Платная доработка на тему Развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 2117», образовательная площадка для дошкольных групп № 3)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях 9
1.2. Особенности развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 12
1.3. Возможности и методы развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 23
2.1. Изучение уровня развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 23
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе 33
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 46
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 46
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 54
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальности темы исследования. Для каждого ребенка поступление в школу определяет самый сложный период в их жизни с психологической точки зрения. С поступлением ребенка в школу его жизнь меняется практически полностью: ему приходится участвовать в новых для него видах деятельности, вступать в контакты с новыми незнакомыми людьми (как взрослыми, так и сверстниками), предъявляющими ему новые требования. Кроме этого, меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, которые дети должны выполнять. Также от ребенка требуется максимальная мобилизация всех его резервов: эмоциональных, интеллектуальных, физических. Если сравнивать нагрузки, которые испытывает ребенок при поступлении в школу, с чрезвычайно сложными нагрузками, которые испытывает взрослый, то по интенсивности и силе они будут подобными. Чтобы избежать психологической травматизации ребенка, необходима работа по формированию у него готовности к школьному обучению в различных ее проявлениях, иначе говоря, должна быть сформирована психологическая готовность, важнейшим компонентом которой является интеллектуальный компонент. Сущность интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе состоит в том, что дети должны овладеть способностью к овладению рядом мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация). Кроме это сформированность интеллектуального компонента предполагает наличие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Однако, самыми важными показателями сформированности данного компонента являются уровни развития у детей мышления и речи.
Эта тема была, есть и будет актуальной поскольку каждый ребенок проходит через этот период и это чрезвычайно сложно для него.
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе была важной проблемой в зарубежной и отечественной науке и потому глобально изучалась (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.). В центре внимания находятся: «кризис 7 лет», основные новообразования в развитии ребенка (Л.И. Божович, Е.Э. Кравцова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова), эмоционально-волевая сфера (Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга), формирование мотивации к обучению (А.К. Маркова), степень сформированности знаний, умений и навыков (Т.И. Тарунтаева), коммуникативно-речевое развитие (М.И. Лисина), связь психологической готовности к школе с обучением (М.М. Безруких) и другие не менее важные аспекты. Однако вопрос развития интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет остается не до конца исследованным. Этим и обусловлена актуальности темы данного исследования.
Объект исследования ‒ интеллектуальный компонент психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования ‒ психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что: программа развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе будет эффективной при соблюдении следующих условий:
– обеспечение понимания ребенком смысла и значения изученного;
– наличие нового, как в смысле изученного, так и в самом подходе к его рассмотрению;
– обеспечение эмоциональной привлекательности обучения.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях.
2. Описать возможности и методы развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
3. Реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе и проверить ее эффективность.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе для педагогов-психологов и родителей.
Теоретико-методологическая основа исследования: работа охватывает труды отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) и современные научные труды, опираясь на широкий круг источников.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;
2) эмпирические: тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Р.С. Немов).
2. Методика исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку).
3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; в проведенной опытно-экспериментальной работе по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе; в возможности использования полученных результатов исследования в работе с дошкольниками 6-7 лет по развитию у них интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе.
Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2117», образовательная площадка для дошкольных групп № 3.
Выборка исследования: 50 дошкольников 6-7 лет: экспериментальная группа ‒ 25 детей старшего дошкольного возраста; контрольная группа ‒ 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (4 с.), двух глав (глава 1 ‒ 14 с., глава 2 ‒ 22 с., глава 3 ‒ 10 с.), заключения, списка литературы (49 источников), четырех приложений. Текст работы содержит 15 рисунков, 9 таблиц. Общий объем работы ‒ 81 страница.
Заключение:
Нами была раскрыть сущность понятия «психологическая готовность к школе». Мы установили, она представляет собой явление психологической готовности дошкольников к школьному обучению ‒ это сложное психолого-педагогическое образование. Это качественная характеристика развития интеллектуальной сферы старшего дошкольника, совокупность его психологических особенностей, без которых невозможно успешное обучение в школе. Важным компонентом интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе является приобретенный детьми опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), имеющийся у него на момент поступления в школу.
Описание возможностей и методов развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе позволило сделать вывод о том, что в данном контексте целесообразно использовать различные дидактические игры, позволяющие развивать у детей психические познавательные процессы, речь. Все это обеспечивает развитие интеллектуального компонента.
Нами была реализована опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе и проверить ее эффективность. В работе с детьми реализовывались следующие условия:
– обеспечение понимания ребенком смысла и значения изученного;
– наличие нового, как в смысле изученного, так и в самом подходе к его рассмотрению;
– обеспечение эмоциональной привлекательности обучения.
Развитие интеллектуального компонента психологической готовности дошкольников 6-7 лет осуществлялось через развитие их логического мышления. Для этого педагогом было обеспечено обобщение и усложнение практики дошкольников. Проводилась работа по усвоению детьми способов самой умственной деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показал эффективность использования игр, игровых заданий в работе с дошкольниками.
Также нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе для педагогов-психологов и родителей. Считаем, что педагоги должны уделять достаточное внимание эмоциональному развитию дошкольника, являющегося одним из важных факторов обеспечения личностного подхода к организации дошкольного образования, целостности формирования личности ребенка, развития у него интеллектуального компонента готовности к обучению в школе.
В ходе развития интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе у дошкольников 6-7 лет важная роль отведена также и родителям (законным представителям). В связи с этим родители должны обладать информацией о специфике развития у детей интеллектуального компонента психологической готовности и том, как им нужно себя вести с детьми данной категории.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях
Анализ дидактико-психологической литературы позволяет утверждать, что проблема готовности к различным видам деятельности, определение путей ее формирования стала предметом изучения многих исследователей современной педагогической и психологической науки (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.).
Понятие «готовность к выполнению деятельности» в современной науке рассматривается учеными с точки зрения разных аспектов. По мнению С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева готовность ‒ это наличие способностей. К.К. Платонов определял как качество личности. Согласно мнению Д.Н. Узнадзе, готовность является психологическим состоянием. И.Д. Ладанов придерживался мнения, что готовность стоит рассматривать в качестве психологического условия успешности выполнения деятельности.
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович под готовностью понимают как своеобразное «настроение», характеризующееся возможностями личности успешно действовать в данное время. Готовность, по мнению ученых, является и состоянием человека, и интегративным качеством его личности [11].
По мнению В.А. Крутецкого, готовность является синтезом личностных качеств человека, определяющих его способность к осуществлению определенной деятельности [18].
Большинством исследователей, рассматривающих явление готовности к определенной деятельности, понимается как единство трех компонентов: содержательного, процессуального и мотивационно-целевого (В.В. Сериков; О.Б. Дмитреева и др.).
Итак, анализ подходов оказывает, что готовность понимается в качестве сложного целостного образования; динамического явления; систем, детерминирующих внутренние и внешние факторы.
Важное место среди исследований психологической готовности к деятельности занимает психологическая готовность детей к школе.
Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать сформировавшейся внутренней позицией школьника. Без нее не будет готовности к школьному обучению, что приведет к неуспеваемости ребенка в обучении.
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению считаем также сформировавшуюся у него внутреннюю позицию школьника. Для этого, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.И. Назаренко и др.), должна быть сформирована детерминанта «ощущения необходимости обучения», не являющейся внутренней потребностью ребенка стать школьником.
По мнению Я.Л. Коломинского, на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту у ребенка должно возникнуть противоречие между повышением его интеллектуальных возможностей и способами их реализации, свойственных дошкольнику [14].
По мнению некоторых ученых, готовность к обучению в школе непосредственно связана с теми новообразованиями, которые в психике ребенка формируются и развиваются к концу дошкольного возраста. К примеру, Л.И. Божович отмечает, что ребенок при поступлении в школу должен следовать новым требованиям. Для их выполнения ребенок должен быть готов изменениям в его социальной позиции, должен хотеть учиться, кроме этого, ему требуется достаточная мотивация, адекватная самооценка. Совокупность перечисленных качеств и новообразований представляет собой, по мнению ученого, психологическую готовностью ребенка к школьному обучению [2].