Платная доработка на тему Развитие читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупно объёмными произведениями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические
основы развития читательской самостоятельности младших школьников
1.1. Понятие
читательской самостоятельности и ее структура
1.2.
Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших
школьников
2.2. Методика
изучения крупнообъемных произведений в
начальной школе
2.3. Анализ
педагогического опыта по развитию читательской самостоятельности младших
школьников
Введение:
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО) большое внимание уделяет развитию такого фундаментального качества, как
читательская самостоятельность. Особенно актуальной в современном мире
становится проблема формирования читательской самостоятельности у учащихся
младших классов, потому что непосредственно развитость навыков самостоятельной
работы с книгой является одним из ключевых требований для формирования и
дальнейшего совершенствования читательских умений у учащихся начальной школы, становления
интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности.
Примерная
основная образовательная программа начального общего образования указывает на
то, что «… выпускники начальной школы должны понять значимость чтения для личного
последующего развития и для успешного образования по иным дисциплинам. У них
будет формироваться необходимость в систематическом чтении; младшие школьники
полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни».
Проблема
формирования читательской деятельности и самостоятельности учеников тревожила
таких ученых, как К.Д. Ушинский, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Л.Ф.
Климанова, Р.Н. Бунеев и др. В современной психолого-педагогической и
методической литературе вопросы обучения чтению затрагиваются в работах таких
ученых, как М.П. Воюшина, Г.Г. Граник, А.А. Гречихин, Н.А. Ипполитова, В.А.
Кудряшова, О.В. Сосновская, Г.А. Цукерман.
Основной
задачей уроков литературного чтения является воспитание детей как активных
читателей через развитие читательской самостоятельности у них. И именно эта
задача не в полной мере осуществляется, и на подготовительном этапе и на этапе
реализации.
Объект
исследования: процесс развития читательской самостоятельности у младших
школьников.
Предмет
исследования: методические аспекты развития читательской самостоятельности у
младших школьников при работе с крупнообъёмными произведениями.
Цель
исследования: изучить теоретический и практический опыт по развитию
читательской самостоятельности младших школьников: рассмотреть методы развития
читательской самостоятельности при работе с крупнообъемными произведениями;
провести анализ учебных программ по литературному чтению с точки зрения
развития читательской самостоятельности; рассмотреть методику изучения
крупнообъемных произведений в начальной школе, направленную на развитие
читательской самостоятельности у младших школьников.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены
следующие задачи:
¾
изучить понятие читательской самостоятельности и ее
структуру;
¾
изучить возрастные особенности развития читательской
самостоятельности у младших школьников;
¾
рассмотреть методы развития читательской самостоятельности
младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями;
¾
провести анализ учебных программ по литературному чтению с
точки зрения развития читательской самостоятельности;
¾
изучить методику изучения крупнообъемных произведений в
начальной школе;
¾
провести анализ педагогического опыта по развитию
читательской самостоятельности младших школьников.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
анализ нормативных документов, УМК по литературному чтению.
Практическая
ценность исследования заключается в использовании результатов работы учителем в
практике начальной школы при работе с крупнообъемными произведениями.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка и приложения.
Заключение:
В ходе
выполнения работы было установлено, что в содержание читательской деятельности
включаются техника чтения, читательский кругозор, уровень самостоятельности.
Личностное свойство обучающихся, которое можно считать конечной целью и
объективным показателем читательской деятельности учащихся начальной школы
является читательской самостоятельностью. В результате многообразной
систематической читательской деятельности происходит развитие читательской
самостоятельности. Эта система характеризуется умением ориентироваться в мире
книг, газет и журналов.
Критерии
сформированности читательской самостоятельности у младших школьников:
¾
техническая
сторона чтения: умение прочитать текст правильно, выразительно, бегло,
осмысленно;
¾
содержательная
сторона чтения:
—
умение
извлекать нужную информацию из справочной литературы;
—
умение
внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и
его авторе;
—
умение
определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из
аннотации;
¾
читательский
кругозор (знание книг из доступного круга чтения).
Главной
особенностью детей младшего школьного возраста является слабое развитие
произвольного внимания. Эта характеристика внимания позволяет сделать вывод,
что тренинг должен быть направлен на развитие непроизвольного внимания. Все
известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению — это
привлечение интереса. Исходя из этих утверждений, можно понять, что залогом
успешного формирования ребенка-читателя является использование различных
развлекательных заданий и упражнений, литературных игр, организация
литературных праздников, деятельность на уроках литературного чтения должна
быть разнообразной и интересной для младших школьников.
Для
формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках
литературного чтения, можно выделить следующие эффективные методы и приемы:
обмен мнениями, разговор о прочитанном, чтение по ролям, иллюстрирование,
пересказ прочитанного, литературные игры, сочинение собственных рассказов и
сказок и т.д.
В ходе
выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы учебные
программы по литературному чтению с точки зрения развития читательской
самостоятельности.
Для выявления
потенциала учебных книг начального общего образования с точки зрения
формирования у младших школьников читательской самостоятельности мы
проанализировали учебники для начальной школы по литературному чтению. Были
рассмотрены такие УМК как «Школа России», «Начальная школа XXI век» и «Перспектива».
Отдельно рассмотрели УМК «Система Л.В. Занкова»
и УМК «Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова».
В УМК
«Система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» каждый блок тем рассматривает тексты
для ребенка, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного
чтения: «Читай, удивляйся, размышляй». Такая структура сохраняется с 1 по 4
классы с постепенным увеличением объема текстов в пользу ребенка.
