Платная доработка на тему Ранние отношения мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические подходы к проблеме психосоматических заболеваний в детском
возрасте. 10
1.1 Феноменология
психосоматических заболеваний, факторы их развития 10
1.2 Особенности
детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с
психосоматическими заболеваниями. 23
1.3 Психологические
особенности матерей, воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями. 35
Выводы по
главе 1. 45
Глава 2. Результаты эмпирического исследования. 46
2.1.
Организация исследования. 46
2.2. Методы и
методики исследования. 47
2.4.
Родительское отношение матерей, воспитывающих детей с психосоматическими
заболеваниями 7-11 лет. 59
2.5.
Детско-родительские отношения в представлении детей 7-11 лет. 64
2.6.
Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с
психосоматическими заболеваниями 7-11 лет. 66
2.7
Рекомендации по психолого- психоаналитическому сопровождению матерей,
воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями. 69
Выводы по
главе 2. 72
Заключение. 78
Список
литературы. 82
Приложение. 93
Введение:
Анализ литературы по проблеме исследования показал,
что в психолого-педагогической литературе понятие детско-родительские
взаимоотношения имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и
взаимозависимость родителя и ребенка. А.Я. Варга и В.В. Сталин предложили
понимать «Родительское отношение» как систему разнообразных чувств по отношению
к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним,
особенности восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.
Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских
отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной
значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место
двойственность родительской позиции: с одной стороны, это безусловная любовь и
глубинная связь, с другой — это оценочное отношение, направленное на
формирование общественных способов поведения. Такая двойственность отличается
внутренней конфликтностью и заключается в максимальной выраженности этих
моментов, определяющих типологию детско-родительских отношений.
Необходимо подчеркнуть, что анализ литературы по
проблеме психологической помощи детям с ОВЗ, страдающим психосоматическими
заболеваниями показал, что на сегодняшний день в психологии накоплен
определенный опыт оказания психологической помощи взрослым и подросткам,
больным психосоматическими заболеваниями (P.A. Даирова, С.Ю. Куприянов, Deter,
Н.Д. Семенова, О.В. Залеская К.Б.Вовненко и др.). Накоплен большой опыт
изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,
разработаны методы диагностики и модели психолого-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии (Э.И. Леонгард, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачева и
др).
Однако научно обоснованная модель психологической
помощи семьям, воспитывающим детей младшего школьного возраста с соматическими
заболеваниями, мало освещена. Исследования, в которых участвовали дети с психосоматическими
заболеваниями, являются единичными, например, диссертационное исследование
С.Н.Ворониной. В этом исследовании предметом анализа являются материнское
отношение и качества личности матери, воспитывающей ребенка с бронхиальной
астмой. Однако целостная картина отношений больного ребенка и матери в
исследовании не представлена, так как в нем, как и в других работах (Б.С.
Калашников; С.Ю. Куприянов, К.Б. Вовненко), мало
сказано о представлении ребенка об детско-родительских отношений. Остается нерешенным
и вопрос организации психолого-педагогической помощи детям, страдающим
психосоматическими заболеваниями в условиях школьного образования.
Актуальность
темы исследования. По мере увеличение темпов технического
прогресса, нарастающих процессов индустриализации и глобализации, увеличиваются
темпы жизни человека, а также интенсивность информационной нагрузки. Всё это
приводит к постоянно нарастающему количеству стрессовых факторов, которые
оказывают существенное воздействие на психику и организм человека. В литературе
появляется такое понятие как «болезни цивилизации» или «болезни стресса» [14],
в это понятие обычно включают психосоматические и психические расстройства,
которые на протяжении последнего века оказались более распространены, чем
когда-либо.
Особенно подверженной стрессовым
воздействиям современного общества является ещё не сформированная детская
психика. Однако ведущее воздействие на их психическое развитие оказывает не
столько социальная ситуация в целом, сколько специфика отношений ребёнка с
родителями. Именно через отношения с родителями дети познают окружающий мир,
вырабатывают особенности взаимодействия с ним. Следовательно, на развитие здоровья,
а также на формирование психосоматических заболеваний у детей существенную роль
играет особая структура семейных отношений, в которой находится ребёнок.
Со времён становления психоаналитических
теорий (З. Фрейд) и концепций особое значение придавалось не только специфике
детско-родительских отношений в целом, но особенностям отношений между ребёнком
и матерью. Зигмунд Фрейд подчёркивал, что прототипом отношений человека в
социуме во взрослой жизни зависит от отношений ребёнка с матерью [54]. С первых
дней жизни именно мать является тем первичным объектом, от взаимодействия с
которым в существенной степени зависит жизнь и благополучие ребёнка,
гармоничность его физического и психического развития. Соответственно,
психологическое благополучие матери, а также те стратегии воспитания, которые
она применяет к ребёнку, даваемое ей эмоциональное тепло и поддержка играет
большую роль на развитие ребёнка больше,
чем какие-либо другие факторы. Нарушения в структуре отношений мать-дитя,
большое количество стрессов и эмоционального напряжения, передаваемых ребёнку
через отношения с матерью с самого начала его развития, могут являться
причинами психологических проблем ребёнка, а также факторами развития
психосоматических симптомов и расстройств.
Цель исследования – изучить ранние отношения
мать-дитя и развитие психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет в
психолого-психоаналитическом
подходе.
Для
достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1) Осуществить
междисциплинарный анализ исследований для понимания механизмов формирования
психосоматических расстройств у детей 7-11 лет; проанализировать имеющийся в
психологической практике психолого-психоаналитический подход к
изучению развития детских психосоматических нарушений в контексте детско-родительских
отношений, выделить и описать основные компоненты эмоционального воздействия
ребёнка с матерью.
2) Организовать
и провести эмпирическое исследование особенностей
развития психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста;
3) Выявить
и охарактеризовать типологические особенности детско-родительских отношений в
семьях детей с кожными психосоматическими расстройствами в сравнении со
здоровыми сверстниками.
4) Разработать практические рекомендации по психоаналитическому
сопровождению детско-родительских взаимоотношений с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями.
Объект исследования – детско-родительские отношения в семье, воспитывающей детей с
психосоматическими заболеваниями.
Предмет исследования – особенности отношений мать-дитя в контексте специфики эмоциональной сферы
личности детей с психосоматическими заболеваниями и их матерей.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что а) дети с психосоматическими заболеваниями в
большей степени испытывают привязанность к матери, страхи и тревогу, склонны к
пониженной самооценке, чем дети без психосоматических заболеваний; б) матери, воспитывающие
детей с психосоматическими заболеваниями, более склонны к сокращению
психологической дистанции между ними, к использованию негармоничных стилей
воспитания, к пониженной эмпатии, к невротизации, тревожности и
пессимистичности, чем матери детей без психосоматических заболеваний; в) личностные
особенности детей с психосоматическими заболеваниями связаны с мало
гармоничными стилями воспитания.
База исследования: исследование было
проведено на базе научного центра здоровья детей РАМН г. Москвы
и СКОШИ №17коррекционного вида (VI вид). Характеристика выборки:
в исследовании приняли участие 120
респондентов:
· экспериментальная группа – 30 детей
в возрасте 7-11 лет с психосоматическими заболеваниями (сфера ЖКТ, кожные
покровы, головные боли и органы дыхания), 13 мальчиков и 17 девочек, и 30 их
матерей в возрасте 27-44 лет;
· контрольная группа – 30 детей в
возрасте 7-11 лет без психосоматических заболеваний, 18 мальчиков и 12 девочек,
и 30 их матерей в возрасте 27-43 лет.
Научная новизна исследования:
• разработан, обоснован и апробирован диагностический
комплекс, позволяющий изучить детско-родительские взаимоотношения в семьях,
воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями и значительно расширить
представления об особенностях ранних отношений в диаде мать-дитя и семейных
отношений в целом;
• получены новые данные о влиянии ранних отношений в
диаде мать-дитя на личностное и психосоматическое развитие ребенка. Отношения в
диаде мать-ребенок в семьях детей с психосоматическими заболеваниями носят
дисгармоничный характер на этапе начальной школы развития ребенка, и
характеризуются конфликтом близости-дистанцирования. Ребенок, в силу незрелости
адаптационных механизмов и психологических защит реагирует на психотравмирующую
ситуацию нарушением в соматической сфере;
• предложены рекомендации по коррекции матерей,
воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте 7-11 лет.
Теоретическая значимость исследования:
• расширены и уточнены современные представления о
психологических факторах, влияющих на формирование соматических заболеваний в
детском возрасте: нарушенные отношения в детско-материнской диаде и
дисгармоничный тип воспитания, нарушения эмоционально-личностного развития и
социальной адаптации детей;
• получены типологические характеристики особенностей
отношений в диаде мать-дитя в семьях детей с психосоматическими заболеваниями;
• в научный оборот введены новые экспериментальные
данные, которые раскрывают особенности дисгармоничных детско-родительских
отношений в семьях детей с психосоматическими заболеваниями, выявлена
статистически значимая корреляция между неблагоприятными факторами
детско-родительских отношений и наличием у детей аллергических заболеваний;
Практическая значимость исследования:
• разработан общий подход и конкретные рекомендации к
диагностике детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ,
имеющих хронические психосоматические заболевания;
• полученные в исследовании данные могут быть
использованы в работе психологов, педагогов, врачей при оказании помощи данной
категорией населения в дошкольных образовательных учреждениях, в ПМС центрах;
материалы данного исследования могут быть использованы в системе подготовки и
повышения квалификации специалистов-психологов, а также при создании
методических разработок и программ для профессиональной подготовки студентов.
Положения, выносимые на защиту.
1. В семьях, воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями,
выявляются типологические особенности родительского воспитания: потворствующая
гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция и эмоциональное отвержение, что
предполагает дифференцированный подход к организации психокоррекционных
мероприятий в системе оказания психологической помощи семье.
2. Отношения в диаде мать-ребенок в семьях детей с
психосоматическими заболеваниями носят дисгармоничный характер на этапе раннего
школьного возраста развития ребенка и характеризуются конфликтом
близости-дистанцирования. Фактором, провоцирующим развитие психосоматических
заболеваний у ребенка, является эмоциональное отвержение матерью, скрывающееся
под «маской» гиперопеки. Расхождение между эмоциональным и поведенческим
компонентом материнского отношения обусловлено негативным эмоциональным
состоянием матери, которое не позволяет проявить чуткость к потребностям
ребенка. Ребенок, в силу незрелости адаптационных механизмов и психологических
защит, реагирует на психотравмирующую ситуацию нарушением в соматической сфере.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в
работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
· библиографический метод (анализ
научной литературы по выбранной теме);
· диагностический (проведение тестовых
и проективных методик);
· метод математико-статистической
обработки результатов;
· психоаналитические интерпретации.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейных
взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса;
2. Структурированное интервью «Мера
заботы»;
3. «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас),
4. «Фильм-тест»
(Р.Жиля);
5. «Смешные
человечки» (М.Н. Ильина);
6. «Незаконченные
предложения» (В.Михал).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты магистерского исследования использовались при подготовке в процессе
психодиагностической и психолого-педагогической практики студентов 2 и 3 курсов
МГППУ, (2018-2020); при подготовке специалистов в области специальной
психологии МГПУ (2018-2020); при повышении квалификации педагогов-психологов на
курсах МИОО; на окружных семинарах, при подготовке молодых специалистов к
консультативной работе с родителями в условиях вариативных форм школьного
образования на базе школ коррекционного вида г. Москвы; при проведении
просветительской и консультативной работы с педагогами и психоаналитического
сопровождения с родителями.
Публикации. Материалы магистерского исследования
изложены в 6 публикациях общим объемом 2,68 печатных листа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
включающего 101 источник, и приложений. Общий объём работы без учёта приложений
составил 106 страниц.
Заключение:
Цель
исследования – изучить ранние отношения мать-дитя и развитие психосоматических
заболеваний у детей 7-11 лет в психолого-психоаналитическим подходе–
достигнута.
Сформулированные во введении задачи – например, анализ научной
литературы по данной тематике, статистическая обработка полученных после
проведения методик данных и пр. – выполнены.
Гипотезы исследования – а) дети с
психосоматическими заболеваниями в большей степени испытывают привязанность к
матери, страхи и тревогу, склонны к пониженной самооценке, чем дети без
психосоматических заболеваний; б) матери, воспитывающие детей с психосоматическими
заболеваниями, более склонны к сокращению психологической дистанции между ними,
к использованию негармоничных стилей воспитания, к пониженной эмпатии, к
невротизации, тревожности и пессимистичности, чем матери детей без хронических
заболеваний; в) личностные особенности детей с психосоматическими заболеваниями
связаны с мало гармоничными стилями воспитания – проверены и почти полностью подтверждены.
Анализ результатов диагностики детско-родительских
отношений в представлении детей, дал возможность увидеть место ребенка в семье,
его самоощущение, то какой он в этой семье, какие у него потребности и как
ребенком воспринимаются отношения с другими членами семьи:
• у детей, страдающих психосоматическими заболеваниями
ярко выражено эмоциональное напряжение и тревожность;
• дети, страдающие психосоматическими заболеваниями,
находятся в симбиотических отношениях с матерью, что характеризуется
эмоциональной незрелостью и зависимостью от матери; больные дети часто не видят
иерархической разницы с взрослыми, что создает ситуацию невозможности
определения для ребенка собственного пространства и понимания своих границ и
внутреннего мира;
• работы детей, страдающих психосоматическими
заболеваниями, выявляют дисгармоничность детско-родительских отношений в их
семьях. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, с
которыми сложились конфликтные отношения, либо исключают себя, что
свидетельствует о ситуации эмоционального отвержения ребенка в семье.
Дисгармоничные детско-родительские
отношения негативно влияют на развитие ребенка и затрудняют его дальнейшую
социальную адаптацию. Нарушения в эмоционально-личностном развитии и социальной
адаптации дошкольников с аллергическими заболеваниями обусловливает
необходимость в комплексной психолого-педагогической помощи детям с
обязательным вовлечением родителей в коррекционный процесс
Обнаруженные в ходе исследования результаты и
сделанные выводы позволяют подвести следующие итоги:
·
Матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями, в
большей степени склонны к гиперпротекции и потворствованию, боятся потерять
ребёнка (фобия утраты), испытывают воспитательную неуверенность, стремятся к
симбиотическим отношениям с ребёнком, негативно относятся к неуспеху ребёнка,
склонны к неуверенности, чрезмерному контролю и ответственности, к подавлению
спонтанности (невротический сверхконтроль), склонны к дотошности и аккуратности
(ригидность), а также в меньшей степени проявляют эмпатию и смотрят на мир с
оптимистических позиций, чем матери, имеющие условно здоровых детей.
·
Дети с психосоматическими заболеваниями в большей степени ощущают
привязанность к матери и готовы отстаивать своё личное пространство и в меньшей
степени считают себя хорошими, чем дети без психосоматических заболеваний.
·
Некоторые личностные черты матери (невротический сверхконтроль,
пессимистичность, тревожность) положительно связаны с мало гармоничными стилями
воспитания, что в совокупности положительно связано с привязанностью ребёнка с
психосоматическим заболеванием к матери.
·
Длительность заболевания ребёнка положительно связана с его
привязанностью к матери, а также с её поведением (с такими стилями воспитания,
как гиперпротекция, предпочтение детских качеств, фобия утраты; с
симбиотическим отношением).
·
Среди матерей с
психолого-психоаналитическим сопровождением, воспитывающим детей с
психосоматическими заболеваниями, можно отметить развитие эмпатических
способностей и положительного отношения к неудачам ребёнка, снижение тенденций
к невротическому сверхконтролю, ригидности, симбиотическим отношениям и
гиперпротекции.
Психолого-психоаналитическое сопровождение
с матерями детей с хроническими заболеваниями может быть сосредоточено на:
1. Снижение склонности к гипопротекции и
попустительству, влекущей за собой инфантилизацию ребенка. В работе в этой
сфере основной упор следует делать на работу по снижению тревожности матерей,
снижению их образовательной неуверенности, а также страха потерять ребенка. При
разработке гармоничного стиля воспитания особое внимание следует уделять
матерям детей с более длительным сроком болезни. Эти женщины нуждаются в
большей поддержке и принятии.
Развитие способности к кооперации со
своими детьми, формирование искреннего интереса к их потребностям и
эмоциональным нуждам, побуждение к поощрению детей за проявления
самостоятельности и инициативы.
1. Выработка
баланса в сфере контроля поведения детей, избегания крайних позиций —
чрезмерного авторитаризма и полного отсутствия дисциплины.
2. Формирование более расслабленного отношения к
неудачам ребенка через принятие и поддержку, развитие интереса к его мыслям,
чувствам и желаниям.
3. Уменьшить стремление к полному симбиозу и
отождествлению с детьми, развивая у женщин интерес к собственной жизни,
преодолевая стремление сделать образование детей главным жизненным занятием.
4. Развитие
эмпатических навыков, в частности умения создавать атмосферу эмоциональной
теплоты, восприимчивости, искренности, доверия, интереса, сопереживания.
5. Психолого-психоаналитическое
сопровождение родителей по гармонизации детско-родительских отношений за счет
повышения родительской компетентности — важнейшее направление
психолого-педагогической помощи семье. Его можно проводить на основе
дифференцированного подхода с учетом знаний об особенностях обучения, условиях
развития и жизни ребенка в семье.
В качестве возможных ограничений данного
исследования можно обозначить сознательное искажение ответов со стороны
респондентов, отсутствие учёта характеристик семьи (в т.ч. наличие отца,
братьев/сестёр).
