Специальная психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с помощью арт-терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава
1. Теоретико-методологическое обоснование применения арт-терапии для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………… 7 1.1 Анализ понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической
литературе  …………….…………………………………………….. 7 1.2 Возрастные особенности развития эмоциональной
сферы ………. 10 1.3 Особенности развития эмпатийности  у дошкольников с нарушением зрения …………………………………………………. 13 1.4 Арт-терапия как средство развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………… 17 Вывод по 1 главе …………………………………………………………. 23 Глава
2. Экспериментальное исследование возможностей арт-терапии как средства
психокоррекции эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения …………………….…………. 24 2.1 Организация и проведение
экспериментального исследования …. 24 2.2 Анализ и интерпретация результатов
констатирующего этапа исследования ………………………………………………………… 28 2.3 Организация коррекционно-развивающих
мероприятий по формированию эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с
помощью арт-терапии ………….………………………… 45 2.4 Анализ и  интерпретация  результатов контрольно-оценочного
этапа
эксперимента …………………………….……………………. 49 Вывод по 2 главе ……………………………………………………..…… 67 Заключение
……………………………………………………………….. 70 Список
литературы ……………………………………………………… 73 Приложение
.……………………………………………………………… 82

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения,
и даже воздействие неблагоприятных факторов может привести к проблемам со
зрением. В условиях гуманизации общества особенно приоритетным становится
развитие типа взаимоотношений, основанных на гуманизме, на уважении к
индивидуальности каждого человека. В качестве неотъемлемой части культуры
личности выступает эмоциональная зрелость, развитые социальные эмоции, наличие
способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у
детей эмпатийности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы
эмоционально-нравственной культуры личности.

Проблемой изучения эмоционального развития детей с нарушениями
зрения занимались Н.Н. Будай [9], В.З. Денискина [21], Л.А. Дружинина [24],
В.П. Ермаков [25], А.В. Запорожец [27], М.И. Земцова [29], И.Г. Корнилова [38],
А.Г. Литвак [42], Г.В. Никулина [50], Л.И. Плаксина [58], Л.А. Ремезова [62],
Л.И. Солнцева [68], В.А. Феоктистова [77], В.Ю. Федоренко [76] и др.

На современном этапе развития
общества происходит активный поиск, разработка и внедрение вариативных программ
личностно ориентированного обучения и воспитания. Особо актуальна проблема
разработки и апробации инновационных методов и средств, направленных на
коррекцию эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Одним из перспективных
направлений коррекции эмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте
является арт-терапия. Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик
арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы
является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной
активности, придание ценности детским переживаниям.

Психотерапевтическим
воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие
личности занимались А.И. Аржанова [2], И.П. Воропаева [13], В.Г.
Нечаева [47], Р.В. Овчарова [53], и др. Таким образом, арт-терапия обладает
возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его
способности к самопознанию.

Актуальность работы
обусловлена противоречием между необходимостью усиления значимости эмпатийности
для межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением
зрения и недостаточным использованием потенциала арт-терапии при развитии
эмпатийности таких дошкольников.

Объект исследования: эмпатийность у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: возможности арт-терапии в развитии
эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: у
старших дошкольников с нарушениями зрения есть трудности в развитии
эмпатийности (недостаток знаний о социальных эмоциях, недостаточная
сформированность эмпатических реакций на переживания другого, несформированные
способности оказания помощи и содействия сверстникам, ограниченность форм
устойчивого содействия сверстнику, несформированность способности к выражению
сочувствия и сопереживания и др.), а также, что арт-терапия является
эффективным методом развития эмпатийности.

Цель исследования: оценка эффективности арт-терапии для развития эмпатийности
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Названные проблема,
цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное
решение следующих задач исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме

исследования;

2. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения актуального уровня эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения;

3. Разработать и реализовать коррекционную программу для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения;

4. Провести   изучение
итогового уровня эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения и оценить успешность проведённой работы.

Методы и методики. Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы использовался
комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:

− Анализ  теоретических  и  методологических
данных по проблеме

исследования;

− Эмпирические методы исследования (беседа,  
наблюдение,

эксперимент);

− Количественный и качественный анализ результатов.

− Математическая обработка результатов по t-критерию Стьюдента

для связных выборок.

Исследование
эмпатийности проводилось при помощи следующих методик:

− Методика «Изучение понимания эмоциональных
состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

− «Изучение эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина);

− Опросник «Характер проявлений эмпатических
реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);

− «Метод  
проблемных  ситуаций» (Л.А.  Венгер, О.М. Дьяченко);

− «Изучение 
эмоциональных проявлений  детей
при разыгрывании

сюжетных
сценок» (А.Д. Кошелева). База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Реутов, ул.
Комсомольская, д.17, заведующий — Семенова Наталья Сергеевна.

Контингент испытуемых. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения общим количественным составом 30 человек, распределенных в
две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 человек в каждой.

Практическая значимость
исследования заключается в
составлении комплекса для диагностики уровня эмпатийности у дошкольников с
нарушением зрения; разработке и апробации коррекционно-развивающей программы для
развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения. Программа на основе
арт-терапии, может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с
нарушением зрения.

Структура работы. ВКР
включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Текст
исследования изложен на 147 страницах. Результаты исследования
представлены в 19 таблицах и 11 рисунках.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенной работы были проанализированы отечественные и зарубежные
исследования коррекции эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.

Обобщая современные достижения педагогической
и психологической науки и практики, следует отметить, что воспитание
эмпатийности у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание
важности проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания,
формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро
искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании
различных ситуаций и поступков людей. Для формирования эмпатийности у
дошкольников следует развивать сопереживание, взаимопонимание,
доброжелательность, дружелюбие, внимание.

В
связи с особенностями эмпатийности у детей с нарушением зрения нами был
сформирован диагностический комплекс.

Констатирующий
эксперимент позволил нам выявить следующие особенности эмпатийности у детей
дошкольного возраста с нарушением зрения, которые входили в экспериментальную и
контрольную группы:

− у  детей 
недостаточно  сформировано
понимание эмоционального состояния людей, при интерпретации эмоций требовалась
помощь;

− у
большинства детей не сформированными оказались социальные эмоции;

− у
большинства детей слабо развита способность проявлять сочувствие и сострадание,
редко проявляется способность к оказанию помощи и содействия сверстнику;

− у детей
не сформирована способность к адекватному сопереживанию, к проявлениям
безусловной помощи;

− недостаточно
сформированы эмоциональные проявления, плохо сформированы
экспрессивно-мимические средства выражения эмоций.

На
основании полученных первичных результатов была разработана
коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмпатийности  у детей с нарушением зрения при помощи
арт-терапии.   Результаты исследования, которые мы получили в
процессе констатирующего исследования, учитывались нами при планировании
коррекционно-развивающей программы. Программа проводилась 2-3 раза в неделю в
течение месяца. Включала в себя 10 занятий. Программа проводилась только с
детьми экспериментальной группы.

После
проведения коррекционно-развивающей программы мы провели повторную диагностику
уровня эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с целью определения
эффективности проведенной работы. В результате проведенной
коррекционно-развивающей программы у детей экспериментальной группы была
отмечена положительная динамика.

В
частности, по результатам методики «Изучение понимания эмоциональных состояний
людей, изображенных на картинке», у детей экспериментальной группы, согласно
статистической обработке результатов достигнуты значительные результаты (p≤0,01). В то время как у детей
контрольной группы не было замечено значительных изменений.

Результаты
по методике «Изучение эмоций» у детей экспериментальной группы повысился
уровень развития социальных эмоций. Согласно статистической обработке
результатов по данной методике достигнуты положительные результаты (p≤0,01). В контрольной группе
результаты находились в зоне незначимости, что говорит о неизменности уровня
развития социальных эмоций.

По
результатам методики «Характер проявления эмпатических реакций и поведения» у
детей экспериментальной группы, согласно статистической обработке результатов
произошли незначительные изменения в развитии эмпатических реакций (p≤0,05). Эмпирические значения
находолись в зоне неопределенности. В контрольной группе результаты по данной
методике остались на прежнем уровне развития. Результаты были в зоне
незначимости, не выявлены статистически значимые различия, т.е. изменений не
происходило.

Результаты
по методу проблемных ситуаций у детей экспериментальной группы показывают
положительные изменения уровня межличностного взаимодействия. Эти данные
подтверждает статистическая обработка результатов по этим методикам, которая
показывает значительные различия  (p≤0,01). В то время как в контрольной
группе значительных изменений не было выявлено.