Обучение
литературному чтению в системе УМК Л.В. Занкова предполагает достаточное
количество самостоятельных и творческих работ разного характера (от задания
продолжить предложение, сравнить с образцом, до сочинения). Особая компоновка
заданий, требующих нестандартных решений: составь диалог двух героев, придумай
текст в жанре сказки, восстанови деформированный текст, сочини загадку и т. д.
– позволяют усилить эмоциональное восприятие литературного произведения.
Проанализировав
учебники по литературному чтению УМК «Перспектива» можно сделать вывод, что в
этих учебниках решается задача формирования читательской самостоятельности.
Задания направлены на самостоятельный выбор автора, произведения. Кроме того, с
помощью этих заданий ученик может проявить свою готовность к самостоятельной
творческой (художественной) деятельности, сочинив сказку, стихотворение. Также
в учебниках есть задания, которые направлены на развитие исследовательских
умений учеников.
Стоит
отметить, что в УМК «Школа России» заданий на формирование умения определять и
передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации, в анализируемых
учебниках не представлено.
Проблемной
зоной учебников по литературному чтению с учётом формирования читательской
самостоятельности является то, что задания, представленные в учебнике,
однотипны. Учителю приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы
разнообразить содержание читательской деятельности обучающихся, включать в урок
нестандартные и игровые задания, которые позволяют повысить активность
обучающихся, сделать уроки литературного чтения насыщенными и интересными.
Нами был
проанализирован педагогический опыт развития читательской самостоятельности
обучающихся. Так педагог Е.И. Мороз, делясь своим опытом развития читательской
самостоятельности обучающихся, рекомендует с целью привития любви к чтению,
предлагать ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого педагог
предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где
цветы — это карточки, на которых написано название книг, которые дети прочитали
дома.
Учитель
начальных классов Г.В. Беланова утверждает, что процесс эффективного
педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста
строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они
определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой
владеют дети.
Работа по
формированию у школьников читательской самостоятельности является очень
длительной и кропотливой, требующей терпения, как со стороны преподавателя, так
и со стороны школьников. В настоящее время роль информационных технологий возрастает
с каждым днем, но чтение является одним из важнейших способов интеллектуального
развития личности ребенка. Благодаря чтению ученик может более глубоко и точно
воспринимать и принимать окружающий мир, понимать свое место в нем, становиться
духовно богатым, формировать свои взгляды на различные проблемы и даже находить
их решения.
Результатом
изучения объемного художественного произведения будет детальное и
мотивированное суждение о нем, выразительное чтение, понимание того, что
читается, и желание поделиться этим пониманием со своими одноклассниками.
Таким
образом, на основании результатов выпускной квалификационной работы были
проанализированы разнообразные методические аспекты, направленные на
формирование читательской самостоятельности младших школьников. Представленный
анализ позволит учителю с одинаковым успехом формировать все аспекты
читательской самостоятельности обучающихся начального общего образования.
Анализ
учебно-методической литературы показал, что развитие читательской
самостоятельности младших школьников будет эффективным, если на уроках
литературного чтения и во внеурочной деятельности будут использоваться
различные методы и приемы: краткий пересказ, пересказ с изменением сюжета лица;
пересказ одного из персонажей; передача прочитанного по ролям; инсценировка;
словесные и графические иллюстрации прочитанного.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития читательской самостоятельности младших школьников
1.1 Понятие читательской
самостоятельности и ее структура
По мнению
М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В Сосновской, речью называется одна из разновидностей
общения. Она необходима человеку для его деятельности, в общественной жизни, в
познании, в обмене информацией, обучении. Она повышает качество жизни людей в духовном
плане и выступает как предмет искусства. Речь – это общение при помощи языка или
знаковой системы, которая совершенствовалась веками и способна передать любые
оттенки сложной мысли. Вспомогательными, невербальными средствами коммуникации выступают
мимика, жесты, прикосновение (тактильная коммуникация), умолчание. И
пространство, и ситуация участвуют во взаимном понимании [14].
В речевом
общении могут участвовать двое или несколько человек. Это говорящий или пишущий
(коммуникатор, отправитель речи), а также, человек, который слушает или читает
(перципиент адресат речи). В процессе диалога, другими словами в речи двух либо
более людей, роли «говорящего» и «слушающего» постоянно изменяются. И в
монологе такого изменения нет, но адресат речи всегда предполагается, в
некоторых случаях это непосредственно говорящий (человек говорит сам с собой).
Внешнюю речь,
другими словами речь-общение, можно разделить на несколько типов:
¾
говорением называется выражение мыслей в акустической форме, при
помощи звучащего комплекса – слов и их комбинаций (действия коммуникаторов);
¾
слушанием называется слуховое восприятие акустических потоков,
посылаемых говорящими, и их понимание; это сравнение с семантическими,
фонематическими стандартами, накопленными предварительно в памяти;
¾
письмом, другими словами выражением мыслей в графическом коде
(в случае звукового письма – фонемного письма);
¾
чтением, другими
словами зрительным восприятием графических рядов, написанных или напечатанных,
и их понимание; это соотнесение графического комплекса (слов, их комбинаций)
через их фонематический состав с эталонами, сохраняющимися в памяти.
Чтение и
слушание (восприятие текста) рассматриваются как пассивные формы речи. Письмо и
устная речь (говорение) – как активные, так как они порождают новую речь.
Техника чтения и понимание текста относятся к речевой деятельности. По мнению
Т.Г. Егорова, чтение вслух и про себя осуществляется по своим законам и
достигает в начальной школе «синтетического невыразительного чтения», т.е.
чтения, когда еще не закончен смысловыми блоками, синтез абзацами. Дальнейшее
совершенствование чтение и понимания текста осуществляется в процессе речевой и
читательской деятельности.