Платная доработка на тему Расширение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
формирования лексических навыков при обучении английскому языку. 6
1.1 Понятие лексического навыка и его структура. 6
1.2 Содержание обучения лексике на
уроках английского языка. 12
Глава 2. Методика работы с лексикой на
уроках английского языка. 22
2.1 Критерии и принципы отбора
лексического материала на ступени основного общего образования. 22
2.2 Этапы работы с лексикой. 26
2.3Лексические игры как средство расширения
словарного запаса учащихся. 35
2.4 Использование стихотворений и
песендля расширения словарного запаса учащихся 45
Заключение. 50
Список использованной литературы.. 52
Приложение (фрагменты конспектов
уроков английского языка) 57
Введение:
Актуальность настоящего исследования
обусловлена необходимостью для учителя знать способы расширения
словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного
общего образования. Лексика относится к важнейшим сторонам обучения иностранному языку в общеобразовательной
школе, какой бы язык не изучался. При этом учащиеся должны не просто «знать»
слова, но и уметь уместно использовать их в собственной речи, ведь от
современного выпускника согласно ФГОС требуется активное владение иностранным
языком и коммуникативная компетентность [37].
В связи с тем, что обучение лексике занимает важное место
при обучении иностранному языку, этой проблеме отводится и важнейшее место в
современной методике преподавания. Цель обучения в средней общеобразовательной
школе состоит в приобретении учащимися коммуникативной компетентности, которая
позволяет общаться с носителями иностранного языка. Способом достичь
коммуникативной компетентности является формирование языковых навыков, это
включает в себя и развитие лексического навыка.
Владение лексикой, хороший словарный запас позволяет
учащемуся вести диалог с собеседниками, позволяет выражать себя, доносить свои
мысли. Владение лексикой помогает также читать литературу на иностранном языке,
понимать тексты песен и смотреть художественные фильмы без перевода. Однако на
практике обучать лексике учащихся общеобразовательной школы не так легко.
Особенно сложно учить лексику на ступени основного общего
образования: в
начальной школе новых слов еще мало, и обычно дети учат только простые слова с
понятным смыслом и широкой сочетаемостью. Проблема расширения словарного запаса
учащихся возникает именно на ступени основного общего
образования, когда количество изучаемых слов резко возрастает.
Методика формирования лексического навыка в настоящее время разработана,
но нужно учесть и такие факторы, как мотивация учащихся и склонность слов
забываться. Это обусловливает актуальность выбранной темы: «расширение
словарного запаса обучающихся на уроках английского языка на ступени основного
общего образования».
Объектом исследования является урок английского языка на ступени
основного общего образования.
Предмет рассмотрения
– способы расширения
словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного
общего образования.
Цель работы – выявление наиболее
эффективных способов расширения
словарного запаса учащихся на уроках английского языка на ступени основного
общего образования (5-9 классы).
Задачи:
1) изучить понятие
лексического навыка, его структуру;
2) изучить
содержание обучения лексике на уроках английского языка;
3) выявить
критерии и принципы отбора лексического материала на ступени основного общего
образования;
4) рассмотреть
этапы работы с лексикой на уроках английского языка;
5) изучить лексические
игры как средство расширения словарного запаса учащихся;
6) выявить
преимущества использования стихотворений и песен для расширения словарного
запаса обучающихся на уроках английского языка.
Гипотеза
исследования состоит в том, что в 5-9 классах работа над расширением иноязычного запаса учащихся будет более эффективной в
случае использования инновационных методик обучения лексике.
Теоретической
базой исследования
являются: теория деятельности в общей психологии (JI.C. Выготский, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория речевой и иноязычной речевой деятельности
(И.А. Зимняя и др.); концепция коммуникативного подхода к обучению иностранному
языку (И.Е. Пассов, Л.В. Скалкин); концепция когнитивного подхода к обучению
иностранному языку (Р.К. Миньяр-Белоручев и др.); теоретические основы обучения
иноязычной лексике(Н.Д. Гальскова и др.);теория упражнений (И.Л. Бим, И.В.
Рахманов, Е.И. Пассов).
Методами исследования стали
общенаучные методы обобщения и анализа; анализ научной и методической
литературы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания
английского языка в школе.
Структура работы состоит из введения,
двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
В данном
исследовании была рассмотрена такая проблема методики, как расширение
словарного состава учащихся. В первой главе было рассмотрено понятие «лексика»,
и сделан вывод о том, что целью работы учителя английского языка является
формирование лексического навыка. Лексический навык – не просто знание значения
слова, а автоматизированное действие по выбору лексической единицы в речи и
автоматическое понимание слова при восприятии речи на слух или при чтении
текста. Добиться сформированности такого навыка достаточно непросто, и
требуется работа, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.
Также
в первой главе мы определили, что всю изучаемую лексику можно разделить на две
группы: относящуюся к активному и пассивному словарю школьников. Оба вида
словарного запаса одинаково важны. Основная проблема учителя английского языка заключается
в том, чтобы ученики запоминали новую лексику, вводимую на уроке. Для этого
необходимо интересно ввести новое слово, ясно объяснить его значение, и постоянно
практиковать употребление слова во всех видах речевой деятельности
(аудирование, чтение, письмо и говорение).
Во второй главе
был сделан вывод о том, что при изучении новой лексики проводится ее отбор, так
как выучить все слова иностранного языка невозможно, да и не нужно. Отбор
лексических единиц для ступени основного общего образования осуществляется по
ряду критериев. Среди них принцип частотности (распространенность в языке),
методический принцип (соответствие определенной тематике), лингвистический
принцип (сочетаемость, словообразовательная ценность, стилистическая
неограниченность).
В методике выделяются
три этапа формирования лексического навыка на ступени основного общего
образования: этап презентации (введения) лексической единицы, этап тренировки и
этап употребления слова в речи для решения коммуникативной задачи. Первый этап
введения лексической единицы – этап семантизации, на котором учащимся нужно объяснить
смысл слова. Второй этап – этап тренировки, на котором учащимся потренироваться
в использовании слова, научиться узнавать лексическую единицу в различных
контекстах и научиться комбинировать ее с уже изученными словами. Третий этап
предполагает использование слова в речевой деятельности.
На всех трех
этапах применяются упражнения. Но изучение иностранного языка не должно
превращаться для учащихся в трудный процесс. Обеспечение постоянного обогащения
словарного запаса учащихся является ключевым принципом для достижения беглости
и связности речи. Помочь учащимся расширить свой словарный запас и в то же
время весело провести время – это задача, с которой сталкиваются все педагоги. При
изучении лексики эффективно использование игровых приемов работы. Интересным
способом изучения лексики могут стать стихотворения и песни на английском
языке.
Таким образом,
можно заключить, что лексика и лексические навыки постоянно находятся в центре
внимания учителя иностранного языка. Работа учителя иностранного языка состоит
из ряда этапов. Учащиеся должны изучать ту лексику, которая им нужна. В работе с
детьми обязательно нужно использовать упражнения, но можно разнообразить работу
за счет использования игр и нестандартных приемов работы, например, используя
стихотворения и песни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования лексических навыков при обучении английскому
языку
1.1 Понятие лексического навыка и его структура
Лексика – это набор
лексических единиц языка. Сам термин происходит от греческого слова
"lexis". Под словарным составом (или запасом) языка понимают всю совокупность имеющихся в
нем слов [35,
с. 4].
Для
современной лингвистики язык является системой, которая состоит из ряда
уровней: это фонетика, лексика и грамматика. Лексика является одним из основных
компонентов речевого общения, выступает его наиболее важным инструментом [6, с.
3]. Но все уровни языка взаимосвязаны, и одинаково важны. На лексическом уровне
в языке функционируют такие единицы, как слова, фразеологические обороты,
клише, этикетные и речевые формулы. Все они относятся к лексическим единицам
языка. В словарном составе языка нет никаких случайностей, каждое слово
представляет собой мельчайшую единицу в обширной, эффективной и совершенно
сбалансированной системе языка. Поэтому при изучении иностранного языка
необходимо учить не только слова, но и другие лексические единицы. При изучении
иностранного языка учащиеся должны получать представление не только о словах,
но и о фразеологии и речевых формулах.
Лексические единицы –
двусторонние, то есть им присущи: форма –
определенная звуковая оболочка; значение – соотнесенность звуковой
оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной
действительности [11, с. 12]. В этом состоит отличие лексических единиц от
фонем и морфем, которые не имеют значения. Также это отличает лексику от
словосочетаний – они имеют значение, но структурно их можно разделить на более
мелкие компоненты.
Основная часть изучаемого в
общеобразовательной школе языкового материала состоит из слов, поэтому
рассмотрим, что такое «слово». Слово может рассматриваться как совокупность составляющих его
звуков, передаваемых на письме последовательностью графических символов. В
любом языке почти бесконечное количество слов. Каждое слово представляет собой
единицу речи и служит целям человеческого общения. Поэтому слово можно
охарактеризовать как единицу коммуникации.
В соответствии с теорией
обучения Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез за курс обучения в средней школе учащиеся
должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в
различных ситуациях устного и письменного общения, то есть овладеть навыками
лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться
понимать лексические единицы на слух и при чтении [7, с. 287].
Лингвисты традиционно
выделяют внешнюю и внутреннюю структуру слова. Под внешней структурой слова
подразумевается его морфологическая структура. Например, слово breathtakingly может быть разбито на
следующие морфемы: две корневые основы breath-, -take-, суффикс причастия -ing
и суффикс наречия -ly. Все эти морфемы составляют внешнюю структуру слова breathtakingly.
Внутренняя структура
слова, или его значение, обычно называется «семантической структурой слова».
Это один из главных аспектов слова. Слова могут служить средством общения лишь
благодаря их значению, каждое изслов языка несет смыслоразличительную функцию,
называя различные денотаты (предметы, явления, свойства, действия). Другим
структурным свойством (аспектом) слова является его единство. Слово обладает
как внешним (формальным), так и внутренним (семантическим) единством.
Еще одной характерной
особенностью слова является его способность принимать в речи разные
грамматические формы и передавать грамматическое значение. Поэтому просто учить
отдельные слова неправильно; есть, к примеру, такой аспект, как сочетаемость
слов друг с другом, другие грамматические правила, и все это также является
частью обучения лексике.
Как
было отмечено выше, учащимся нужно знать также фразеологизмы языка, этикетные и
речевые формулы. Под фразеологизмами понимают устойчивые словосочетания,
которые всегда употребляются, как одно целое. Речевой этикет –
это речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления,
обращения и т.д. Формулы речевого этикета и фразеология изучаются в курсе иностранного языка.