Работа над ошибками как средство развития орфографической зоркости младших школьников Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Работа над ошибками как средство развития орфографической зоркости младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Сущность понятия «орфографическая зоркость» и ее значениедля младшего школьника 6

1.2. Возрастные закономерности развития орфографической у младших школьников 10

II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ 17

2.1. Методические приёмы организации работы над ошибками для развития орфографической зоркости младших школьников 17

2.2 Опыт учителей по организации и проведениюработы над ошибками, способствующей развитию орфографической зоркости у младших школьников 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ А 36

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37

ПРИЛОЖЕНИЕ В 38

  

Введение:

 

Проблема грамотного письма всегда была, есть и будет актуальна. В настоящее время наблюдается снижение уровня грамотности, как среди школьников, так и среди взрослого населения. Так по результатам «Тотального диктанта» 2021 года — отметку «отлично » получили только 4 % участников.

Орфографическая грамотность в начальной школе играет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Этот факт подтверждает основная образовательная программа НОО, где упор делается на освоение орфографической стороны письма, способствующей познанию родного языка в письменной форме. В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится первостепенная роль. Грамотное письмо предусматривает освоение орфографии. Основной единицей орфографии, в соответствии с требованиями ФГОС, является орфограмма. С введением этого понятия встала необходимость развития орфографической зоркости учащихся.

Несмотря на то, что ребенок с рождения владеет родным языком, в период обучения в школе русский язык выступает как научная дисциплина, для успешного изучения которой стоит приложить немало усилий.

В течение последних лет уровень преподавания родного языка в школе значительно вырос благодаря внедрению современных образовательных технологий и применению новых форм организации учебного процесса. Однако, несмотря на нововведения в области образования, учащиеся по-прежнему не достигают высокого уровня орфографической грамотности. Несформированность орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы является одной из важных причин недостаточно высокого уровня орфографической грамотности младших школьников. Под орфографической зоркостью понимается способность быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки, слабо сформированная орфографическая зоркость или ее отсутствие является причиной ошибки.

Такие ученные, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Луриа, С. Л. Рубинштейн изучали вопросы о связи владения человеком формами устной и письменной речи с механизмами мышления и понимания. С.А. Козловой, М.Р. Львова посвящены определению развитости речевых навыков как признака образованности и воспитанности личности, что в значительной степени определяет профессиональную и общественную сторону человека. К понятию развитых речевых навыков относят такие признаки как точная, четкая, грамотная и выразительная речь, а также чтение и грамотное письмо.

Тема исследования: работа над ошибками как средство развития орфографической зоркости младших школьников.

Цель исследования:изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы развития орфографической зоркости младших школьников посредством работы над ошибками.

Объект исследования:развитие орфографической зоркости младших школьников

Предмет исследования:развитие орфографической зоркости младших школьников через работу над ошибками

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «орфографическая зоркость» для младшего школьного возраста и выделить его структурные компоненты;

— рассмотреть возрастные закономерности и теоретические основы развития у младших школьников орфографической зоркости;

— описать возможные варианты организации работы над ошибками на уроке русского языка в начальной школе и методические требования к её применению;

— изучить опыт учителей по организации и проведениюработы над ошибками, способствующей развитию орфографическойзоркости у младших школьников;

Методы исследования: общетеоретические – анализа, сравнение, обобщение, умозаключение.

Собственно-педагогические – изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, изучение понятийного аппарата работы, изучение педагогического опыта по теме исследования.

Практическая значимость: исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в работе учителей начальных классов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (а,б,в).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование орфографической зоркости очень важный процесс, так как грамотное письмо гарантирует точность формулировки мыслей, понимание людей в письменном общении. От этого, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит последующее подготовка ребенка в школе, его орфографическая также речевая компетентность, его умение осваивать родной язык в письменной форме.

Орфографическая зоркость младших школьников во много зависит от их физических, психологических и возрастных особенностей. Однако стоит так же помнить и об особенностях личностных.

Задача учителя — правильно организовать работу с ребенком, учитывая его возрастные и физиологические особенности.

Методы и приемы по организации работы над ошибками не универсальны и подвержены изменению со стороны учителя в зависимости от учебной ситуации. Подтверждение данного тезиса можно видеть в конспектах-уроков учителей, которые были проанализированы во втором параграфе. Те приемы, которые были указаны как неподходящие, не являются не работающими, просто их нельзя отнести к работе с младшими школьниками. Те же, что были отмечены положительно можно использовать в работе в дальнейшем.


 

Фрагмент текста работы:

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «орфографическая зоркость» и ее значениедля младшего школьника

Орфографическая грамотность в начальной школе играет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Этот факт подтверждает Основная образовательная программа НОО, где упор делается на освоение орфографической стороны письма, способствующей познанию родного языка в письменной форме: «Выпускник на ступени начального образования сможет применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов и овладеет умением проверять написанное» [26].

В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится первостепенная роль. Грамотное письмо предусматривает освоение орфографии. Основной единицей орфографии, в соответствии с требованиями ФГОС, является орфограмма. С введением этого понятия встала необходимость развития орфографической зоркости учащихся.

Для того чтобы раскрыть определение понятия «орфографическая зоркость», необходимо рассмотреть понятие «орфограмма». Например, М.Р. Львов дает такое определение: «Орфограмма — это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки» [7]. П.С. Жедек пишет: «Орфограмма — это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух» [6]

Любое орфографическое действие начинается с нахождения орфограммы, если ребенок не умеет находить в словах, словосочетаниях орфограмму, то и не сможет определить ее тип, а значит и проверить. Это умение является основным в обучении грамотному письму. Научить видеть орфограммы – значит сформировать орфографическую зоркость.

О. А. Скрябина, в своей работе дала анализ понятий «орфограмма» и «орфографическое действие», доказывается целесообразность использования орфографического действия в качестве доминирующего понятия теории и практики методики орфографии.

Орфографическое действие представлено в свете письма как вида речевой деятельности, определяется как речевое действие, когнитивно-коммуникативное действие, текстооформляющее действие.

Анализ проблемы орфографической грамотности учащихся с позиции теории речевой деятельности, письма как вида речевой деятельности дает веские основания актуализировать в методике обучения не орфограмму, а орфографическое действие.

Впервые понятие орфографической зоркости ввел методист, педагог конца XIX века В. П. Шереметьевский. Под орфографической зоркостью он подразумевал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего [23, с. 33].

По определению М. Р. Львова, «орфографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные списывающим (собственные или чужие)» [7, с. 39].

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. База для развития орфографической зоркости будет создана тогда, когда детям покажут, что при письме на месте одного и того же звука в слабой позиции бывают разные буквы, но правильной будет только одна из них и ее надо выбрать. В дальнейшем необходимо зафиксировать в сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест. 16

В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает постановку орфографической задачи.

Организационный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия, на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых образов с их следом в памяти.

Большое влияние на развитие орфографической зоркости оказывают такие психические процессы:

– активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

– логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

– зрительная память: запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

– непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности является одной из главных причин допускаемых ошибок. Знание правил и умение их применять не помогает при письме, так как ребенок не видит орфограмму

Антонова Е.С охарактеризовала орфографическую зоркость: «формирование орфографической зоркости связано с пониманием учеником того, что при переводе из устной формы в письменную всегда есть ошибкоопасные места. Правильное обучение грамоте с самого начала запускает механизм внимательного отношения к слову — мы учим наблюдать признаки орфограмм «ловушек[ 9, с. 378]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы