Платная доработка на тему Развитие детского изобразительного творчества в аппликации у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА МЕТОДАМИ АППЛИКАЦИИ
1.1 Научные подходы к пониманию художественно-творческих способностей старших дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Педагогические условия и возрастные особенности художественной деятельности дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Педагогические методы и приёмы развития изобразительного творчества через использование аппликации у детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4 Виды аппликации и процесс их выполнения в старшей группе ДОУ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Организация исследования развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Программа развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Анализ результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………
Введение:
Современная жизнь диктует новые правила воспитания будущих граждан. В настоящее время, обществу требуются креативные, интеллектуально развитие личности, способные вовремя подстраиваться под постоянно меняющиеся жизненные реалии.
Данный запрос не мог не найти отражения в системе воспитания подрастающего поколения и дошкольные учреждения, как первая ступень образования, несомненно должны учитывать в своей работе данный факт.
Полноценное развития ребёнка дошкольного возраста, его творческого потенциала, креативности и интеллекта — наиболее актуальные вопросы современной педагогики. Ведь именно на этом этапе происходит формирование личности, раскрытие творческих сил ребёнка, становление его индивидуальности и развитие способностей.
Проблемами развития дошкольного творчества дошкольников занимались многие теоретики и практики: А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
В своих работах А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Н.Н. Подъякова установили, что дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями, отражать их в образной форме, но только в процессе предметной деятельности [6].
По мнению авторов в процессе данной деятельности у детей формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, формируются навыки планирования своей деятельности. Одним из таких видов деятельности можно смело назвать аппликацию.
Актуальность исследования состоит в том, что в современных дошкольных организациях не всегда созданы все условия для личностного развития каждого воспитанника. В последнее время все чаще стали использовать различные нетрадиционные виды творческой деятельности, практически забыв о тех способах, которые пользовались популярностью в прошлом. Так произошло и с аппликацией. Совсем недавно, в ДОУ ей уделялось большое внимание: проводились занятия по аппликации, элементы её использовались в свободной творческой деятельности детей. Сейчас, мы видим, что аппликация практически отсутствует как вид творческой деятельности, на смену ей пришли различные нетрадиционные техники рисования, лепки и т.д. При этом педагоги понимают, что аппликация как нельзя лучше способствует развитию и формированию многих личностных качеств дошкольника, его психических и эстетических возможностей, а также развитию творческих способностей.
Возможность использовать различные материалы для работы с аппликацией, применение фантазии дают самый лучший результат для развития творчества дошкольников. «Важно, чтобы в деятельности дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, и материалы, с которыми работают дети, тем полнее будут развиваться их художественные и творческие способности». [7].
Актуальность творческого развития детей дошкольного возраста посредством аппликации обусловлена тем, что они получают эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических умений и навыков, фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становление организационных навыков художественно-декоративного творчества.
Обобщив опыт педагогов прошлого и настоящего было выявлено, что аппликация способствует развитию эстетического мировосприятия, художественного вкуса детей, развивает фантазию, воображение, пространственное восприятие, художественно-графических навыков и умений и т.д. старших дошкольников.
Проблема исследования состоит в том, что аппликация в современном педагогическом процессе ДОУ выносится за рамки занятий и чаще всего используется в совместной или свободной деятельности дошкольников, но не в полной мере способствует формированию творческого начала детей.
Цель исследования: определение эффективности различных видов аппликации в формировании и развитии творческих способностей старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности условиях детского сада.
Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование разных видов аппликации в непосредственно-образовательная деятельность ДОУ для развития творческих способностей детей старшего возраста.
Гипотеза – использование различных видов аппликации с учётом психологических и возрастных особенностей детей в непосредственно образовательной деятельности ДОУ способствует эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение педагогической литературы по теме использования аппликации в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников.
2. Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации исходя из психологических и возрастных особенностей дошкольников.
3. Определить основные виды аппликации, которые можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности.
4. Разработать и внедрить в практику ДОУ программу по использованию различных видов аппликации в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников.
5. Определить эффективность программы с использованием различных видов аппликации в непосредственно-образовательной деятельности для развития творчества старших дошкольников.
6. Разработать методические рекомендации по использованию разных видов аппликации для развития творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Методы исследования:
— Теоретические (обобщение и систематизация опыта работы современных педагогов по использованию аппликации для развития творческих способностей старших дошкольников);
— Практические (разработка и внедрение комплекса занятий по аппликации в непосредственно-образовательную деятельность ДОУ);
— Эмпирические (диагностическое исследование уровня творческого развития старших дошкольников в условиях ДОУ);
— Математические (определение эффективности внедрения комплекса занятий по аппликации в НОД ДОУ, отслеживание динамики творческого развития старших дошкольников).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Болдиновский», Тверской области, Калязинского района, сельского поселения Старобисловское, деревни Болдиново.
Сроки исследования: октябрь — апрель.
Этапы исследования:
I этап – теоретический, который включает читает в себя исследование психолого-педагогической, методологической литературой литературы по проблеме.
II этап – опытно — практический, закреплением который заключается семьи в проведении опытно – практической повышению работы по данной такое проблеме.
III этап – аналитический, активно содержащий анализ часов проведенного исследования.
Теоретическая значимость исследования – систематизация опыта работы педагогов современных педагогов по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ методами аппликации в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования — разработка и внедрение в практику ДОУ комплекса занятий непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого потенциала старших дошкольников методами аппликации разных видов.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Сформулируем основные выводы, полученные в ходе исследования.
Творчество можно определить как процесс создания объективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и задействовать нестандартные способы деятельности. Детское творчество — это создание ребёнком субъективно нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление ребёнком инициативы.
Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является аппликация, основанная на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определённом фоновом материале.
Аппликация способствует развитию воображения и восприятия ребёнка, который учится создавать изображения в соответствии с собственным замыслом. В настоящее традиционная техника обучения детей аппликации основана на составлении декоративного узора из различных средств; изображении сюжета и составлении изображения предмета; овладение техникой получения деталей для аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребёнка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Качество творческих действий дошкольников оценивается следующими показателями: способностью ребёнка вносить изменения, дополнения, вариации и преобразования; создавать новые комбинации; применять известные способы в новых ситуациях; находить новые приёмы решения; наличие быстроты реакции и ориентировки в новых условиях; способность находить оригинальные приёмы решения творческих заданий.
В ходе эмпирического исследования проведена исследовательская работа по изучению развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
После реализации программы навыков развития детского изобразительного творчества детей средствами аппликации отмечается значительная динамика в показателях изобразительного творчества — дети стали проявлять большую увлечённость творческим процессом создания аппликаций, отмечается эмоциональность и интерес; самостоятельность нахождения оригинальных способов изображения, расположение деталей стали носить творческий характер. Появились фантазийные композиции, оригинальность, новизна, вариативность при решении творческих задач и нахождении выразительно-изобразительных средств, отмечается склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Характер создаваемых композиций отличается оригинальностью.
Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования: использование различных видов аппликации с учётом психологических и возрастных особенностей детей в непосредственно образовательной деятельности ДОУ способствует эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.
Развитие изобразительного творчества у детей в аппликации будет проходить эффективно при соблюдении педагогических условий: предоставлении разнообразного демонстрационного материала; поэтапности обучения; разнообразности и вариативности при проведении занятий; использовании разнообразных форм, методов и средств; применении нетрадиционных материалов, технологий и техник при создании аппликаций; развитии у детей творчества, фантазии, воображения, образного мышления.
Представленная в исследовании проблема интересна и является актуальной для дальнейшего исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА МЕТОДАМИ АППЛИКАЦИИ
1.1 Научные подходы к пониманию художественно-творческих способностей старших дошкольников
Современные отечественные и зарубежные психологи и педагоги не могут дать однозначного ответа, что же такое творческие способности.
Попытки объяснить загадку человеческого творчества велись с давних времён. В древний период это объяснялось даром богов. На роль основателя экспериментальной психологии способностей вправе претендовать Ф.Гальтон. Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей [8,368].
В начале XX века широкое распространение получил психоаналитический метод, объясняющий способности, разработанный и доказанный на практике З.Фрейдом. Другой представитель психоанализа, А. Адлер, рассматривает творческие способности как врождённую совокупность индивидуальных свойств, определяющих способ, силу и качество компенсации человеком своих недостатков [2,232].
Современный подход к определению творческих способностей базируется на практической деятельности психологов и педагогов. Так Г. В. Терехова рассматривает развитие творческих способностей детей как результат целенаправленного обучения творческой деятельности, под которой понимается продуктивная форма деятельности, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом [23,463].
Но неизменно все педагоги сходятся во мнении, что развитие творческих способностей происходит в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте это наиболее эффективно, так как принципиально меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством. Л.С. Выготский трактует его как переход к творческой личности [5].
Используя наработки современных педагогов, можно с уверенностью сказать, что основанием для развития творческих способностей является продуктивная деятельность дошкольников.
Психологи считают, что наиболее эффективным формирование творческих способностей происходит в возрасте от 1,5 до 5 лет. Но у ребёнка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее будут условия, чем ближе они к оптимальным, тогда успешнее начнётся и развитие.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования и развития творческих способностей ещё и тем, что в это время дети наиболее любознательны, у них есть острое желание познавать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. Вовлечение дошкольника в различные виды деятельности способствуют расширению его опыта, развитию основных навыков. А накопленный опыт и навыки являются фундаментом творческого развития.
Кроме того, на мышление ребёнка дошкольного возраста не влияют догмы и стереотипы, следовательно, оно независимо от мнений и обстоятельств, которые диктует окружающее общество. Это так же позитивно влияет на творческое развитие [11].
Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на творческое развитие, является создание определённых условий, способствующих их формированию.
Б.Н.Никитин в своей работе выделяет несколько таких условий:
— раннее физическое и интеллектуальное развитие (плавание, чтение, счёт и т.д.);
— создание обстановки, которая «опережает» развитие ребёнка (например, использовать для игры с годовалым ребёнком кубики с буквами или повесить на стенку яркую музыкальную Азбуку);
— максимальное напряжение сил ребёнка в процессе деятельности (то, что получается легко и без усилий не способствует развитию творчества);
— предоставление свободы выбора деятельности ребёнку (Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространённый среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребёнка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.) [18,160].
Но даже создание определённых условий для развития творческого потенциала не гарантируют, что ребёнок будет творческой личностью. Хотя многие зарубежные психологи и педагоги считают, что творчество изначально присуще всем детям и нужно только дать возможность им самовыражаться как им хочется.
Такая тактика невмешательства в формирование творческого потенциала на практике не принесла больших результатов. Современные педагоги считают, что этого недостаточно, необходимо использование различных педагогических методов и приёмов, которые помогут раскрыться творческому потенциалу дошкольника [26,34].
Проанализировав опыт педагогов и психологов в вопросах формирования и развития творческих способностей мы можем сделать определённый вывод. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.