Платная доработка на тему «Развитие исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников» 6
1.2. Педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 10
1.3. Технология развития у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 24
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности 41
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложения
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из основных задач современного начального общего образования является не просто приобретение знаний, а предоставление учащимся разнообразного опыта деятельности, развитие умения самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать методы их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания определенных условий в учебной практике для участия учеников в позитивной познавательной деятельности, особенно исследовательской.
Учебно-исследовательские методы, способствующие формированию исследовательских умений, активно используются при организации развивающей учебной деятельности или при формировании самостоятельных компонентов в современной начальной школе. Целью исследовательской деятельности является овладение учениками функционально-исследовательскими умениями, как универсальным способом овладения действительностью, а также развитие способности к изучению типа мышления. Не так давно все школы России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в начальных классах (ФГОС НОО), одно из центральных мест занял вопрос развития исследовательских умений учащихся. В этих условиях люди все больше интересуются людьми, обладающими навыками и способностями исследовательского характера, способными самореализоваться и создать что-то новое. На этом этапе развития образования постоянно появляются новые методы и приемы обучения. Для развития исследовательских умений необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие постановке целей, в частности ясность и системность цели; мотивацию; творческую среду, психологический комфорт; личность педагога; учет возрастных особенностей.
В настоящее время имеется достаточное количество мнений исследователей по проблеме развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что разработкой научно-методических основ формирования исследовательских умений младших школьников занимались как отечественные (В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), так и зарубежные (Дж. Бруннер, А. Дистервег, Я. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж.Руссо, С. Френе, И. Пестолоцци) педагоги. Подтверждение развивающего обучения, направленного на формирование исследовательских умений добывать, а затем применять полученные знания было дано П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, М.М. Скаткиным, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской. Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся представлены в работах А.И. Савенкова, Л. А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова. Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие: между ценностью развития исследовательских умений младших школьников и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования исследовательских умений у младших школьников.
Объект исследования: исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень развития исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если:
— уделять повышенное внимание проектированию в учебной деятельности учащихся;
— учитывать возрастные особенности младших школьников;
— создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте.
2. Изучить педагогические условия развития исследовательских умений у младших школьников.
3. Провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников, сравнение, классификация, систематизация, обобщение; эмпирические – метод тестирования обучающихся, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные работы, посвященные изучению исследовательских умений детей младшего школьного возраста (А.И. Савенков, И.В. Комарова, М.И. Махмутов и др.); исследования, посвященные проблеме использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений (Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, Е.В. Зачесова, О.А. Ивашова, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутов, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, А.В. Тихомиров, В.Ф. Феоктистова, Н.А. Семенова и др.).
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В первой главе рассмотрели теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности. Сделав анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами были сформулированы понятия исследовательские умения и проектная деятельность.
Были выделены, теоретически обоснованы, а также апробированы педагогические условия по формированию исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира: проведение уроков исследований, применение упражнений и заданий исследовательской направленности, создание исследовательских проектов; планомерное и поэтапное формирование исследовательских (операционных, организационных и практических) умений.
Во второй главе провели опытно-экспериментальную работу по развитию исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности.
В результате проведенной диагностики было выявлено, что на контрольном этапе высокий уровень в учащихся повысился на 49%, низкий уровень понизился на 25%.
Таким образом, эффективность работы по формированию исследовательских умений у младших школьников подтверждена результатами повторной диагностики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности
1.1. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения младших школьников»
Проблема подготовки молодого поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания, неординарно мыслить, искать знания в новых, непривычных условиях, является актуальной.
Сегодня же возникает потребность не только в знающих людях, но и в такой категории людей, которая способна видеть, формулировать и решать самостоятельно новые проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений учащихся является актуальной проблемой современного обучения [14].
В широком смысле умение — это усвоенная готовность сознательно решать те или иные задачи. Умение предусматривает неплохую ориентацию в новых условиях и подключает в себя элементы творчества. Г.С. Костюк считает, что существует столько умений, сколько различных конкретных видов деятельности человека [11].
Общий обзор и анализ основных исследований ученых исследовательских умений учеников показывает существование различных точек зрения на определение понятия исследовательских умений учеников и позволяет сделать вывод о том, что такое исследовательские умения:
— связаны с общими учебными навыками (охватывающие все академические предметы);
— состоят из алгоритма действий (практического и интеллектуального характера);
— следуют логике научного исследования и сознательно используются учениками для освоения новых знаний в учебном процессе.