Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Развитие исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 6

1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников» 6

1.2. Педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 10

1.3. Технология развития у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности 15

Выводы по первой главе 23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 24

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 24

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 34

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 41

Выводы по второй главе 46

Заключение 48

Список использованных источников 49

Приложения

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из основных задач современного начального общего образования является не просто приобретение знаний, а предоставление учащимся разнообразного опыта деятельности, развитие умения самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать методы их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания определенных условий в учебной практике для участия учеников в позитивной познавательной деятельности, особенно исследовательской.

Учебно-исследовательские методы, способствующие формированию исследовательских умений, активно используются при организации развивающей учебной деятельности или при формировании самостоятельных компонентов в современной начальной школе. Целью исследовательской деятельности является овладение учениками функционально-исследовательскими умениями, как универсальным способом овладения действительностью, а также развитие способности к изучению типа мышления. Не так давно все школы России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в начальных классах (ФГОС НОО), одно из центральных мест занял вопрос развития исследовательских умений учащихся. В этих условиях люди все больше интересуются людьми, обладающими навыками и способностями исследовательского характера, способными самореализоваться и создать что-то новое. На этом этапе развития образования постоянно появляются новые методы и приемы обучения. Для развития исследовательских умений необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие постановке целей, в частности ясность и системность цели; мотивацию; творческую среду, психологический комфорт; личность педагога; учет возрастных особенностей.

В настоящее время имеется достаточное количество мнений исследователей по проблеме развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что разработкой научно-методических основ формирования исследовательских умений младших школьников занимались как отечественные (В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), так и зарубежные (Дж. Бруннер, А. Дистервег, Я. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж.Руссо, С. Френе, И. Пестолоцци) педагоги. Подтверждение развивающего обучения, направленного на формирование исследовательских умений добывать, а затем применять полученные знания было дано П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, М.М. Скаткиным, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской. Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся представлены в работах А.И. Савенкова, Л. А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова. Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие: между ценностью развития исследовательских умений младших школьников и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе начальной школы.

Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов?

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

Объект исследования: исследовательские умения младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень развития исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если:

— уделять повышенное внимание проектированию в учебной деятельности учащихся;

— учитывать возрастные особенности младших школьников;

— создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте.

2. Изучить педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников.

3. Провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.

4. Проанализировать результаты исследования.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников, сравнение, классификация, систематизация, обобщение; эмпирические – метод тестирования обучающихся, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Теоретико-методологическая основа исследования: научные работы, посвященные изучению исследовательских умений детей младшего школьного возраста (А.И. Савенков, И.В. Комарова, М.И. Махмутов и др.); исследования, посвященные проблеме использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений (Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, Е.В. Зачесова, О.А. Ивашова, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутов, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, А.В. Тихомиров, В.Ф. Феоктистова, Н.А. Семенова и др.).

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе рассмотрели теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности. Сделав анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами были сформулированы понятия исследовательские умения и проектная деятельность.

Были выделены, теоретически обоснованы, а также апробированы педагогические условия по формированию исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира: проведение уроков исследований, применение упражнений и заданий исследовательской направленности, создание исследовательских проектов; планомерное и поэтапное формирование исследовательских (операционных, организационных и практических) умений.

Во второй главе провели опытно-экспериментальную работу по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности.

В результате проведенной диагностики было выявлено, что на контрольном этапе высокий уровень в учащихся повысился на 49%, низкий уровень понизился на 25%.

Таким образом, эффективность работы по формированию исследовательских умений у младших школьников подтверждена результатами повторной диагностики.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности

1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников»

Проблема подготовки молодого поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания, неординарно мыслить, искать знания в новых, непривычных условиях, является актуальной.

Сегодня же возникает потребность не только в знающих людях, но и в такой категории людей, которая способна видеть, формулировать и решать самостоятельно новые проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений учащихся является актуальной проблемой современного обучения [14].

В широком смысле умение — это усвоенная готовность сознательно решать те или иные задачи. Умение предусматривает неплохую ориентацию в новых условиях и подключает в себя элементы творчества. Г.С. Костюк считает, что существует столько умений, сколько различных конкретных видов деятельности человека [11].

Общий обзор и анализ основных исследований ученых исследовательских умений учеников показывает существование различных точек зрения на определение понятия исследовательских умений учеников и позволяет сделать вывод о том, что такое исследовательские умения:

— связаны с общими учебными навыками (охватывающие все академические предметы);

— состоят из алгоритма действий (практического и интеллектуального характера);

— следуют логике научного исследования и сознательно используются учениками для освоения новых знаний в учебном процессе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы