Платная доработка на тему Развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы 8
1.1. Содержание понятия «инициатива учащихся 2 класса по использованию математики», показатели и уровни ее развития 8
1.2. Нормативно-правовое обеспечение требований к дополнительной общеразвивающей программе 12
1.3. Проектирование дополнительной общеразвивающей программы, ориентированной на развитие инициативы учащихся 2 класса по использованию математики 14
Глава 2. Методические аспекты развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы 17
2.1. Методика реализации дополнительной общеразвивающей программы, ориентированной на развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики 18
2.2. Возможности использования дистанционных форм коммуникации в дополнительной общеразвивающей программе, ориентированной на развитие инициативы у учащихся 2 класса 21
2.3. Диагностический инструментарий по оценке эффективности разработанной дополнительной общеразвивающей программы как средства развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33
Приложение А 34
Приложение Б 35
Введение:
Актуальность исследования. Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. В ряду разнообразных качеств, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное значение приобретает инициативность, так как овладение данным качеством является одним из факторов успешного развития личности.
Актуальность проблемы развития инициативности младших школьников подтверждается рядом государственных документов, в частности, об этом заявлено в Программе «Развитие образования», в которой одной из задач определяется развитие инициативности, активности, лидерских качеств. Эти качества необходимы для становления полноценной и успешной личности.
К проблеме развития у младших школьников инициативности обращались многие исследователи, такие как Э. Х. Эриксон, А. В. Волохов, И. И. Фришман, Т. С Борисова, Е. П. Ильин и др.
Проблемы развития инициативности обоснованы тем, что в нашем обществе довольно редко встречаются активные и инициативные люди. Но в современное время важны такие качества как: навыки самостоятельно справляться с собственными трудностями, самому находить пути разрешения из трудных ситуаций и осуществлять свой выбор. Такое личностное качество может оказать помощь человеку благополучно адаптироваться к обществу. Инициативные люди с легкостью могут влиться в коллектив, высказывать собственное мнение, привносить свежие идеи, к тому же сам коллектив будет заинтересован в общении с такими людьми.
Актуальность проблемы развития инициативности у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса развития инициативности для становления полноценной и успешной личности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов её развития, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы.
Объект исследования: обучение математике во втором классе.
Предмет исследования: развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Цель исследования: теоретически обосновать и на основе экспериментальных данных разработать методические рекомендации по развитию инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи исследования:
1) провести анализ учебных пособий по математике для 2 класса федерального комплекта и проекта ФГОС НО (2021), научно-методической литературы относительно представленности в них материалов для проведения работ по развитию инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики, выявить содержание понятия «инициатива учащихся 2 класса по использованию математики», показатели и уровни ее развития;
2) исследовать вопрос об отражении в нормативно-правовой литературе (документах) требований к дополнительной общеразвивающей программе, определить содержание понятия «дополнительная общеразвивающая программа»;
3) разработать дополнительную общеразвивающую программу, ориентированную на развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики;
4) разработать методику реализации дополнительной общеразвивающей программы, ориентированной на развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики;
5) в разработанной методике реализации дополнительной общеразвивающей программы, ориентированной на развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики, выявить возможности использования дистанционных форм коммуникации;
6) создать диагностический инструментарий по оценке эффективности разработанной дополнительной общеразвивающей программы как средства развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики.
Методы исследования: изучение и анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение и обобщение, синтез, абстрагирование, классификация; анкетирование, качественный и количественной анализ результатов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате выполнения данной курсовой работы мною были получены следующие выводы:
1. Под понятием инициатива учащихся 2 класса по использованию математики можно понимать некоторую форму активности учащихся 2 класса, которая считается причиной начала и развертывания деятельности по решению различных математических заданий. Показателями данного качества будут выступать: осознанность действий, самостоятельность действий, владение математическими понятиями. В соответствии с этим можем определить уровни проявления инициативы учащихся 2 класса по использованию математики: высокий, средний и низкий.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
3. Представлены содержание и особенности проектирования дополнительной общеразвивающей программы «Математика вокруг нас», ориентированной на развитие инициативы учащихся 2 класса по использованию математики. Программа ориентирована на обучающихся второго класса и организована для обучающихся одного класса. Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на занятия по одному разу в неделю по 40 минут. Продолжительность курса составляет 17 часов.
4. Была представлена методика реализации дополнительной общеразвивающей программы«Математика вокруг нас», ориентированной на развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики.