Результаты
по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» у детей экспериментальной
группы повысился уровень эмоциональных проявлений. Это подтверждает
статистическая обработка результатов по данной методике. Были достигнуты
положительные результаты (p≤0,01).
Эмпирические значения детей контрольной группе находились в зоне незначимости.
Изменений у детей контрольной группы не было выявлено.

Полученные
результаты  позволяют утверждать, что
коррекционно-развивающая программа с использованием арт-терапии оказалась
эффективной для развития эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.

Таким образом, гипотеза
о том, что арт-терапия является эффективным методом развития эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения, получила подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Эмпатийность представляет
собой качественную личностную характеристику, включающую как готовность, так и
способность индивида к осуществлению процесса эмпатии в ходе межличностного
взаимодействия.

Феномен эмпатии имеет продолжительную историю изучения в рамках
зарубежной науки и относительно короткую в отечественных исследованиях. Данная
дефиниция впервые введена в философских дисциплинах, в которых именовалась
термином «симпатия» и была взаимосвязана с развитием моральных чувств и
альтруистическим поведением, что подчеркивается в трудах А. Смит [67],
Г. Спенсера [70], А. Шопенгауэра [81] и др.

Дефиниция
эмпатия происходит от греческого «empatos», что означает «вчувствование,
проникновение».

С.Л.
Рубинштейном [64] эмпатия определяется в качестве составляющего элемента любви,
кроме того, эмпатию ученый определяет как отношение к окружающим, которое
подкрепляется эмоциональной составляющей.

Ю.А.
Менджерицкая [46] определяет эмпатию как «сложный, многоуровневый феномен, в
котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих
переменных, выражение которых опосредовано навыком общественного взаимодействия
субъекта с иными людьми».

М.А. Пономаревой [60] эмпатия определяется как системное
образование, представленное когнитивным (понимание эмоционального состояния
другого), эмоциональным (сопереживание и сочувствие другому) и конативным
(активная помощь объект эмпатии) компонентами, в связи с чем эмпатический процесс
основан на сопереживании, сочувствии и содействии.

Л.П. Выговская [14] подчеркивает, что способность эмпатии к
выраженности как просоциальным, так и асоциальным поведением, детерминировано
основными элементами процесса, которые представлены сочувствием, сопереживанием.

Н.Н. Обозовым [51] эмпатия рассматривается как отклик одной
личности на переживания другой.

И.М. Юсуповым [85] эмпатия определяется в качестве целостного
феномена, который связывает сознательную и подсознательную психические
инстанции, целью является проникновение во внутренний мир другого человека.

Согласно
В.В. Бойко [83], эмпатия также служит отражением партнеров по взаимодействию,
основой ее являются интуиция, рациональное восприятия и эмоциональная
отзывчивость, в связи с чем можно констатировать, что ученым эмпатия
воспринимается как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения
другого человека.

Исследователи
говорят о различных формах эмпатии: Л.И.
Божович [5], Т.П. Гаврилова [17] выделяют сопереживание и сочувствие; Л.П. Стрелкова
[73] выделяет сопереживание – сочувствие – содействие.

Н.Н. Обозовым [51]
выделяются следующие формы эмпатии:

1) Когнитивная эмпатия – это форма эмпатии, при которой ведущая роль
принадлежит способности индивида к понимаю состояний другого, при этом
собственное состояние не подвергается никаким изменениям;

2) Эмоциональная эмпатия основана преимущественно на способности к
выражению сочувствия и сопереживания другому человеку;

3) Действенная эмпатия представляет собой завершающую стадию процесса
эмпатии, которая осуществляется посредством оказания активной поддержки и
помощи другому индивиду.

Существуют
три уровня эмпатии.

Первый
уровень можно охарактеризовать в качестве способа существования с другими, как
способность к пониманию специфики внутреннего мира другого индивида.

Второй уровень
является уже более сложным способом организации взаимодействия с окружающими, у
которых отмечается специфика и многообразие внутреннего мира.

Третий уровень эмпатии можно
интерпретировать в качестве постепенного приобретения навыка коммуникации,
основанного на эмоциональном контакте  [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы