Платная доработка на тему Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
изучения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с ЗПР. 6
1.1. Становление сюжетно-ролевой игры
у детей дошкольного возраста в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 11
1.3. Особенности
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного
возраста с ЗПР 18
1.4. Комплексный метод руководства
сюжетно-ролевыми играми дошкольников 22
Вывод по 1 главе. 27
Заключение. 29
Список использованной литературы и
источников. 31
Введение:
Актуальность
работы. В практике психолого-педагогического сопровождения
детей с задержкой психического развития в рамках специального коррекционного
образовательного учреждения основной акцент ставится, в первую очередь, на
подготовку ребенка к школьному обучению, в то время как в игре ребенок получает
все необходимые знания и умения, которые потребуются от него в дальнейшем при
установлении межличностного контакта со сверстниками и взрослыми. Выделенное
противоречие формирует необходимость целенаправленного изучения особенностей
развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Психология дошкольного
возраста такова, что именно игровая деятельность выступает в качестве основного
средства для дальнейшей социализации и коммуникативного развития детей.
Соответственно, в случаях, когда дефект развития накладывает серьезный
отпечаток на развитие игровой деятельности ребенка с задержкой психического
развития, в первую очередь страдает способность ребенка к социализации и
адаптации в обществе.
Сюжетно-ролевая игра –
это образная игра по определенному замыслу детей, который раскрывается через
соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей.
В нашем современном
обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с
«задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза. Сегодня отношение
этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр
постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой
психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а
также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического
развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).
Степень
разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы,
выбранной нами темы были заложены в трудах Власовой Т. А., Баряевой Л.Б., Зарина А.,
Голубевой Л. В., Дробинской А. О., Лубовского В. И., Марковой, Л. С., Слепович,
Е. С. Эльконин, Е.А. и многих др.
Объект
исследования – процесс развития
сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет
исследования – особенности
развития сюжетно — ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель
исследования – обобщить и
систематизировать современные научные представления по проблеме развития
сюжетно — ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения
поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать становление
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме;
3. Изучить
психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;
4. Охарактеризовать особенности сюжетно-ролевой
игры у детей дошкольного возраста с ЗПР;
5. Изучить комплексный метод формирования
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Методы
исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей:
-положения
отечественной психологии развития, специальной психологии и коррекционной
педагогики: о роли дошкольного детства в личностном развитии ребенка;
соотношении первичных и вторичных нарушений; зоне ближайшего развития;
сензитивных периодах развития; коррекции и компенсации; об общности
закономерностей нормального и аномального развития (Л.C. Выготский, А.О.
Дробинской, П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л.С. Марковой, В.
И. Лубовский, Д. Б. Эльконин и др.);
-положения
отечественной теории игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве: о социальной
природе и социальном содержании игры; ее значении для социально-личностного
развития и социализации дошкольника; коррекционно-развивающих возможностях игры
(Л.А. Боряева, Зарин А., Л.C.Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е.С.
Слепович, Д. Б. Эльконин и др.).
Теоретическая
значимость исследования
заключается в обобщении современных научных представлений по проблеме развития
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая
значимость: материал
исследования может быть использован педагогами, работающими с данной категорией
детей, может служить основой для написания научной статьи, может использоваться
студентами при подготовке к практическому занятию.
Структура
курсовой работы состоит из введения, одной главы,
заключения, списка литературы, включающего 33 источника, приложений.
Заключение:
В настоящий
период времени система воспитания и образования в нашей стране переживает
ситуацию модернизации, связанную с внедрением инклюзивного образования.
Инклюзивное образование является полноправным участием детей с ограниченными
возможностями здоровья в жизни коллектива сверстников детского сада либо школы.
При этом существенно отличающиеся стартовые возможности нормально развивающихся
детей и детей с ОВЗ диктуют необходимость проектирования индивидуального
образовательного маршрута последних.
Проблема
оказания своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
является в последнее время предметом пристального внимания исследователей и
практических работников системы специального образования.
Категория детей
с задержкой психического развития является более многочисленной среди детей с ОВЗ
и неоднородной по составу группой детей.
Выраженные
и стойкие формы ЗПР требуют специальной психолого-педагогической коррекции.
В качестве
возможного выхода при массовых детских садах и образовательных учреждениях
создаются группы компенсирующей направленности для детей с заключением
«задержка психического развития».
Игра является
необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. В игре, как утверждал
Эльконин Д. Б., все события как бы пропускаются через переживание, дети не
символизируют в игре, однако желают, исполняют желание, пропускают через
переживание главные категории действительности.
Леонтьев А.
Н. утверждал, что овладение детьми наиболее широкими, недоступными непосредственно
им кругом действительности способно происходить лишь в игре.
Запорожец А.
В. говорил, что в игре дети дошкольного возраста при помощи своих движений и
действий с игрушками активно воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события
их жизни, отношения между ними и т. п., таким образом, складываются нужные
условия для осознания ребенком новейших областей действительности, и вместе с этим
и для развития имеющихся способностей.
Итак,
сюжетно-ролевая игра обладает социальной природой и строится на все
расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Новой сферой
действительности, которая осваивается ребенком в игре, становятся мотивы,
смыслы жизни и деятельности взрослых.
Дети
дошкольного возраста примеряют образы разных людей, принимают их точку зрения и
вступают в отношения с иными играющими, которые отражают реальное
взаимодействие взрослых, а потому, поведение детей в игре опосредуется образом
другого человека.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного
возраста с ЗПР
1.1.
Становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме Дошкольное
детство – это период интенсивной социализации ребенка. Оно обеспечивает ребенку
адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, с которыми он в жизни
непроизвольно сталкивается.
Успешность
вхождения ребенка дошкольного возраста в социальный мир определяет уровень его
адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений социума и человека, при
котором реализуются собственно личностные и социальные интересы [12].
Формы
неадекватной социализации проявляются в повышенной зависимости от оценки
окружающих, дефиците социальных навыков, наличии установок на внутреннюю
цензуру и прогнозировании негативного социального взаимодействия.
Блокада
действия, которая возникает из-за отклонения от оптимального поведения, может привести
к реакции беспомощности в форме социально неуверенного поведения [2].
Успешная
адаптация – это результат взаимодействия различных представителей социума и
готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния.
Развитие
социальной перцепции и эмоциональной сензитивности является основой образования
у детей коммуникативного акта, который необходим при совместных действиях
со сверстниками [12].
Создание
условий для повышения эффективности адаптации детей в мире межличностных
отношений и формирования компетентного самоощущения в любой жизненной ситуации считается
задачей любого дошкольного общеобразовательного учреждения (ДОУ).
Игра является
универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем
неуверенного ребенка, считается познавательным и многофункциональным процессом.
Благодаря
играм у ребенка вырабатываются новые способы реагирования на проблему, он более
успешно адаптируются к окружающему миру.
Игра является
особым видом деятельности, в которой дети сначала эмоционально, а потом
рационально осваивают всю систему человеческих отношений. Она считается особенной
формой освоения действительности при помощи ее моделирования и воспроизведения [5].