5. В данной работе сделали акцент на платформе для дистанционного образования Google Classroom. Можно выделить основные преимущества данной системы: доступен везде, где есть Интернет; могут использовать люди с полным и частичным нарушением зрения. Google трепетно относится к безопасности информационного пространства: в Классе нет рекламы, а все размещенные материалы не могут быть использованы в коммерческих целях.
6. На основе выбранного и представленного диагностического инструментария можно оценить эффективность разработанной дополнительной общеразвивающей программы «Математика вокруг нас». Для этого можно использовать следующие методики: наблюдение за учащимися; методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской; анкетирование на основании методики А.А. Горчинской «Инициативность в познавательной деятельности младшего школьника».
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута. Задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Содержание понятия «инициатива учащихся 2 класса по использованию математики», показатели и уровни ее развития
В современных условиях воспитание инициативы является одной из актуальных задач образования, которая еще не решена в полной мере. Необходимо прививать инициативу уже в начальной школе, но это возможно только в том случае, если образовательный процесс будет не пассивным, а интерактивным и творческим, с высокой степенью вовлеченности учащихся.
Развитие инициативы школьников в образовательном процессе является предметом многих психолого-педагогических исследований. Однако в педагогике и психологии само понятие «инициатива» до сих пор трактуется неоднозначно.
В словаре С. И. Ожегова «инициатива» толкуется как «внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость» [21].
В «Большом толковом словаре русского языка» термин «инициатива» – это почин, первый шаг в деле; предприимчивость, руководящая роль в каких-либо действиях; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; предложение выдвинутое для обсуждения [25].
В словаре по этике дано следующее определение термину «инициатива» (лат. initiare – начинать) – это принятие человеком самостоятельного решения, которое предполагает его посильное участие в той или иной сфере общественной жизни [12].
В педагогическом и общепсихологическом планах инициативность можно толковать как общность стараний и действий ученика, которые направлены на воплощение в реальность передовых идей и оригинальных предложений, на удовлетворение познавательных интересов и потребностей, которые являются фундаментом зарождения инициативности.
К. Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку [1].
Так же Е.А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно — потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление [22].
С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами [10].
А. С. Макаренко в собственных педагогических сочинениях назвал ключевую особенность инициативности – готовность к осуществлению поступков по личному почину. Множество исследовательских работ по инициативности как волевого качества подчеркивает, что ее развитие нереально без становления самостоятельности и самодеятельности [14].
Определяя значение волевого действия, С. Л. Рубинштейн говорил о том, что любое волевое действие считается целенаправленным [19]. Оно опосредуется сквозь сознание личности и считается действием, в котором человек проявляется и которым он показывает собственное отношение к остальным [24]. Среди остальных важных волевых качеств личности инициативность трактуется учёным как «умение качественно и свободно браться за дело по личному почину, не дожидаясь побуждения извне». К тому же, он выделил признаки инициативности, например, богатство и яркость новых мыслей и проектов, развитое воображение.
Необходимое условие для развития инициативности – это воспитание нравственного миропонимания, освоение основ морали, формирование чувства долга и ответственности. Главное поставить перед человеком порядочные стремления, развить в нём умение владеть собой, организовать условия, в которых ученики независимо от других могли бы поставить перед собой цели и решительно возлагали бы на себя ответственность [18].
Исследование термина «инициативность» позволило выделить пару групп признаков инициативности.
К первой группе относятся признаки такие, как личный почин, умение смело взяться за дело; ко второй группе относятся признаки, которые характеризуют инициативность как стремление к новому и т.д. [15]
Первая группа признаков относится к инициативе, которая выступает в качестве начала процесса инициации, а вторая группа – к инициативности как качеству личности, которая побуждает к началу процесса инициации. Следовательно, инициатива – это почин, который выступает как начало процесса инициации; а инициативность – качество личности, которое выражает неизменность состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к инициации.
Но также инициативность определяется, как качество, которое обеспечивает процесс инициации и его завершение, оно характеризуется стремлением к новому. Таким образом, можно судить о том, что инициатива выступает в то же время и как средство, и как первоначальный этап инициативности [28].
Для более полного понимания термина «инициативность» необходимо изучить ее структуру. В неё входят взаимосвязанные компоненты:
1. Когнитивный компонент рассматривается как наличие у субъекта знаний об окружающем мире, об изобилии форм жизни, разнообразии человеческого существования, позиций, мнений, знаний о себе, о собственных способностях и преимуществах своей личности, творческом способе решения задач без ограничения прав по отношению к другим людям.
2. Мотивационный компонент ориентирован на становление у учеников ценностных ориентаций, на побуждение инициативных поступков, где в основе располагается нравственная составляющая.