Платная доработка на тему Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Правовые позиции детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации
1.1. Сущность
понятия «трудная жизненная ситуация»
Глава 2
Характеристика форм социальной поддержки детей, находящиеся в трудной жизненной
ситуации
2.1 Основные
направления работы с детьми, которые попали трудную жизненную ситуацию
2.2
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки
Введение:
Актуальность
исследования. С начала своего возникновения семья
постоянно меняется и развивается. Двадцать первый век не стал исключением.
Серьезные изменения затронули все сферы семейных отношений.
Современное общество
постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья: идет сокращение рождаемости,
рост числа абортов, увеличение преступности, и насилия в семье, увеличение
числа разводов. Это приводит к тому, что все больше появляются семей, которые
находятся в трудной жизненной ситуации.
К данным семьям относятся
такие семьи, в которых нарушена сама структура семьи, происходит обесценивание
главных семейных функций, адаптация с обществом нарушена, и процесс воспитания
детей проходит с большими трудностями. В такой семье, как правило, складываются
деформированные, искаженные межчеловеческие отношения. Дети, воспитывающиеся в
таких семьях асоциальны, с трудом приспосабливаются к жизни в обществе, часто
нарушают правила поведения. Наблюдаемые в семье модели отношений они часто
воспринимают как норму и переносят их на свои взаимоотношения с окружающими
людьми. Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывают
психологические проблемы, которые становятся преградой при общении с
окружающими людьми.
Поэтому с ними необходимо
вести постоянную работу, они часто нуждаются в постоянной помощи и поддержке,
которую они не находят в своей семье. Эту помощь им должен оказать специалист
по социальной работе. Он должен стать посредником между ребенком и взрослыми,
стать его наставником и помощником. Основной задачей по работе семьёй является
решение социальных и психологических проблем детей из неблагополучных семей.
Исходя из вышесказанного,
можно выделить ряд противоречий, обусловивших актуальность данного
исследования.
Во-первых, наличие
направления подготовки «Социальная работа» — большое достижение системы высшего
образования. Будущие специалисты социальной сферы должны решать проблемные
ситуации, возникающие в семье между родителями и детьми;
Во-вторых, одной из
функций социального работника является защита прав ребенка, в случае, когда
семья находится в трудной жизненной ситуации и ему угрожает реальная опасность,
однако не все дети могут обратиться за такой помощью, по разным причинам:
боязнь, что узнают и накажут родители, стеснительность.
В-третьих, социальному
работнику необходимо обладать знаниями по вопросам семейного законодательства и
межличностного взаимодействия в семье и уметь разъяснить их ребенку, так как
многие дети не знают своих прав, а без знаний прав не возможна и защита.
Указанные противоречия
обусловили актуальность и выбор темы исследования «Работа с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации».
Объект исследования: дети,
находящимися в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: организации
педагогической поддержки детей, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучить
особенности организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть основные понятия исследования: «тяжелая жизненная
ситуация».
3. Изучить специфику педагогической поддержки детей, находящимися
в трудной жизненной ситуации.
Для достижения
поставленной цели и решения исследовательских задач были выбраны следующие методы:
теоретические анализ психолого-педагогической и социологической литературы по
проблеме исследования.
Теоретическую основу
исследования составили труды отечественных учёных:
Донцова Д. А., Куприной А.И., Тарасовой Н.В., Долгачевой Ю.А. изучающих
проблемы семей попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также Холостовой Е.И.,
Шульги Т.И. рассматривающих направления социальной работы с семьями,
находящимися в трудной жизненной ситуации и социальной опасном положении.
Практическая значимость
работы состоит в возможности использования результатов
экспериментального исследования и предложенной программы в деятельности
психологических служб, направленной на формирование жизнестойкого поведения
Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Трудная жизненная
ситуация – это ситуация нарушающая жизнедеятельность людей (инвалидность,
старость и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Если провести грань между
этими на первый взгляд похожими понятиями можно заметить, что понятие ТЖС
обычно объединяет факторы и условия, относящиеся в основном к материальным или
физическим ограничениям, в то время как понятие СОП акцентирует внимание на нормах
поведения несовершеннолетнего или его семьи, поэтому в данном случае речь идет
о девиантности и делинквентности. То есть понятие семья СОП имеет более узкое
значение и является специфическим определением в отличии от более общего
понятия семья в ТЖС и охватывает более широкий круг различных случаев.
Трудная жизненная
ситуация для ребёнка – это длительное и неблагоприятное состояние для развития
его личности, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него
внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья,
психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов,
следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного
подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим
окружением.
Технология
социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный,
поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с
использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовые позиции
детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации
1.1. Сущность понятия
«трудная жизненная ситуация»
Государство в Федеральном
законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального
обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что
трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых
жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных
причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность
самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
Поводом для этого могут
считаться следующие факторы: болезнь или инвалидность; старческая
недееспособность или одиночество; жестокое обращение с детьми со стороны
родителей, а также их отсутствие (одного или обоих); неимение собственного
жилья или определённого места для жительства. Сюда правомерно причисляется
безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).
Ещё один вариант обозначения сложной ситуации
в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной
помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или
несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и
последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.
Трудная жизненная ситуация
– это «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,
отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в
семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть
самостоятельно» [10].
В современное время очень
остро стоит вопрос о воспитании и виды помощи детям, которые находятся в
трудной жизненной ситуации.
Но что же такое трудная
жизненная ситуация и при каких трудных ситуациях ребенок может получить
необходимую помощь от государства.
Ч.С. Михайловны считает,
что трудная жизненная ситуация – это ситуация, которая нарушает
жизнедеятельность гражданина и он не может преодолеть ее самостоятельно. Это
такие ситуации, как: инвалидность, сиротство, малообеспеченность, конфликты и
жесткое обращение в семье.
Семья, находящаяся в
трудной жизненной ситуации – «семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую
жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность,
безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места
жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому
подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем
нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов» [18].
К семьям, которые в силу
объективных или субъективных причин находятся в ТЖС и нуждаются в помощи
специалистов различных сфер и в частности системы социальной защиты и
социального обслуживания по мнению С.В. Тетёрского относятся: «семьи беженцев и
вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной
иждивенческой нагрузкой; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы;
семьи военнослужащих – контрактников; семьи где родителям задерживают выплаты»
[11].
Особенность трудной
жизненной ситуации заключается в том, что «эта ситуация нарушает привычный для
человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и
внутренние аспекты ситуации с учётом содержательных признаков и определить
возможность преобразования ситуации, а затем – выбрать или принципиально новые
стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы
согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом» [12]. Исходя
из этого, ему приходиться составлять новые, непривычные для него стратегии
ведения образа жизни и способы взаимоотношения с другими людьми, а также самим
собой. Особенно тяжело находится в трудной ситуации детям, так как в отличие от
взрослых, дети не имеют достаточного жизненного опыта, сил, чтобы
самостоятельно решать проблемы. Дети нуждаются в мудром совете родителей, учителей,
а иногда даже в помощи государства [8].
Но нельзя забывать, что
семья является главным источником примера в формировании личности ребенка.
Семья должна помогать ребенку научиться жить, а главное- правильно жить в
социуме, иногда очень жестоком и несправедливом социуме. Однако, сегодня
микромодель семьи разрушилась, проблема связана не только с нарушением
взаимосвязи между родителями, но и между родителями с ребенком. Все это,
конечно, усугубляется внешними факторами, как безработица, пьянство, наркомания,
а также отсутствие нужной информации и «грамотности» по воспитанию детей. Таким
образом семья не обеспечивает ребенку успешную социализацию, психологический
комфорт, эмоциональное благополучие, и именно так возрастает количество детей,
которые испытывают трудную жизненную ситуацию. Но, к счастью, у таких детей
есть особые права, предусмотренные законом Российской Федерации и тем самым государство,
берет на себя обязательства оказывать необходимую помощь [13].
Таким образом можно
сказать, что семья, попавшая в ТЖС – это совокупность лиц, проживающих вместе,
и связаны общим бытом, взаимными правами и обязанностями, среди которых есть
хоть один ребенок в возрасте до 18 лет. Одной из характеристик этой семьи
является наличие обстоятельств, что объективно нарушают нормальную
жизнедеятельность, последствия которых семья не может преодолеть самостоятельно
(инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью
или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья
или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в
семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство,
стихийное бедствие, катастрофа и т.п.)