Платная доработка на тему Психолого-педагогическое сопровождение организации игрового пространства в образовательной среде детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1.
Теоретические основы организации игрового пространства в образовательной среде 8
1.1 Сущность понятия и значение предметно-игровой среды в
ДОУ 8
1.2 Методологические принципы построения игрового
пространства в образовательной среде ДОУ 14
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение организации
игрового пространства в ДОУ 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению
игрового пространства в образовательной среде ДОУ 36
2.1 Выявление уровня эффективности психолого-педагогического
сопровождения организации игрового пространства в ДОУ 36
2.2 Содержание психолого-педагогического сопровождения
игрового пространства в образовательной среде ДОУ 48
2.3 Анализ результатов проведенной работы 57
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список использованных
источников 75
Приложения 80
Введение:
Актуальность проблемы. На современном этапе развития современного
общества происходит переосмысление значения института образования. На
сегодняшний день основной задачей образовательного процесса является
всестороннее развитие личности. Согласно современным представлениям именно
такой подход в образовании обеспечивает
полноценное развитие личности, гармоничную интеграцию личности в
общественные структуры.
Первым этапом обучения ребенка является дошкольное
образование. Так как на дошкольном этапе развития осуществляется формирование
фундамента основных видов деятельности ребенка, формируются предпосылки
произвольного поведения, развивается Я-концепция ребенка, необходимо создать
все необходимые условия, для развития данных
предпосылок.
Личность ребенка формируется под воздействием
окружающей его среды. В зависимости от условий в которых происходит обучение
ребенка, зависит его включение в социокультурное пространство. В результате
этого проблема организации пространства
ДОУ является на сегодняшний день актуальной. Одним из основных принципов
организации пространства в ДОУ является
придерживание идее гуманизма, диалогичности, природосообразности и
культурообразности психолого-педагогического процесса.
Учитывая вышеизложенного можно заключить, что одним из
основных условием развития ребенка в
дошкольном образовательном учреждении является правильно организованная
предметно-игровая среда. Под данным пространством понимается специально
организованная
предметно-пространственная среда, в которой дети могут осуществлять
поисковую деятельность, являющейся одним
из факторов развития.
Анализ психолого-педагогической литературы показал,
что психолого-педагогическое сопровождение предметно-игрового пространства ДОУ
является одной из актуальных, но мало изученных проблем. Это определило тему
исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение организации игрового
пространства в образовательной среде детского сада».
Актуальность исследования основывается на противоречиях: между требованиями ФГОС ДО к качеству
организации современной системы дошкольного образования и низким уровнем
компетентности в вопросах психолого-педагогического сопровождения
предметно-игрового пространства как психолого-педагогической инноватики.
Обоснование актуальности выбора темы и
сформулированные противоречия позволяют нам определить основную проблему
исследования: выявление содержания психолого-педагогического сопровождения
предметно-игровой среды ДОУ и условий эффективности процесса развития ребенка в
игровом пространстве в образовательной среде ДОУ.
Объект исследования: организация
игрового пространства в образовательной среде детского сада.
Предмет исследования:
психолого-педагогическое сопровождение организации игрового пространства в
образовательной среде детского сада.
Цель исследования: разработка
содержания психолого-педагогического сопровождение организации игрового
пространства в образовательной среде детского сада.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение организации
игрового пространства в образовательной среде детского сада будет эффективным
если:
– организовывать работу с детьми;
– организовывать работу с родителями.
В соответствии с целью и гипотезами были определены
следующие задачи исследования:
1. рассмотреть сущность понятия и значение
предметно-игровой среды в ДОУ;
2. изучить методологические принципы построения
игрового пространства в образовательной среде ДОУ;
3. Проанализировать психолого-педагогическое
сопровождение организации игрового пространства в ДОУ;
4. определить уровень эффективности психолого-педагогического
сопровождения игрового пространства в ДОУ;
5. разработать содержание психолого-педагогического
сопровождения игрового пространства в образовательной среде ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования
составили: концептуальные основы развития дошкольного образования (P.C. Буре,
Р.М.Чумичева, Т.С. Комарова, З.В.Лиштван, C.B. Петерина, О.П. Радынова,
Р.Б.Стеркина, С.Л. Новоселова и др.); исследования проблем педагогического
проектирования (В.И. Слободчиков, О.Т. Прикот, Т.С. Шахматова, Н.О.
Яковлева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по изучаемой
проблеме, методы анализа и интерпретации экспериментальных данных.
2. Психодиагностическое
обследование с применением методик.
3. Методы математико-статистической
обработки результатов исследования: критерий Т-Стьюдента.
Теоретическая значимость
исследования заключается: в расширении научных
представлений о психолого-педагогическом сопровождение предметно-игрового
пространства ДОУ; в обосновании содержания психолого-педагогического
сопровождения предметно-игрового
пространства ДОУ.
Практическая значимость
заключается в разработке содержания психолого-педагогического сопровождения
предметно-игрового пространства ДОУ.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями,
психологами, студентов педагогических учебных заведений.
Экспериментальной
базой для выполнения выпускной квалификационной работы стало МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек»» г. Мичуринска Тамбовской
области. В эксперименте приняли участие воспитанники детского сада в количестве
40 человек и 10 педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: путём публикаций
результатов исследования в научной и методической печати (см. Список использованных
источников), через внедрение разработанных методических материалов в практику МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 23 «Ручеек»» г. Мичуринска Тамбовской области), отчётов на заседаниях кафедры
педагогики и психологии Социально-педагогического института ФГБОУ ВО
Мичуринский государственный аграрный университет.
Результаты исследования излагались и были одобрены во
время работы II Всероссийской
(национальной) научно-методической конференции с международным участием «Новые
технологии в аграрном образовании» (Мичуринск, 3-4
февраля 2021 г., ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ).
Структура
работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка использованных источников и приложений. Текст работы изложен
на _ страницах печатного текста. Список использованных источников включает в
себя _ источников.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил сделать
следующие выводы:
1.
Рассмотрев теоретические основы сущности понятия и значения предметно-игровой
среды ДОУ, были сделаны следующие выводы: предметно-игровая среда является
частью общей образовательной среды, которая предназначена для всестороннего
развития ребенка, с помощью материалов и игрушек находящейся в ней. Влияние пространственной среды на развитие
ребенка зависит от правильности ее организации, соблюдения основных
педагогических требовании в соответствие с ФГОС дошкольного образования;
2.
После изучения методологических принципов построения игрового пространства в
образовательной среде ДОУ, было выявлено, что правильно организованная
предметно-игровая среда ДОУ, способствует развитию внутренней деятельности
детей, то есть собственно саморазвивающиеся психические процессы. Именно
саморазвитие внутренних структур деятельности образует тот реальный
психологический фон, на котором ставится воспитание как формирование личности.
3.
Психолого-педагогическое сопровождение организации игрового пространства в ДОУ
направленно на выполнение основных функций: развивающей, воспитательной,
образовательной. Основной целью игровой среды является всестороннее развитие
ребенка.
4.
Для выявления уровня эффективности психолого-педагогического сопровождения игрового
пространства ДОУ было организовано экспериментальное исследование. Методики
данного исследования включали в себя: методику диагностики игровых умений у
детей дошкольного возраста; анкетирование воспитателей; оценка
предметно-игрового пространства ДОУ.
На
основе проведено обследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста
преобладает низкий уровень развития игровых умений; организация пространства
ДОУ не в полной мере соответствует современным требованиям ФГОС, это относится
к своевременной смены игрушек и оборудования пространства ДОУ; в группе
соблюдены требования ФГОС, к которым относится психологическая, физическая
безопасность ребенка, обеспечение разностороннего развития ребенка.
На
основе полученных результатов в процессе диагностического обследования было
разработано содержание психолого-педагогического сопровождения игрового
пространства в образовательной среде ДОУ. Для проверки эффективности
разработанного содержания была проведена повторная диагностика.
Сравнительный
анализ полученных данных позволили нам выявить существенные положительные
изменения уровня развития игровых умений у детей, усовершенствовалась
организация пространства ДОУ, что свидетельствует об эффективности
разработанного содержания.
Таким
образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования
достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область
исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет
специалистам эффективнее осуществлять работу по психолого-педагогическому
сопровождению игрового пространства в образовательной среде Д
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы организации игрового пространства в
образовательной среде 1.1 Сущность понятия и значение предметно-игровой среды в ДОУ.
Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды
ДОУ на сегодняшний день стоит является актуальным. Это связано с реализацией
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного
образования [69, с. 13].
Как известно ведущей формой деятельности у
дошкольников и основным видом деятельности для них считается игра. Вследствие
этого большое внимание уделяется обновлению предметно-игровой среды ДОУ.
Развивающая предметно-игровая среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей и корректировки
дефектов их становления [1, с. 17].
Роль взрослого заключается в правильном моделировании
предметно игровой среды, которая содействует развитию личности ребенка.
Современные исследователи считают, что при обогащении пространства ребенка
необходимо учитывать изменения происходящие в соответствии с его развитием на
каждом возрастном этапе, изменение его потребностей и интересов детей младшего
и старшего дошкольного возраста. В подобный среде возможно одновременное
подключение в функциональную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую
деятельность, как отдельных личностей, таки всей группы детей.
Формируя развивающую предметно-игровую среду в каждой
возрастной группы в ДОУ, необходимо принимать во внимание психические основы
конструктивного взаимодействия членов воспитательно-образовательного процесса,
дизайн и эргономичность современной среды дошкольного учреждения и психические
особенности возрастной группы, на которую направлена предоставленная среда.
Особенное значение в ДОУ придается предметно-игровой
среде, так как как основным видом деятельности ребенка считается игра, и ее
воздействие на всестороннее развитие личности. Большое многообразие игр детей в
дошкольном учреждении направлено на создание предметно-игровой среды. Однако,
предметно-игровая среда групп ДОУ практически не изменяется с течением времени:
появляются новые игры, игрушки, однако подходы к их применению остаются
прежними.
На современном этапе в педагогическом процессе, игре
уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития
является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на
личность ребенка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов
целесообразно ее организовать.
Особое требование предъявляется предметно-игровой
среде, потому что среда считается главным средством развития личности ребенка и
источником его познаний и общественного навыка. От этого во многом находится в
зависимости характер игры, действия которые ребенок выполняет, его ощущения,
переживания. Содействовать развитию дошкольника помогает предметно-игровая
среда, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным
действиям. Также среда помогает понять детям и осмыслить какие существуют орудия
насилия, беспощадности, орудие, стимулирующее агрессию, разрушительное
поведение, травмирующую психику дошкольника. В том числе окружающая среда может
создавать у ребенка искаженные представления об окружающем мире, о
нравственности, подрывая человеческое начало формирующейся личности. В
настоящее время, игра действенно используется во многих сферах в том числе и
взрослой жизни (в экономике, политическом деятельности, социологии,
лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном
объеме и с большей функциональностью тактично подключить игровую деятельность в
современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного
образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт
больше подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и совместно с тем,
целенаправленному поведению, чем их сверстники с недостатком игровой практики
[3, с. 21].
Для развития игровой деятельности в свою очередь
необходимы определенные условия. Создание условий для игровой деятельности
воспитанников является одной из основных задач дошкольного учреждения. При
организации игрового пространства обязательно соблюдение определенных
требований. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и
возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения,
партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном
мире. Дошкольный возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры.
Для этого нужно организовать предметно-игровую среду
так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Таким образом, можно утверждать, что для формирования
интегративных качеств ребенка, определяющих успешность личностной актуализации
и позволяющих ребенку самостоятельно решать задачи, адекватные возрасту,
необходимо опосредствовать развитие высшего уровня сфер развития ребенка —
произвольности (физической активности, социально-эмоциональных процессов,
познавательно-речевой деятельности, художественно-творческих процессов) через
проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды.
Исходя из определения среды как условия развития и
становления личности (Е.В. Бондаревская, B.C. Библер, JI.C. Выготский, И.С.
Кон, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, P.M. Чумичева,
В.А. Левин и др.), игровое пространство можно определить как задачу
психолого-педагогической инноватики, как специально организованную
социокультурную предметно-пространственную среду, которая является «поисковым
полем» ребенка, условием его развития.
Игровое пространство рассматривается как совокупность
игровой деятельности, которая, по сути, является социокультурной практикой;
предметно-развивающей среды (ее предметно-вещное наполнение, дизайн и особая
архитектура), способствующей развитию социально-личностной сферы ребенка с
вершиной в социальной компетентности [14, с. 83].
Освоение психолого-педагогического проектирования
игрового пространства как основной задачи психолого-педагогической инноватики
на современном этапе модернизации дошкольного образования позволяет создать в
ДОУ условия для планомерного и эффективного социально- личностного развития
ребенка.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в
педагогике как более узкая черта среды, как фактор, стимулирующий,
направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает воздействие на
становление личности в широком значении и на становление у ребенка личностных
свойств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательн игровую
деятельность, формирует воображение. Она как бы является материальной средой
мысли ребенка [6, с. 26].
Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во
многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ (Л.С. Выготский,
Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Поддъков, Е.А. Флерина, С.Л. Новоселова и др.).
Предметно развивающая среда представляет систему материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и
физиологического развития. В игровую предметно — развивающую среду входят:
крупное организующее игровое поле, игровое оснащение, игрушки, игровая
атрибутика различного рода, игровые материалы, необходимые для игровой
деятельности детей. Все эти игровые способы присутствуют как правило не в
каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале,
на площадке (веранде) участка детского сада.
Игровые средства в обязательном порядке должна быть
сомасштабны друг другу и другим предметам внутреннего интерьера. Это означает,
что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в
эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы
должны отвечать принципу безопасности [20, с. 45].
Кроме материальных и субъективных требований к
организации предметно-развивающей среды, есть и чисто педагогические. Это,
прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые,
режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее актуальны учащие и
досуговые игры, так как, они способствуют формированию у детей основных
необходимых новообразований в
психологической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видов
деятельности.