реализован по разным предметам и учебным дисциплинам. Можно
отметить, что любой из школьных предметов предоставляет некоторые возможности
для реализации формирования УУД. При этом этот процесс может меняться в
зависимости от использования определенных образовательных методик и от самого
содержания предмета.

Можно отметить, что основное качество УУД заключается в их
универсальности. При этом важно отметить также и надпредметность. А также
метапредметность. Вместе с тем, можно сказать, что в целом развитие УУД может
гарантировать общее развитие личности, формирование культурных навыков,
обеспечить непрерывность образовательного процесса в целом.

Вместе с тем в процессе обучения важно не только содержание
конкретного учебного предмета, но и особенности развитие школьников на каждом
возрастном этапе. В зависимости от этого будут преобладать те или иные
способности и возможности [16].

В содержании ФГОС выделяются несколько типов УУД. К их числу можно
отнести: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. На базе
этих типов УУД реализуется формирование всех учебных компетенций – это основа
педагогического процесса. Коммуникативные УУД дают возможность
обеспечения социальной компетентности и учёта позиций своих собеседников,
умение слушать, умение вступать в диалог с собеседником, участвовать в общем
обсуждении проблем, самостоятельно ставить цель и задачи занятия, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

 К блоку коммуникативных УУД можно отнести
следующие качества:

— полноценное учебное сотрудничество
с одноклассниками и учителями, постановка цели занятия, распределение ролей в
группе, способы взаимодействия между собой;

— уместная постановка вопросов во
время работы в коллективе, инициативное и продуктивное сотрудничество в
информационном пространстве;

— своевременное разрешение конфликтных
ситуаций, поиск проблемы, своевременное её устранение, принятие верного и
альтернативного решения;

— управление поведение партнёра-
контроль, коррекция, оценка действий; — способность передать свои мысли и чувства с
использованием умений передать свои мысли с помощью монолога и участия в
диалоге, основываясь на основных языковых нормах[13].

Можно отметить, что математический
курс, изучаемый младшими школьниками также имеет свои возможности для развития
коммуникативных УУД. При этом развитие речи может происходить, как в научном
плане, так и в плане устных речевых навыков. При этом также реализуется
формирование:

— навыков общения с другими людьми на основе
грамматически норм и правил;

— навыков 
использования научной речи при решении математически упражнений;

— навыков групповой активности учащихся и
работы по парам [13].

Формирование УУД обеспечивает
индивидуализацию обучения. Нацеленности учебного процесса на каждом его этапе
достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. При развитии
универсальных учебных действий идёт обеспечение и формирование психологических
и психических функций в работе головного мозга, которые дают определения
условиям успешной учебной деятельности и освоения всех школьных дисциплин. Если
в начальной школе универсальные учебные действия будут сформированы в полной
мере, то детям будут не сложно учиться на других этапах [25].

Стоит отметить, что уже в рамках
обучения в начальной школе каждый учащийся должен уметь адекватно общаться и
коммуницировать с окружающими людьми и ровесниками. При этом важно уметь
регулировать собственные интересы с интересами другого человека при обще
работе, уметь следовать различным ролям в общем деле, уметь решать общие
проблемы вместе, быть способным уважать других, уступать при возникновении
конфликта, стремиться к получению общего результата [6]. На учебную успешность учащихся влияет
коммуникативная компетентность, если учащиеся при ответе ощущает дискомфорт и
неуверенность, тревогу, то ответ этого учащегося будет намного хуже его знаний.
Негативный опыт этого ученика так же будет сказываться и на дальнейшей его
учебной деятельности. Ребёнок легко находящий общий язык со своими сверстниками
не испытывает психологический комфорт и удовлетворён ситуацией. И совсем
наоборот, неумение общаться сужает круг общения, появляется ощущение
неприятности, одиночества в коллективе, проявления враждебности к
одноклассникам и приступов девиантного поведения в классе.

В период обучения в начальной школе
главную роль играет коммуникативная деятельность учителя при общении с детьми.
Правильное коммуникационное взаимодействие обеспечивает верную совместную
работу учеников, предполагает не только обмен информацией, но и достижение
некой общей цели: установление доброжелательности в коллективе, совместная
продуктивная работа, процессы межличностного восприятия между членами рабочей
группы. Блок коммуникативных действий дает  многие возможности учащимся. В том числе:
гарантирует адекватное социальное общение между учащимися, формирует диалоговую
речь, формирует навыки совместного решения определенных задач, формирует процесс
коммуникации с окружающими людьми [2].

И.Н. Агафонова выделила
характеристики приёмов формирования коммуникативных УУД:

— нужно дать время учащимся на
обдумывание верного и правильного ответа;

— при прослушивании ответов других
учеников нужно научить детей внимательно слушать своих одноклассников;

— никогда не навязывать и не вносить
коррективы в ответ учеников;

— соглашаться и поддерживать все
высказывания, не зависимо будут ли верны они или нет;

— представлять возможность задавать
вопросы и вносить свои коррективы на понимание высказываний их одноклассников,
если мнения расходятся;

— дать возможность задать уточняющие
вопросы автору высказывания; создавать атмосферу доброжелательности и уважения
в общении [2].

Формирование и развитие
коммуникативных УУД рассматривали в своих исследованиях разные авторы и
педагоги. К числу таких авторов можно отнести А.Г. Асмолова. Так, с точки
зрения автора, такой вид УУД гарантирует, что у учащихся будет развито:

— навыки участия в диалоговом общении;

— навыки общения в группе людей при решении
общих проблем в достижении одной цели;

— навыки коллективной деятельности и
коллективного общения;

— навыки прислушиваться к мнению другого
человека;

— навыки работы с группой людей и
обеспечение эффективной коммуникации между ними [52].

Вместе с тем в рамках обучения в
начальной школе развитие коммуникативных УУД более подробно стоит рассматривать
только к четвертому классу. Так как именно к данному периоду этот вид УУД будет
достаточно развит. Можно отметить, что в этот же период при условии того, что
ребенок сможет перестать быть эгоистом, он сможет лучше понять людей вокруг
него. Важно также определить, что образовательный процесс и в начальной школе
строится на основе коллективной, групповой и парной работы. Соответственно,
формирование и развитие коммуникативных УУД является актуальным для учащихся
начальной школы. В том числе и для личностного развития школьника.

Можно отметить, что процесс
коммуникации может включать не только процесс обмена определенными материалами.
Вместе с тем, это процесс также включает 
и  межличностное взаимодействие,
нахождение в социуме. За счет развития коммуникативных УУД учащийся сможет
понять своего одноклассника, понять, что существуют  разные взгляды на одни и те же события,
смогут работать в коллективе, будут способны передать свою точку зрения.

Можно также остановиться на том, что
в процессе нахождения в социуме учащиеся трансформируют свое собственное «Я».
Тем самым можно сказать, что учащиеся 
находятся в процессе социализации. Однако, процесс формирования
коммуникативных УУД должен быть эффективным. С этой целью каждый учитель должен
ставить перед собой такую цель. Основное значение коммуникативных УУД
заключается в наличии желания достичь одной цели, а также в организации и
реализации общей работы.  Весь период
школьного обучения сопровождается развитием данных умений и способностей.
Однако важно также отметить, что к активному общению и коммуникации с другими
людьми ребенок приходит непосредственно в период обучения в начальной школе.
Можно отметить, что ведущая деятельность ребенка в этот период – это
деятельность по получению образования. Также для ребенка важно общаться с
ровесниками, что, несомненно, оказывает влияние на личностное развитие
школьника. При этом учащийся активно взаимодействует в другими учащимися. Такое
взаимодействие может реализоваться в процессе коллективной, групповой работы, на
уроке и на перерывах между уроками. При этом те навыки социального общения,
которые были получены младшим школьником в этот период, станут основой для
социализации в целом будущего подростка.

Как уже отмечалось, для того чтобы
развитие подростка было конструктивным основу для этого следует закладывать еще
в период обучения в начальной школе. При этом на первое место выдвигаются
навыки социального или коммуникативного общения. Следовательно, важно
обеспечить непрерывно образовательного процесса. Помогает в этом именно
развитие УУД.

Урочная и неурочная учебная
деятельность так же является базисом для формирования коммуникативных УУД, а
также в процессе создания совместных проектных продуктов. В начальной школе
необходимо создавать условия для продуктивной коммуникации между учениками и
педагогом. Это даёт возможность для условия решения детьми учебных задач, а
также и для определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося,
сформированность умения строить работу с ориентацией на поставленную задачу. В
процессе обучения младшие школьники научатся контролировать как свои действия,
так и действия партнёра по совместной работе, использовать речь для регуляции
своих действий, договориться, приходить к общему выводу, учитывать разные
позиции, формулировать свою точку зрения и уметь излагать собственное мнение.

Таким образом, были проанализированы
различные подходы к процессу развития коммуникативных универсальных учебных
действий у учащихся в начальной школе. Можно отметить, что под этим понятием
понимают определенную важную часть личностного становления. При этом процесс
коммуникации и социализации учащегося начальной школы должен контролироваться
учителем. Основываясь на возрастных, физиологических и индивидуальных
особенностях учащихся следует выстраивать и процесс развития коммуникативных
УУД.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы