Психология\Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования
заключается в том, что процесс адаптации ребёнка в образовательном учреждении
достаточно труден как в психологическом аспекте, так и в физическом. Адаптацию
рассматривают как приспособительную реакцию самоорганизующейся системы к
постоянно изменяющимся условиям. Многие психологи утверждают, что психическая
адаптация школьника  определяется в виде
сложного процесса, в ходе которого устанавливаются соответствующие особенности
детской личности и окружающей среды в процессе организации деятельности,
которая присуще каждому человеку. В результате адаптации происходит
удовлетворение насущных потребностей личности, реализуются жизненные цели, при
этом обеспечивается соответствие человеческой деятельности и поведения правилам
окружающей его среды. Как известно, умственная отсталость способствует
нарушению практически всех способностей человека к адаптации, поскольку
расстройства функций головного мозга во многом определяет социальное поведение
человека.

 По мнению В.В. Королева, «психологические
аномалии оказывают только косвенное воздействие, при этом нарушая контакты
ребёнка с педагогом и ровесниками, создаются препятствия для естественной
трудовой и учебной деятельности, что в конечном итоге определяет
противопоставление личности своему окружению, содействует формированию
антисоциальных позиций и установок в семье» [4].

В
отечественной науке выделяют ряд направлений, которые изучают проблемы,
взаимосвязанные с школьной адаптацией детей.

Большинство
педагогических и социологических исследований рассматривает различные аспекты
данной проблемы. В частности, фундаментальные основы развития теории личности
раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и др.; понятие «социальная адаптация» рассматривали отечественные
учёные Г.А. Гусев, А.В. Петровский, А.А. Налчаджян, зарубежные психологи А.
Маслоу, К. Роджерс. Теоретические идеи личностного развития, адаптации и
реабилитации раскрыли Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.П. Лазарев, В.С. Мухина и
другие. Вопросам адаптации первоклассников к совершенно новым условиям
школьного образования в группе ровесников посвящены работы М.М. Безруких, С.А.
Беличевой, Л.И. Божович, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера Д.Б. Эльконина и др. В
своих трудах Н.Ф. Алиев, С.В. Гаврилин, Н.И. Гуткина, И.А. Домашенко и др. были
выявлены разнообразные элементы готовности к школе, установлены преемственные
черты дошкольного и школьного образования.

Цель исследования: выявить
условия психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации младших
школьников с умственной отсталостью. Объект
исследования: школьная адаптация младших школьников с умственной
отсталостью.

Предмет исследования:
психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации младших
школьников  с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое
сопровождение школьной адаптации младших школьников  с умственной отсталостью будет эффективно при
соблюдении следующих психолого-педагогических условий:


своевременное выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью;


формирование осознания и принятия школьных норм поведения младшими школьниками
с умственной отсталостью;


снятие тревожности у школьников младших классов с умственной отсталостью;


формирование положительной мотивации к учебной деятельности у школьников
начальной школы, у которых наблюдается умственная отсталость;


формирование эффективного взаимодействия учащихся с умственной отсталостью
между собой и педагогом.

Задачи исследования:

1.
Теоретически обосновать проблему психолого-педагогического сопровождения
школьной адаптации учащихся начальных классов с умственной отсталостью.

2.
Изучить, каким образом проявляется дезадаптация к школьному обучению, у
учащихся начальных классов с умственной отсталостью.

3.
Составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения
школьной адаптации учащихся начальных классов с умственной отсталостью.

4.
Выявить эффективность исследования.

Методы исследования: в процессе
исследовательской работы были использованы теоретические методы: анализ
источников научной литературы; наблюдение; эксперимент; использовались
следующие методики:


методика по определению проявлений школьной дезадаптации у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (авторы: Э.М.
Александровская, М.Р. Битянова, Н.Г. Лусканова);


методика по выявлению социально-психологической адаптации детей к школе (автор:
Э.М. Александровская);


анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (автор: М.Р.
Битянова);


экспресс-методика «Выявление тревожности у школьников» (автор: М.Р. Битянова).
Также применялись методы математической обработки полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании
проблемы успешной адаптации детей с нарушениями интеллекта к школьному
обучению; в изучении и обобщении имеющихся в дефектологии и специальной
педагогике материалов по проблеме адаптации детей с нарушениями интеллекта  к обучению в школе, в изучении опыта работы
педагога-психолога с детьми и родителями детей, посещающих школу-интернат.