В дальнейшем данное исследование может
быть расширено благодаря изучению межполовых различий детей, личностных
особенностей (в т.ч. приёмов воспитания) отцов.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические подходы к проблеме психосоматических заболеваний в детском
возрасте
1.1 Феноменология психосоматических заболеваний,
факторы их развития Этимология слова «психосоматика» происходи
от греческих слов «psyche»
– душа, дух и «soma»
– тело. Психосоматическая медицина в современном понимании рассматривается как
метод лечения и наука о взаимосвязи между психическими и физическими
проявлениями, тесно связывающих человека с окружающим миром [6, 61].
Проблема отношений между сомой и психикой
имеет долгую историю изучения. Уже в греческой философии идея влияния души и
духа на тело была довольно распространена. Появившись в трудах
Гиппократа, проблема взаимосвязи психических и физических расстройств по настоящий
момент является предметом множества публикаций и исследовательских работ. При
этом очевидны попытки выработать единую этиопатогенетическую концепцию
психосоматических расстройств, что, учитывая неоднородность взглядов
психиатров, терапевтов и сторонников психоаналитических концепций, является, по
словам Д. Б. Колесникова, достаточно трудной задачей [50].
Большинством специалистов разделяется
мнение о том, что корни психосоматического направления лежат в сформулированных
З.Фрейдом взглядах на конверсионную истерию. Он, в частности, пришел к
заключению, что неприемлемые или непереносимые для субъекта эмоциональные
состояния вытесняются из сознания и вместо естественного телесного выражения
начинают проявляться в символической форме через нарушение соматических
функций, то есть – через конверсию. При этом соматические симптомы во многом
рассматривались как невербальный по форме и архаичный по сути призыв о помощи [5,
12, 18].
Лифинцева А.А.
рассматривая категорию психосоматического в психологическом дискурсе XX века, отмечает, что термин
«психосоматика» впервые был впервые использован в 1818 году Р. Хайнротом, но этот
термин получил широкое научное распространение позже, благодаря К. Якоби, который
применил аналогичное понятие – «соматопсихика». Следующие даты были ключевыми в
подтверждении научного статуса психосоматической медицины: 1935 г., когда вышла
в свет научная публикация Ф. Данбар; в 1936 в США был опубликован первый научный
журнал «Психосоматическая медицина» (Psychosomatic Medicine); а в 1939 году было
основано первое академическое научное сообщество, посвященное проблемам психосоматики
– Американское психосоматическое сообщество (American Psychosomatic Society) [40,
59].
Основателем современной психосоматики считается
Франц Александер. Ф. Александр впервые в 1950 г. предложил теорию, согласно
которой симптомы вегетативного невроза – это не попытка выразить подавленное
чувство, а физиологическое сопровождение определенных эмоциональных состояний,
он же произвёл одну из первых классификаций психосоматических расстройств [3].
Влияние психики на
физические показатели здоровья и болезни человека изучалось также в работах
российских клиницистов (М.Я. Мудрова, Г.А. Захарьина, С.П. Бокина). Н.Г. Гаранян отмечает, что в своих
исследованиях они указывали на «неправильность понимания соматической болезни
как процесса, обусловленного только биологическими факторами, и считали, что на
возникновение и преодоление психосоматических расстройств организма человека
большое влияние оказывает личность больного, в частности его эмоциональное состояние»
[27].
Комина А.В. и Брянцев А.П. определяют современную
психосоматику как один из разделов в медицине и психологии, представляющий
современные клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные
исследования, в которых освещается [53]:
– роль стресса в
развитии соматических заболеваний;
– связь патохарактерологических
и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определённым
соматическим заболеваниям;
– зависимость
реакции на болезнь («поведения» в болезни) от типа личностного склада;
– влияние
некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т.п.) на
психическое состояние и многое другое.
Давая определения
понятиям, важно провести различия между понятиями «психосоматика» и
«соматопсихиатрия». Так, в рамках интегративной медицины рассматривается тесная
взаимосвязь между этими понятиями, однако если предмет соматопсихиатрии
полностью однозначно понимается как психическое расстройство, обусловленное относительно
тяжелыми формами соматической патологии, то определение предмета психосоматики
имеет значительные разночтения, как в мировой, так и в отечественной медицине
[16]. Согласно В.Н. Краснову, психосоматику можно определить как системную
концепцию в медицине и психологии, представленную широким диапазоном
исследований (клинических, биологических, психологических) на стыке наук
медицинского профиля, которые изучают нормальные и патологические соотношения
психических и физических процессов [55].