Практическая значимость исследования состоит в том, что программа по
адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению;
рекомендации для родителей по оптимизации процесса адаптации детей с
интеллектуальными нарушениями к школьному обучению.

База
исследования: Психолого-педагогический эксперимент был
проведён на базе МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья №1», корпус 1 г.о. Электросталь. В исследовании была задействована
группа из 16 обучающихся 1 класса, возраст испытуемых 7-8 лет. Это
экспериментальная группа (ЭГ). Так же в исследовании приняли участие 16
родителей обучающихся (14 матерей и 2 отца) и учитель начальных классов.

Контрольная группа (КГ)
представлена учащимися «Школы-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья №1», корпус 2 г.о. Электросталь 
— 13 человек. Так же в исследовании приняли участие 13 родителей обучающихся
(11 матерей и 2 отца) и учитель начальных классов.

Структура работы:
выпускная квалификационная работа включает введения, три главы, заключение,
список используемой литературы (64 наименования) и приложение (10
наименований). Общий объем работы составляет 81 страница печатного текста;
работа иллюстрирована 18  таблицами и 12
рисунками.

Апробация
исследования:

1. Выступление на педсовете «Школы-интерната
для детей с ограниченными возможностями здоровья №1», корпус 2  г.о. Электросталь «Адаптация к школе детей с
умственной отсталостью» (май 2021г.)

2. Выступление на педсовете «Школы-интерната
для детей с ограниченными возможностями здоровья №1», корпус 2  г.о. Электросталь «Изучение процесса
адаптации детей с умственной отсталостью в период адаптации к школьному
обучению» в сб. «Рекомендации для педагогов по адаптации детей к школьному
обучению»

3. Публикация
статьи «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с умственной
отсталостью в период адаптации к школьному обучению», VIII Международной
научно-практической конференции Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии", 1-2 апреля
2021, Орёл-Волгоград.

4. Публикация
статьи «Изучение процесса адаптации детей с умственной отсталостью в период
адаптации  к школьному обучению. (сдана в
печать)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как известно поступление в школу для
любого ребёнка является важным и совершенно новым жизненным этапом, в
особенности это касается детей, имеющие какие-либо отклонения. Дети с
ограниченными возможностями здоровья, а именно имеющие отклонения в умственной  области, очень сложно приспособиться к новым
условиям. Приходя в первый класс, школьнику с умственной отсталостью приходится
адаптироваться к обстановке, когда он находится вдали от семьи и дома,
сталкивается с совершенно новыми, порою незнакомыми для себя видами и формами
работы. Кроме этого, ему предстоит познакомиться с ровесниками и научиться
общаться с ними, выстраивать взаимоотношения в новом окружении, при этом это
необходимо сделать за преимущественно короткое время.

 Процесс адаптации у детей с умственной
отсталостью очень часто сопровождается психологическими травмами и
переживаниями. Порою возможны такие эмоциональные состояния, как различного
рода страхи, возникновение тревожности, проявление агрессии, апатии, у таких
школьников часто случаются неврозы. По мнению специалистов, период адаптации к
школьным условиям у первоклассников, имеющих интеллектуальные нарушения, в
целом проходят те же стадии, что и у обычных ровесников. Только аномальные
стадии формирования когнитивной сферы у таких детей характеризуют уровень
недоразвития всей детской психической системы, а также его личности и
адаптационных возможностей.

Статистические данные
свидетельствуют о том, что ежегодно происходит рост количества школьников,
которые испытывают сложности адаптации к школе. У таких детей возникают
трудности в освоении школьной программы. А в отношении школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данная проблема более очевидна,
ведь такие дети имеют органическое поражение коры головного мозга, которое
приводит к устойчивым нарушениям умственной деятельности, и необходимости
создания для них специальных условий для развития, воспитания и обучения.

Поэтому на сегодняшний
день остро встаёт проблема эффективной адаптации школьников с умственными
нарушениями к образовательной  деятельности.
Согласно основным идеям Л.С. Выготского, В.Г. Петровой о том, что существуют
единые законы, характеризующие нормальное и аномальное развитие, выделяется,
что в процессе формирования общения с другими людьми у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действуют те же закономерности,
определяющие развитие обычного ребёнка. Однако необходимо отметить, умственные
нарушения и определённые характерные черты в поведении и развитии ученика с
умственной отсталостью влияют на процесс качественного протекания данного
процесса и необходимость соблюдения конкретных мер по  специальной организации образовательного
процесса.

Для того, чтобы 
подтвердить или опровергнуть гипотезу мы разработали программу
опытно-экспериментального исследования, которая была реализована на
констатирующем и контрольных этапах эксперимента.

Уровень
школьной мотивации в контрольной и экспериментальной группах в большинстве
случаев низок, или же, школа привлекательна для обучающих с умственной
отсталостью за пределами школьной жизни.

Родители  экспериментальной и контрольной групп так же
отмечают трудности адаптации на этапе поступления в школу. Это выражается в
нежелании посещать образовательное учреждение, низком уровне учебной мотивации,
трудностях с усвоением учебного материала.

На
констатирующем этапе эксперимента анкетирование педагогов в обеих
образовательных организациях показало низкий уровень адаптации учащихся с
умственной отсталостью.

Констатирующий
этап выявил следующие результаты: в экспериментальном 1 классе школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно характеризовать
как: низко мотивированных к учебной деятельности, имеющих отрицательную
динамику в отношении успеваемости. У них возникают сложности при общении с педагогами
и ровесниками. У них выявлен достаточно высокий уровень тревожности. По итогам
выявленных результатов можно констатировать: у детей, участвующих в
эксперименте, низкий уровень школьной адаптации.

По
результатам констатирующего этапа эксперимента, мы разработали программу
коррекционно-развивающих занятий и внедрили её в экспериментальную группу.

Контрольный этап опытно-экспериментальной
работы предполагал сравнение полученных данных по избранным методикам в двух
группах: контрольной и экспериментальной.

Используя метод
статистической обработки данных мы выясним, насколько статистически значимы
различия между контрольной и экспериментальной группами по количеству
адаптированных или дезадаптированных обучающихся с использование критерия Фишера.

Применение метода
математической статистики показало, что количество дезадаптированных учащихся в
экспериментальной группе уменьшилось, с точки зрения педагога и родителей
обучающихся. Школьная мотивация в экспериментальной группе так же возросла. Это
является доказательством того, что организация комплексной
психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательного процесса
позволяет снизить уровень школьной дезадаптации, сделать процесс вхождения
обучающегося с умственной отсталостью в школу более успешным.

Нами
была выдвинута гипотеза, что психолого-педагогическое сопровождение школьной
адаптации младших школьников  с
умственной отсталостью будет эффективным при соблюдении следующих
психолого-педагогических условий:


своевременное выявление школьной дезадаптации у младших школьников с умственной
отсталостью;


формирование осознания и принятия школьных норм поведения учащимися начальных классов, имеющих
интеллектуальные нарушения;


снятие тревожности у обучающихся
младших классов с умственной отсталостью;


формирование положительной мотивации к учебной деятельности у учеников начальной школы, имеющих умственную
отсталость;


формирование эффективного взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
между собой и преподавателем.

Проведение
комплекса мероприятий со всеми участниками образовательно-воспитательного
процесса (консультации с педагогами, родителями, коррекционно-развивающие
занятия с первоклассниками) подтвердило нашу гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1.
Понятие об адаптации в
психолого-педагогической литературе

Большинство исследований,
посвящённых вопросам изучения такого явления как адаптация, проведены в
теоретическом (Б.Г. Ананьев, Г.А. Балл, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Ж.
Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, и др.) 
и практическом направлениях (Н.Г. Кджанян, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут,
В.А. Чикер, В.А. Энгельгардт и др.).

Проблема адаптации
представляет одну из актуальных в настоящее время, что является подтверждением раннее
изучение данной проблемы. Начиная с 1865 года впервые в  науке Г. Ауберт ввёл понятие «адаптация»,
активно использующееся в литературе по сей день. Изначально термин «адаптация» рассматривали
как «изменение чувствительности анализаторов под влиянием адаптации органов чувств
к действующим раздражителям» [15, с.45]. В свою очередь это доказывает тот факт,
что во время зарождения научной психологии проблема адаптации уже изучали
знаменитые физиологи того времени. За сто пятьдесят лет «адаптационный» вопрос
был изучен настолько тщательно, что 
большинство взглядов сводятся к единому мнению о сложности данного
явления.

Можно сделать вывод, что
термин «адаптация» в широком смысле означает:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы